Московкин В. В.,
д.и.н., научный сотрудник
сетевого исследовательского центра
«Человек, природа, технологии» ТюмГУ,
Хажеева И. В.,
старший преподаватель кафедры
документоведения и документационного
обеспечения управления ТюмГУ
Сотрудники Ялуторовского уездного ревкома. Слева направо Алистратов, Дмитрий Левкович.
Революционные комитеты являлись временными, чрезвычайными, неконституционными органами советской власти в годы Гражданской войны. Они существовали, как правило, в качестве самостоятельных органов, имели всю полноту гражданской и военной власти на местах. Основные причины организации ревкомов: близость фронтов, опасность свержения советской власти, отсутствие достаточного количества сторонников большевиков в освобожденных районах для работы в советском госаппарате. Помимо управления территориями в задачи ревкомов входила организация выборов в советы, после этого они передавали полномочия исполкомам советов. По мере освобождения Красной армией территории Урала и Зауралья от колчаковцев происходило восстановление советских органов власти и организаций РКП(б).
В августе 1919 года Постановлением ВЦИК Советов «Об организации гражданского управления в Сибири» был создан Сибирский ревком (Сибревком), который начал свою деятельность в Челябинске. Он работал на правах областного органа, которому подчинялись все структуры гражданского управления в Сибири.
Этим же постановлением ВЦИК было определено административное положение освобождаемых уездов бывшей Тобольской губернии: в состав Тюменской губернии включались Обдорский, Березовский, Сургутский, Тюменский, Тобольский, Туринский и Ялуторовский уезды, а к Омской губернии присоединились Ишимский, Тарский и Тюкалинский уезды.
Тюмень была освобождена частями 51-й дивизии 3-й армии Восточного фронта 8 августа 1919 года. 9 августа в Тюмени был создан первый уездно-городской революционный комитет. 13 августа он был реорганизован и, наконец, 18 августа в результате еще одной реорганизации сформирован новый состав ревкома
21 октября 1919 года образован Тобольский уездный революционный комитет. В это время тюменский ревком получил статус губернского. Политорганами воинских частей, либо при их активном участии были созданы уездные и волостные ревкомы, которые подчинялись губернскому революционному комитету.
В Туринском уезде ревком был организован 29 июля, в Ялуторовском уезде – 19 августа, а в конце сентября 1919 года он был эвакуирован и в течение месяца находился в селе Шатровском. Процесс создания ревкомов особенно затянулся в северных уездах Тюменской (Тобольской) губернии. 20 декабря 1919 года был создан Сургутский, 1 января 1920-го – Березовский уездные ревкомы, а 13 января – Обдорский волостной ревком.
Статус революционных комитетов регламентировался специальным Положением о революционных комитетах, принятым ВЦИК и Советом Рабочей и Крестьянской обороны 24 октября 1919 года. Согласно Положению, ревкомы, создаваемые в прифронтовой полосе, и ревкомы освобождаемых от врага районов полностью выполняли функции органов власти и управления. В прифронтовой полосе они имели главной целью подготовку к борьбе против врага, в освобождённых районах подготавливали организацию советов, а до их создания осуществляли государственную власть. Ревкомами формировался свой аппарат управления. Временные чрезвычайные органы были наделены особыми правами: право ревизии, контроля за всеми без исключения гражданскими и военными учреждениями и воинскими частями, право принимать меры по устранению замеченных недостатков.
Аристарх Дмитриевич Макаров, председатель Тюменского губревкома c августа по октябрь 1919 г.,
Председателем Тюменского ревкома стал помощник военного комиссара 454 полка А. Д. Макаров [1, с. 314]. В состав ревкома вошли: заместитель председателя Е. В. Зерновский, член ревкома И. И. Зыков и управляющий делами ревкома П.А. Сивков [2. Л. 42].
В середине октября 1919 года председатель ревкома Макаров был отозван в распоряжение политотдела 3-й армии и с 21 октября возглавил первый тобольский ревком. А председателем тюменского ревкома становится Андрей Червонный (Б. 3. Шумяцкий).
Тюменский революционный комитет, являясь высшим чрезвычайным временным органом советской власти в условиях прифронтовой полосы, руководил всей работой по восстановлению советской власти и управлению губернией. При ревкоме были сформированы отделы: управления, социального обеспечения, народного образования, военный, труда, юстиции, земельный, здравоохранения, финансовый, чрезвычайная комиссия.
Руководящим отделом губревкома был отдел управления (председатель – Д. И. Горностаев). Задачи отдела управления помимо всего входила разъяснительная работа и доведение до сведения уездных, волостных и сельских учреждений всех распоряжений губревкома и вышестоящих органов, а также осуществление перехода к системе Советов в волостях.
12 августа 1919 года при тюменском ревкоме также был создан отдел труда (заведующий – Д. К. Быков). В его составе созданы подотделы: учета и распределения рабочей силы, социального обеспечения и охраны труда, статистики, тарифно-оценочная и конфликтная комиссии, а также инспекция труда (для осмотра помещений фабрик и заводов и контроля за условиями труда).
13 августа 1919 года при ревкоме были организованы отделы народного образования (Герасимов, с конца августа 1919 года – Е. В. Полюдов) и отдел здравоохранения (Е. В. Полюдов, позже – М. Н. Нардов). В ведение отдела народного образования поступали все учебные заведения, клубы, театры, цирки, музеи, библиотеки города Тюмени и уезда. Отдел здравоохранения должен был заведовать всеми больницами, лазаретами, лабораториями, а также всей медико-санитарной, химической и фармацевтической частью города и уезда [3. Л. 3 об].
Земельно-лесной отдел организован 16 августа 1919 года (заведующий – В. Русин). Отдел выполнял специальные задания в области сельского хозяйства, ведал лесным хозяйством губернии, работами по землеустройству, разбирал тяжбы между гражданами в земельном отношении, в дальнейшем вёл подготовку к проведению в жизнь декретов о социализации земли [3. Л. 132].
18 августа образован отдел социального обеспечения (заведующий – В. Пахомов), который подразделялся на подотделы: 1) пенсий, 2) пайка, 3) охраны старчества, 4) помощи пострадавшим от контрреволюции и эвакуированным, 5) охраны материнства и младенчества, 6) инструкторский. Позже он был объединен с отделом труда и стал называться отдел труда и социального обеспечения (А. Я. Калнин) [4, Л. 84].
В конце августа был образован отдел юстиции (заведующий – Севров). Отделу юстиции подчинялись Народные суды и Революционный Трибунал. Также были образованы финансовый отдел (Э. Я. Матч), военный отдел, чрезвычайная комиссия (С. А. Комольцев, позже – Ф. С. Степной). Одновременно создавались губернские отраслевые органы при ревкоме: губернский совет народного хозяйства (председатель – Л. Б. Берлин), губернский продовольственный комитет, совет коммунального хозяйства (председатель – К. Г. Желтовский). При волостных ревкомах образовывались не более трёх отделов: земельного, военного, общего управления [4, Л. 85].
Из отчёта информационно-инструкторского подотдела отдела управления Тюменского губревкома о деятельности отдела управления «С 10 по 15 ноября 1919 г. созван в Тюменском уезде «Съезд заведующих отделами управления и секретарей волисполкомов Тюменского уезда». Также съезды проходили в Ялуторовске, Тобольске и Туринске. При отделе управления организована губернская комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Выработаны нормы штатов служащих отделов управлений, проекты штатов разосланы по губернии. С 1 по 10 января произведены перевыборы всех волисполкомов губернии. Основной деятельностью инфор-мационно-инструкторского под-отдела отдела управления была рассылка инструкторов по уездам. Штат инструкторов пополнялся выпускниками школы партийной и советской работы» [5, Л. 18-19].
Главными задачами органов народного образования были обучение детей в школах и ликвидация безграмотности взрослых. Организовывались избы-читальни, библиотеки, клубы, народные дома и прочее. Уездные ревкомы занимались также организацией всевозможных курсов подготовки советских работников (например, волостных и сельских секретарей, которых катастрофически не хватало по причине недостаточной грамотности).
Из отчёта Тюменского губернского отдела народного образования следует, что за сентябрь 1919 – май 1920 года губернским отделом народного образования:
Взяты на учёт предметы искусства и проведена опись всех частных библиотек;
Проведено в жизнь отделение школы от церкви;
Произведено оборудование школьных зданий, организованы детские сады и летние детские площадки;
Подготовлен штат работников в дошкольном воспитании;
Проведена реорганизация сиропитательных заведений.
А также были организованы курсы: педагогические, технические, агрономические [6, Л. 48].
Работа в области здравоохранения была направлена на снабжение лекарствами и организацию борьбы с эпидемиями (тифа в 1920 года) были сформированы чрезвычайные комиссии из уездных ответственных работников (заведующего отделом управления, военного комиссара, заведующего отделом здравоохранения) и врачей – Чекатиф. Работали специальные отряды медицинских работников, организовывалось снабжение лекарствами (их не хватало) и обеззараживающими средствами. Городские ревкомы (исполкомы советов) контролировали госпитали, инфекционные бараки и прочие медицинские учреждения.
Органы социального обеспечения занимались обустройством воинских частей, детских домов, в которых не хватало обслуживающего персонала и материальных средств. Решались вопросы социальной помощи инвалидам войн и труда, семьям красноармейцев. Эту задачу советская власть стремилась возложить на крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, создаваемые с лета 1921 года. До начала 1921-го вопросы материальной поддержки семей красноармейцев находились отчасти в ведении волостных военных отделов, в основном же они решались отделами социального обеспечения ревкомов.
Военные отделы занимались сбором военного имущества (обмундирования, снаряжения, оружия и боеприпасов), оставленного при отступлении белыми и реквизированного у граждан. Они же были привлечены к подсчёту ущерба, нанесённого крестьянским хозяйствам в период колчаковщины, и к организации помощи инвалидам и семьям красноармейцев.
Таким образом, создание аппарата советской власти на местах инструкторами и агитаторами политотделов Красной армии требовало работы с гражданским населением. В уездах, волостях и сёлах армейскими политработниками создавались одновременно органы советской власти и организации коммунистов, таким образом, ревкомы сразу переходили под руководство партийных органов. Для того, чтобы наладить работу местных ревкомов работники армейских политотделов сами входили в их состав [7, с. 23].
Посредством ревкомов, в которые реввоенсоветами армий и комиссарами полков назначались большевики или сочувствующие, гораздо эффективнее достигались политические цели на занятой территории, пресекались любые попытки антисоветской агитации, устанавливался контроль за порядком, обеспечение моральной, политической и материальной поддержки наступавших частей Красной армии. Ревкомы являлись проводниками большевистской диктатуры на местах. Их задачей было осуществление передачи власти, полученной военным путем, выборным органам – советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
В конце 1919 года Урал перестал быть прифронтовой полосой, и большинство ревкомов были упразднены. В Тюменской губернии переход от системы ревкомов к Советам затянулся до лета 1920 года, что было связано не столько с военными действиями, сколько с недоверием большевиков к местному населению. Так, на 1-й Тюменской губернской конференции РКП (б) член губкома Давидсон заявил, что переход от ревкомов к Советам в Зауралье невозможен, так как «население в губернии кулацкое и может быть вместо перехода к Советам этой еще весной придется пройти железом по спине граждан Тобольской губернии. Переход к Советам возможен лишь в тех местах, где имеется переселенческое население» [8, Л. 13]. Поэтому процесс перехода к Советам в зауральской деревне затянулся. Как правило, выборы в новые органы власти проводились после создания на местах партийных ячеек.
Источники и литература
- Борьба за власть Советов в Тобольской (Тюменской) губернии 1917-1920 гг.: Сб. документов. Свердловск, 1967.
- Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 5.
- ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 12.
- ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 56.
- ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1. Д. 65.
- ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 57.
- Рощевский П.И. Образование ВРК в прифронтовой полосе и роль партийно-политического аппарата Красной Армии Восточного фронта в советском строительстве в 1919-1920 годы.
- Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» (ГБУТО ГАСПИТО). Ф.1. Оп.1. Д. 36.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 63- 66.