Здесь может быть ваша статья...

Власова Н. Л.,
член Заводоуковского родословного
общества «Истоки»

Моя мама Екатерина Никитична Власова посвятила педагогическому труду более 40 лет. Закончив в 1940 году Тюменский государственный учительский институт, она была направлена в с. Гладилово Голышмановского района Тюменской области в неполную среднюю школу, где вела географию и биологию. Начало учительской работы оказалось очень трудным: холод, полуголодное существование, заготовка дров на быках, работа на полях с учениками. Дома её редких приездов ждали престарелая мать с больным сыном Иваном. В 1943 году по семейным обстоятельствам мама вернулась в Заводоуковск. Из записей в трудовой книжке узнаю, что мама в сентябре была назначена преподавателем географии и ботаники в Заводоуковскую среднюю школу [1].

Медведева Г. В.,
руководитель родословного
общества «Истоки»,
 г. Заводоуковск

Учитель – герой моего рассказа своим появлением в с. Новая Заимка и впечатляющими результатами своей работы, словно факелом, осветил обыденную жизнь села. Эдуард Эдуардович Байер предстал перед нами феноменальным явлением: небывалое для селян не просто увлечение – своего рода одержимость, неисчерпаемая верность музыке удивляла, покоряла, восхищала. До сих пор поражает его необыкновенно глубокое отношение к делу, которому он посвятил жизнь. Безграничная преданность Э. Э. Байера творчеству, любовь к детям всех возрастов, педагогический такт ещё при жизни сделали его признанным деятелем культуры и просвещения.

Хамова Л. И.,
хранитель музея
Падунской средней общеобразовательной школы
имени Заслуженного учителя школы РСФСР И. Е. Хребтова

Возникла Падунская школа 15 января 1889 года. За 132 года произошло много изменений и преобразований. Я хочу начать с 1952 года когда школа была реорганизована в среднюю, а директором стал вновь приехавший учитель физики Сергей Иванович Пантюхин. Было очень трудно, особенно в первый год работы. Денег по смете не было ни копейки. Дрова ни для школы ни для учителей не были заготовлены.  Проблему удалось частично решить обратившись в обком КПСС.  Пришлось занимался в основном хозяйственными делами, а 1 августа 1954 года С. И. Пантюхин вернулся в Тюмень и директором школы стал  Иван Евгеньевич Хребтов.

С этого времени выполняя решения Х1Х съезда КПСС, школа переходит к всеобщему политехническому обучению. Целью политехнизации является подготовленность выпускников школ  к практической деятельности, чтобы учащиеся знали основы промышленного и сельскохозяйственного производства и практически приобщались к труду на предприятиях, колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. Школе в то время трудно было добиться резкого перехода к новому направлению. Средняя школа существовала всего два года и не имела ни кабинетов, ни оборудования для них, ни мастерской. Опытный участок  школы размером 150 кв.м. был расположен на глинистой почве, где даже сорняки не вырастали. Не было и опыта работы у ещё в основном молодого коллектива, поэтому было принято решение создавать материальную базу для организации кабинетов и учиться самому коллективу учителей, заимствуя лучший опыт. 

Как же осуществлялось политехническое обучение в свете учебных дисциплин?

БИОЛОГИЯ.  Начали работу с  создания материальной базы. Для этого директор школы ознакомился с работой опытного участка в Заводоуковской средней школеруководимого Аркадием Сергеевичем Веселовским. Договорились об обмене опытом и заимствовании семян. Приняв решение о закладке опытного участка, нашли маленькую площадь 0,25 га. Силами учащихся огородили тынником  сделали два парника на 8 рам и весной 1955 года  было заложено ряд опытов по яровизации семян ржи, выращиванию различных сортов  кукурузы на зерно, по сортоиспытанию картофеля, томатов и т. п. Заведующей опытным участком была Фомина Фаина Павловна, которая для ознакомления с работой на участке побывала не только в пяти школах района, но и в Москве на ВДНХ. Осенью организовали выставку, на которую представили смонтированные с участка наглядные пособия. В последующие годы работа улучшалась. На коллекционном  участке выращивали культуры, не культивируемые в нашем районе: ветвистая пшеница, голозёрный ячмень, голозёрный овёс, нут, чина, чечевица, фасоль, кок-сагыз, соя, софора. Проведено испытание 10 сортов картофеля и 10 сортов томатов. С большим интересом провели опыты по прививке томатов на картофель. Для работы натуралистов в зимнее время нашли небольшую комнату, отремонтировали, сделали горки для цветов, клетки для голубей и кроликов, столики для аквариумов. Хватило места черепахе и морским свинкам.

Солодова Т. И.,
член Союза писателей России,
член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств,
г. Тобольск

ГЕНЕРАЛ «ОТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Директор народных училищ
Тобольской губернии Г. Я. Маляревский

 

Ранним августовским утром 1880 года 13-летний Гриша Маляревский приезжает из Курганского уезда в губернский город Тобольск для поступления в духовную семинарию. С тех пор на много лет его жизнь оказалась тесно связанной с этим городом, который он полюбил и считал своей второй родиной.

В духовной семинарии мальчик учился на казённый счёт как сирота по отцу и как круглый отличник. Его успехи в учении были настолько велики, что после окончания семинарии он легко поступил в Казанскую духовную академию. Правда, юноша мечтал получить светское образование в университете. Но по законам того времени он не мог туда поступить. В академии Григорий занимался блестяще. Поэтому по окончании её ему предложили принять архиерейство. Молодой кандидат богословия отказывается от почётного предложения и поступает в Казанский университет на естественный факультет.

Юность Маляревского пришлась на то время, когда в русском обществе всё сильнее становилось осознание необходимости народного образования и просвещения. Григорий решил посвятить себя этому делу, в выполнении которого он видел прямой путь к будущему благосостоянию народа и страны в целом.

С отличием окончив Казанский университет в 1891 году, молодой человек возвращается в Тобольск и назначается преподавателем географии и гражданской истории в Тобольское епархиальное женское училище.

Григорий Яковлевич прослужил в училище три года. За это время он показал себя способным педагогом-новатором, стремящимся внести изменения, улучшающие преподавание порученных ему предметов. Способности, целеустремлённость и энергия молодого учителя были замечены.

«Указом Святейшего синода от 2 числа марта 1894 г. за № 102 учитель географии и гражданской истории Григорий Маляревский определён епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Тобольской епархии»[1].

   

Календарь событий

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»