Здесь может быть ваша статья...

Ярков А.П.,
д-р ист. наук, ведущий эксперт
экспертного научного центра
 по противодействию идеологии
экстремизма и терроризма ТюмГУ

 

Сложилось несколько стереотипов в отношении отказа всего российского общества от монархических идей и «победного шествия советской власти по Сибири и Дальнему Востоку», а Гражданская война имела различные хронологические рамки. Таким образом, процесс оказался более сложным, в том числе среди мусульман.

С одной стороны, трансформация мировоззрения многих политических деятелей пришлась именно на этот короткий, но насыщенный событиями и явлениями период. С другой стороны, основная масса мусульман была индифферентна по отношению к происходящим событиям, ибо не понимала ни лозунгов, ни целей партий и движений. С третьей стороны, оставались в регионе те из чиновников-мусульман, кто прежде обладал полномочиями, данными ещё царской властью. Таким, например, был Э.И. Хогондоков, с 1916 года – военный губернатор Амурской области. После свержения самодержавия претензий к нему, как и служившим в Благовещенске имаму Янышеву, муэдзину А.(С.) Вагапову со стороны единоверцев не было [1, с. 32-48]. Напротив, в Томске отстранили от должности ахунда Х.А. Хамитова «как человека, тяготеющего к прошлому».

В столице страны 20 марта 1917 года  были отменены ограничения в правах, в том числе вероисповедания, а уже через четыре дня мусульмане Петропавловска молились о ниспослании благоденствия России. Приветствия в адрес Временного правительства прислали мусульмане Тюмени, Томска, Барабы и другие. При большом стечении мусульман города Томска 24 марта 1917 года прошло богослужение за «дарование свободы русскому народу». В состав тюменского Временного исполнительного комитета от мусульман избрали двух человек [2, с. 81].

Как противники царизма, от ссылки были освобождены не только политические и джадиды[1], но и фанатики, а Г.Б. Ваисов – сын основателя ваисовского движения / организации[2] даже возглавлял (хотя и непродолжительное время) Мусульманский комитет г. Тобольска [3].

Надежды, мечты, идеалы были подхвачены многими сибиряками, очевидно, потому, что просто объясняли сложные вопросы бытия – «пороками царизма», с которыми можно покончить. Подхватили эти идеи и мусульмане, учившиеся в джадидских медресе и мектебе, светских учебных заведениях, ибо само стремление к реформации там заложено.

Расквартированные в губернии воинские части выказали лояльность Временному правительству, сняли кокарды и эмблемы, убрали  из названий населённых пунктов (но не всех – татарская деревня Ново-Царицыно до сих пор существует в Омской области) и учреждений все упоминания о самодержавии и династии Романовых. Но вот улица Царская в Тюмени лишь в сентябре 1917 года была переименована в улицу Республики.

В наше время и ребята, и их родители не представляют жизни без Интернета. Однако, помимо новых знаний и развлечений пользователей сети поджидают разнообразные мошенники, которые всегда готовы отнять у них деньги или причинить вред другим способом.

Специалисты выделяют следующие основные виды обмана:

1) Все любят сайты, где можно скачать музыку, фильм, бесплатные рефераты, домашние задания для школьников. К сожалению, вместе с нужным контентом легко заполучить вирусы и скрытые программы. Последствия могут быть разными, например, подмена рекламы. Так, неожиданно на экране перед ребёнком могут всплыть окна с предложениями услуг непристойного характера. А вы всего лишь скачали презентацию для школы! Иногда компьютер может быть заблокирован, а для снятия блокировки мошенники требуют перевести деньги на их счёт. Заполучив деньги, они, кстати, так  ничего и не исправят!

2) Те, кто увлекается рыбалкой, легко поймут принцип следующего способа мошенничества – фишинг посредством сайтов-подделок. В качестве наживки выступают сообщения с разными заманчивыми предложениями. Большинство, конечно, игнорирует спам, но есть и те, кто, заинтересовавшись, переходит на поддельный сайт, чаще всего – соц. сети, и вводит свои личные данные. Так злоумышленники получают доступ к аккаунтам жертв и используют их по своему усмотрению. Тогда не приходится удивляться, если вы или ваш родственник вдруг начнёте странно вести себя в сети, например, всем сообщите о своей несуществующей болезни и начнёте сбор денег на лечение. А если вдруг мошенникам станут доступны данные банковских карт?

3) Следующий вид даже не очень похож на мошенничество, он придуман для тех, кто ищет с помощью Интернета какие-то услуги. Поисковик выдаёт информацию о фирме, скидках, её расположении на карте, но фирма будет настаивать на том, чтобы вы получили услугу на дому. Например, заказали торт с доставкой на дом. Проблема в том, что если качество услуг вам не понравится, то спросить будет не с кого, вы буквально «не найдёте концов». По указанному адресу никого не окажется, этот вид обмана называют «геоспам».

Скоро граждане России будут участвовать во всенародном голосовании по поправкам в Конституцию. До этого широко обсуждались изменения в основной закон страны. Но многие заводоуковцы могут вспомнить, как они участвовали в принятии конституций в 1977 и 1993 годах.

Впервые на всенародное обсуждение был вынесен проект «брежневской» Конституции. Работа над новым основным законом началась ещё в 1962 году, его создавали лучшие правоведы Советского Союза. Но после 15 лет их труд было решено представить на суд народа.

Обсуждение началось 5 июня 1977 года. В нем приняло участие свыше 140 миллионов человек – четыре пятых взрослого населения СССР. Обсуждали проект в партийных и комсомольских организациях, профсоюзах и кооперативных объединениях, на в колхозах и воинских частях. Проходили такие собрания и в Заводоуковске.

Конечно, большая их часть была формальными мероприятиями, дух которых хорошо описывает название статьи директора ОПХ Веденея Архипова в газете «Советское Зауралье»: «Одобряем!». Руководители и передовики производства, парторги и комсорги, рапортовали об достижениях своих предприятий и организаций и обещали отметить принятие Конституции новыми трудовыми успехами. Хотя встречались и такие вот интересные публикации:

Борис Пирогов,

внук

    Мой дед Максим Маркович Сонич родился  28 января 1908 года на станции Заводоуковская Ялуторовского района Омской области. Родиной его родителей была Белоруссия.

    Детство и юность прошли в деревне Святославка Малышенского района Ишимского округа Уральской области. Семья была большая.Максим рано приобщился к тяжелому крестьянскому труду. Земляки вспоминают о нем, как о бойком, веселом, симпатичном парне, чутко откликавшемся на несправедливость. Недаром он связал свою судьбу с работой в органах милиции. Максим Сонич стал участковым уполномоченным.

   

Календарь событий

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»