Здесь может быть ваша статья...

Новолодская - Панфилова Е. Н.,
главный научный сотрудник центра учёта,
хранения и популяризации музейных фондов
ГАУК ТО «ТМПО», структурное подразделение
«Ялуторовский музейный комплекс»

МОЙ АДРЕС: ПОЛЕВАЯ ПОЧТА 1432
(к 80-й годовщине памяти 1276 стрелкового полка)

РОДНЫЕ, ОТЗОВИТЕСЬ!

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам…
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.

Слова из песни «Поклонимся великим тем годам»

 

2021-й и 2022-й – это памятные даты в истории 1276 стрелкового полка 384 Сибирской стрелковой дивизии, который в годы Великой Отечественной войны был сформирован в городе Ялуторовске и по месту своего комплектования получил неофициальное название «Ялуторовский полк».

В 2021 году, когда отмечалась 80-летие образования 1276 СП, мною была начата работа по установлению имён солдат и офицеров, их судеб на основании сохранившихся документальных материалов. На проходившей тогда краеведческой конференции «Наше наследие» я представляла доклад «Многие не вернулись с войны», посвящённый Ялуторовскому полку, в конце которого обратилась к родственникам бойцов 384-й стрелковой дивизии с просьбой поделиться информацией с сотрудниками музея.

По прошествии года уже можно подвести первые итоги. 24 декабря 2021 года состоялось значимое событие: в краеведческом музее открылась выставка «Подвиг, достойный памяти», на афишу которой помещена фотография командира 1276 стрелкового полка майора Б. М. Витлина, а основное место на ней заняли предметы, имеющие отношение к Ялуторовскому полку. Ещё в ходе подготовки к выставке откликнулись ялуторовчане, чьи родные воевали в составе 1276 СП, – Н. Коцарева, семья Полидорских, а также краевед из села Горюново Л. Пешев. Они предоставили материалы, в том числе ранее неизвестные.

2022-й год ознаменовался знакомством с родственниками трёх солдат Ялуторовского полка. Виктор Липчинский несколько раз ездил в деревню Рамушево Старорусского района Новгородской области, чтобы поклониться могиле отца. Кирилл Дмитриевич был убит в апреле 42-го. В 2020 году Наталья Коцарева вместе с сыном Виталием преодолела более  2 000 километров, чтобы принять участие в торжественном мероприятии, посвящённом открытию мемориала на месте братской могилы у деревни Гора Коношского района Архангельской области, в которой покоится её родной дядя Поляков Иван Кононович, умерший 2 февраля 1942 года во время многокилометрового марша полка. А правнук бойца Илья Мартынов с женой Верой дорожат фотографиями, свидетельством о рождении и другими документами Сидорова Афонасия Борисовича, умершего от ран. Жительница Ялуторовского района Татьяна Гайт и её сыновья Алексей и Дмитрий сберегли не только фотографию, но и фронтовые письма погибшего деда и прадеда Андреева Григория Сергеевича.

Крамор Г. А.,
учёный секретарь
МАУК «Ишимский
музейный комплекс
им. П. П. Ершова»

Совсем недавно увидело свет издание: Двадцать первый. Красная весна: Антология архивных и исследовательских материалов о Западно-Сибирском восстании 1921 года / Ред.-сост. Г. А. Крамор. – Ишим: Ишимский музейный комплекс им. П. П. Ершова, 2021. – 672 с., ил.

Как говорится в его аннотации, издание посвящено столетию Западно-Сибирского восстания 1921 года. Задача Антологии – дать читателю панорамное представление о трагедии вековой давности, которая по степени потрясения традиционного крестьянского уклада и по принесённым жертвам сопоставима для нашего края с событиями Великой Отечественной войны. Многие исследования, архивные документы, фотографии, воспоминания публикуются впервые или были малодоступны.

В книге идёт речь о крупнейшем антикоммунистическом выступ-лении, которое в начале 1921 года охватило огромную территорию – от земель Сибирского казачьего войска (нынешний Северный Казахстан) до Обдорска (ныне Салехард), то есть большую часть Западной Сибири. В советское время его называли «Ишимско-Петропавловский кулац-ко-эсеровский мятеж», но говорить о нём считалось неудобным – в учебники истории, в отличие от Кронштадтского и Тамбовского восстания, оно не вошло. Ведь в рамки узкоклассовой парадигмы эту трагедию – Западно-Сибирское восстание – оказалось сложно вписать. Как и почему это произошло, когда и в какой мере пробудился к нему интерес вновь – всё это можно узнать из Антологии.

По сути, восстание стало финальным аккордом Гражданской войны в нашем крае. Но точку оно не поставило. В гражданских конфликтах, как известно, нет победителей, потому что линия противостояния проходит через каждый дом, разрывая кровные узы, раскалывая народ, ставя под сомнение веру и идеалы. Этот очаг тлеет десятилетиями и при малейшем порыве политического ветра может вновь разгораться, что мы видели не раз в последние десятилетия.

И всё же – отмечая взаимную жестокость противоборствующих сторон и не симпатизируя насилию, – мы видим, кто подошёл с факелом первым. Пожар спровоцировало руководство Тюменской губернии, с большевистским рвением взявшееся за исполнение столичных директив о проведении продовольственной развёрстки. Губпродкомиссар лично выезжал в волости и, потрясая кулаком и наганом, требовал хлеб, а иначе: «Должна быть самая беспощадная расправа вплоть до объявления всего наличия хлеба деревни конфискованным». Эту развёрстку крестьяне всё же стерпели, выполнили и даже перевыполнили, опустошив до зёрнышка сусеки. Однако вслед за тем в середине января 1921-го вышло бездумное распоряжение о семенной развёрстке. Семенное зерно – это основа будущего урожая. Изъятия семян крестьяне понять и принять не смогли. Подпёртые к стенке угрозой голодной смерти, они взяли в руки вилы…

Хотя минул век, не утихают споры историков вокруг мотиваций столь провокационного решения. Было ли оно результатом тайной политики скрытых эсеров, желавших вызвать недовольство властью большевиков? Или вызвано горячностью троцкистов, желавших потопить в крови крестьянскую Россию? Или это – элементарная глупость, лобовое «проведение в жизнь» указаний Ленина, видевшего «массы», но не замечавшего отдельного человека и не ценившего его жизни? Отзвуки этих споров можно найти на страницах Антологии. Но факт несомненный: руководство края сделало всё, чтобы обозлить мужика. А потом свалить на него же вину за пролитую кровь.

И вот эта кровь – она тоже вопиет к нашей памяти. Города и веси Западной Сибири усыпаны краснозвёздными обелисками на братских могилах коммунистов и советских работников. Могилы повстанцев безвестны. Точного числа погибших с обоих сторон мы уже, наверное, не узнаем. Жертвами восстания 1921 года (на территории, во многом совпадающей с нынешней Тюменской областью) стали, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч человек. Число погибших в Великой Отечественной войне жителей области, согласно Книге Памяти – 103 тысячи человек. Как видим, значения сопоставимые. Через сорок лет после кровавых событий один из «усмирителей» отмечал: «Многие от этого восстания плачут и сейчас, как от войны 1941–1945 годов…».

Иванов К. С.,
научный сотрудник
МАУК «Ишимский музейный
комплекс им. П.П. Ершова»

Зайцев Г. С.,
к. и. н., руководитель
Общественного центра по изучению
истории и культуры казачества ТюмГУ

Данная конференция проходит в год 440-летия Сибирского казачьего войска и 325-летия присоединения Камчатки к России, и в этих двух событиях основную роль играл атаман Ермак со товарищи, а в последствии и казаки нашего региона из славного града Тобольска. Накладывает свой отпечаток на нашу работу и проведение СВО на территории Украины, где активное участие принимают казаки России, в том числе из Сибири.

Специальная роль в возрождении и становлении казачества в России, на современном этапе, отводится научной составляющей этого сложного и долговременного процесса.

Хочу особенно подчеркнуть, что история отвела Союзу казаков России особую роль в этом историческом процессе, так как данная организация, стоявшая у истоков возрождения, является научно-идеологическим стержнем Российского казачества, сохраняя традиции и обычаи своих славных предков.

Исходя из этих составляющих, с декабря 2008 года начал реализовываться уникальный долговременный научный проект ТюмГУ – «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура» (Руководитель – ваш покорный слуга) [1]. Проект охватывал три взаимосвязанных стратегических направления:

1 - Организация и проведение научных конференций и круглых столов под общим названием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура».

2 - Подготовка и выпуск справочников, энциклопедий, словарей и монографий, связанных с казачеством.

3 - Организация лекционной работы среди населения, в первую очередь среди подрастающего поколения.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»