Здесь может быть ваша статья...

Пивненко Н.Л.,
учитель МАОУ «СОШ №2»,
 г. Заводоуковск

 

 

Призвание учителя есть призвание
высокое и благородное.

Л.Н. Толстой 

 
И. Ф. Носов

 

В минувшую пятницу заводоуковцы имели возможность оказаться на увлекательной экскурсии, просто войдя в автобус первого маршрута... Эта необычная акция подарком землякам к предстоящему юбилею области.

Опытные экскурсоводы рассказывали пассажирам городских автобусов в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске и Ишиме об истории их родных городов и всей области.

В Заводоуковске земляков знакомили с историей малой родины экскурсоводы краеведческого музея. Пока пассажиры ехали в своим делам, экскурсовод рассказывал им об истории тех улиц, по которым шёл автобус, о достопримечательностях, встречающихся на пути: о сквере воинской славы, строительстве железной дороги, памятниках воинам Великой Отечественной и сельским труженикам, реке Ук, бывшей когда-то границей между Ялуторовским и Новозаимским районами и о «столице безмоторной авиации» – планёрном заводе  № 499.

Входящие в автобус пассажиры сначала удивлялись: «Это что здесь за митинг?», а к концу поездки улыбались и благодарили экскурсоводов. Многие слушатели вступали в диалог с музейщиками, делились своими воспоминаниями.

Медведева Г.В.,
руководитель родословного
общества «Истоки»,
 г. Заводоуковск

 

В поисках лучшей доли.
Переселение курских крестьян в Тобольскую губернию, 1888 год

 

История  Заводоуковского края, как и история всей  страны, тесно связана с миграционными процессами, в результате которых были освоены наша территория и её природные ресурсы. Известно, что подавляющее большинство населённых пунктов района основано в XVIII - XIX веках преимущественно переселенцами из центральной России и уральского региона.  Данное исследование повествует об одномиз эпизодов летописи рода Федотовых, курских крестян-переселенцев, моих прадедов по линии отца.Описан небольшой, вместе с тем, важнейший временной отрезок жизни моих предков  (1887 –1893 годы),  ставший переломным  этапом в их судьбе. В основу работы положены материалы Санкт-Петербургской им. Б.Н.Ельцина библиотеки, Тюменского, Тобольского, Челябинского и Курского государственных архивов.

В конце XIX века положение крестьянства России резко ухудшилось. В чернозёмных губерниях происходило обнищание деревни, росло недовольство существующими порядками. Безземелье и малоземелье (обычные для тех мест наделы в 2-3 десятины (десятина = 1, 092 га), а некоторые  совсем нищенские – в одну десятину), не способные прокормить большие крестьянские семьи, неурожайные годы вынуждают крестьян искать лучшей доли на стороне, переселяясь в Сибирь, на Алтай, в Казахстан. В перемещениях на новые земли участвуют выходцы из 70 губерний и областей, но территория Черноземьядаёт большинство переселенцев. С 1885 по 1893 годы выходцы из  этой части страны составляли 81,5% переселенческого контингента.Покидали родные места в разное время, но основной расчёт строился на том, чтобы использовать тёплое время (с апреля по ноябрь) и, по возможности, в первый год обзавестись хозяйством.

В Заводоуковском музее хранятся воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Есть среди них и рассказы тех, кто в годы войны трудился на авиазаводе  № 499 – самом большом предприятии СССР, строившем планёры.

Осенью 1941-го заводоуковский парнишка Саша Кушнарёв ходил в пятый класс. Он стал свидетелем того, как из Колмаковской мельницы вывозили жернова, сита, другие механизмы, переоборудовали её под заводские цеха. Но и не подозревал, что ему самому придётся поработать на этом предприятии.

Война заставила Александра бросить учёбу. С 15 лет он трудился в падунском промсовхозе. Но мечта устроиться на оборонный завод не покидала его: там на рабочую карточку выдавали 800 граммов хлеба – в два раза больше, чем в совхозе. И был этот хлеб без отрубей и примеси картошки. А раз в месяц полагалось два килограмма муки, чай, немного сливочного масла – настоящее богатство!

– В конце 1943-го года, я упросил начальника цеха Съестова взять меня на авиазавод, – вспоминал ветеран. – Я получил верстак и инструменты, слева от меня работал Владимир Лесечко, справа — Вениамин Просеков. Подростки составляли основной костяк коллектива. Обучались «на ходу», через полмесяца из сельского паренька получался умелый рабочий. Наставниками нашими были эвакуированные из Воронежа авиастроители.

Смена длилась 12-14 часов, с редкими выходными. Часто спали прямо на полу, на стружках. Скажет мастер: «Ребята, отдохните», а через полчаса-час поднимает, и работа продолжалась. Да и уходить домой многим было не с руки, ведь работало на заводе много сельских ребят. Хотя, к примеру, Михаил Плюхин каждый день ходил в свою деревню Плюхино: десяток километров пешком в любую погоду!

Но и работали подростки по-стахановски. Например, столяры братья Сатюковы выполняли норму на  1 200  процентов без малейшего брака.

А нормы росли год от года: авиазавод сначала делал 20, потом 30, а в последние месяцы 40 планёров. Требовалось их много, ведь они, по большому счёту, были одноразовыми, и даже специально изготовлялись так, чтобы после приземления их можно было сжечь за 15 минут. Делали эти летательные аппараты для доставки грузов десантникам и партизанам. В зависимости от предназначения в планёр помещалась сиденья для бойцов, летящих в тыл врага, или цистерна для горючего.

   

Календарь событий

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»