Хамова Л. И.,
член родословного общества «Истоки»,
хранитель школьного музея села Падун

 

Отец  с сестрой Марусей в городе Шахты. 1934 год

О судьбе страны легко говорить с людьми моего поколения. Да, у многих из нас разные воспоминания, выводы об ушедшей эпохе, разные прогнозы на перспективы её развития. Но главное в том, что мы многое помним и знаем о нашей стране в силу своего возраста. А как донести эти знания, жизненный опыт и воспоминания до наших детей, а тем более внуков, которым непонятно время правления Хрущева и Брежнева, а слова «коллективизация», «Великая Отечественная война» и «политрук» зачастую кажутся такими же далёкими, как восстание Спартака?! Но ведь в это самое время наша Родина развивалась и крепла. Продираясь через войны и внутренние противоречия, она стала великой державой, которую не смогли сломить даже смутные годы перестройки. Обо всём этом я хотела бы рассказать на примере жизни одного хорошо мне известного человека, моего отца Ивана Степановича Лимаря, судьба которого тесно переплелась с судьбой нашей страны.

Он родился в 1914 году в крестьянской семье на хуторе Великий Кобелячек Новосанжарского района Полтавской обл. В этом же году его отец Степан Прокопьевич был призван на германский фронт и погиб. Мать Акулина Ивановна, работавшая в прислугах у богатых людей, после потери кормильца по казачьим законам стала женой его брата Петра. Так дядя заменил отца Ивану и его старшей сестре Марусе, позже в семье родился сын Антон. 

В 1931 году после окончания начальной школы отец уехал в город Шахты Ростовской области, где сестра Маруся работала в шахте откатчицей, а через два года в школе Горпромуча получил специальность крепильщика. В шахте Иван попал под завал горными породами, выжил чудом. После лечения поехал повидать родителей. Тогда в стране из-за неурожая был голод, который не обошел и их семью: родители еле передвигались по дому. Сын постепенно откармливал их привезёнными с собой сухарями, так он спас мать и отчима от голодной смерти. 

Четыре года работал в шахте «Артём № 1» помощником врубмашиниста и одновременно закончил Рабфак. По направлению комсомольской организации шахты он два года проучился в областной Политпросветшколе и был направлен в село Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края на должность инспектора районо, где работал до призыва в армию. Служил в 12-ом стрелковом отдельном батальоне Владивостока. После курсов младших командиров 54 запасного стрелкового полка и курсов Хабаровского военно-политического училища связистов И. С Лимарь был назначен начальником зарядно-технической базы 16 запасного полка, где прослужил до августа 1946 года. За участие в Великой Отечественной войне награждён медалями «За Победу над Германией» и «За победу над Японией».

Мои родители познакомились в конце войны. Мама работала в воинской части и прачкой, и свинаркой, и телятницей, а летом –вовощеводстве. Она одна воспитывала дочь Валю от первого брака. Её муж Ефим Яковлевич Мартынов погиб в 42-ом.

Закончилась война, и в офицерской столовой был устроен праздничный обед. Когда зашли мои родители, все крикнули: «Лимарю- горько!». Мама, конечно, засмущалась от неожиданности. Это и было подобие их свадьбы, а 1 апреля 1946 года у них родилась дочь Лида.

В августе этого года отец был демобилизован. Встал вопрос: куда ехать? Город Шахты, из которого он уехал на Дальний Восток,в военные годы был оккупирован немцами. От его матери и сестры Маруси не было никакой весточки, и он думал, что они погибли. У мамы в селе Шейно Пензенской обл., откуда она была родом, тоже перспектив на хорошую жизнь не было. Друг предложил поехать с ним в Тюмень, сказав, что там на картошке выжить можно. В Тюмени им дали комнату без окон, не обустроенную. Было холодно, а у них - двое маленьких детей. И отец решил искать работу в деревне. Сел в поезд и поехал. На станции Заводоуковская вышло много людей, и он пошел за ними. Так оказался в селе Падун. Попросился переночевать, а утром пошел в контору узнать про работу. Его приняли управляющим центральной молочно-товарной фермы (ЦМТФ) Заводоуковского Промсовхозкомбината, В его ведении находилось 549 голов свиней, 138 коров и 737 голов молодняка. Меня удивляет, как он, бывший шахтёр, справлялся с организацией работ в таком хозяйстве.

В начале жили в Доме заезжих у пруда, а потом на улице Революционной напротив магазина «Сельпо». Семья увеличивалась: 6 марта 1948 года родился Вова, а через 2 года - Галя. В 1951 году по партийной линии отца переводят директором молочного завода в районном центре – селе Новая Заимка, где было больше удобств для жизни: электричество, магазины, больница, железная дорога. Жили рядом с заводом в доме с тремя комнатами. В этом же году родился сын Шура. Семья впервые попала в такие хорошие условия, но ненадолго

В это время в соседнем колхозе имени Свердлова в деревне Семеново председатель пропивал овец, меняя их на спирт на спиртзаводе в Падуне. Когда встал вопрос об укреплении колхоза, на должность председателя были выдвинуты три кандидатуры, но у всех нашлись уважительные причины, чтобы не поехать в колхоз, и райком отправил туда моего отца.  Вместе с ним отправили Фёдора Ефанова бригадиром и кузнеца Якова Никитича Глазунова.

18 марта 1953 года на повозках, запряженных лошадьми, семья поехала в Семеново: на одной – родители с пятью ребятишками, на другой – вещи, на третьей – дрова и корова на привязи.  Через 10дней родилась Тома. Так мои родители с шестью детьми оказались в деревне Семеново, где в то время и на протяжении последующих 10 лет ещё не было ни света, ни радио.

Начинать работу на новом месте всегда не просто, а ведь приходилось, как говорится, «закручивать гайки». Сложность была ещё и в том, что село было старообрядческим, даже кладбище двоеданское (на которое не пускали хоронить мирских), также было много немцев Поволжья, переселённых в начале войны. Однако жили все дружно. Сдвиги в работе хозяйства под руководством отца произошли быстро. Уже в этом же году получили рекордный урожай пшеницы, за который ему была вручена Малая серебряная медаль ВДНХ в Москве. О награждении отца напечатали статью в одной из центральных газет. Маруся, не знавшая о судьбе брата, прочитав газету, подала во Всесоюзный розыск. Между ними началась переписка, а после моего рождения в 1956 году Маруся приехала в гости. Через год в нашей семье родился Толя.

На Сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1953 года было принято решение по укреплению экономического положения колхозов. Используя такую возможность, отец смог реализовать многие свои задумки. Так, в колхозе силами бригад из Белоруссии за рекой построили свинарник, коровник, телятник, курятник. Машино тракторная мастерская(МТМ) строилась в 1955 году. Вместо фундамента копали глубокую траншею, в которую плотно устанавливали чурки и засыпали глиной. Эту работу выполняли женщины. Стены возводили из шлакоблоков, которые сами отливали около стройки.

Деревня Семеново была большой (со слов старожилов – 200 дворов) сельский совет был до 17 июня 1954 года. Старых школ – построенной в 1928 году и маленькой начальной – не хватало. Тогда из трёх домов собрали новую школу на четыре класса. Было много молодежи, а клуб – старый, поэтому стали строить клуб с фойе, зрительным залом, сценой, гримерной, библиотекой, а позднее, когда в 1963 году провели электричество, пристроили кинобудку. Отец – руководитель колхоза заботился о том, чтобы в деревне были и школа, и библиотека, и клуб.

Во время  заготовки кукурузы на силос. И.С.Лимарь  - второй слева

Колхоз шагал в ногу со временем: с началом кампании по освоению целинных и залежных земель под его руководством стали разрабатывать новые участки для увеличения площади посевов. За это отец награждён медалью «За освоение целинных земель». Не обошла стороной колхоз и «кукурузная эпопея». Выращивали кукурузу квадратно-гнездовым способом. Зерно в нашем климате не вызревало, а вот на силос хорошо получалось, благодаря чему скот был накормлен вдоволь.

Когда в целях индустриализации сельского хозяйства стали проводить укрупнение колхозов за счет так называемых «неперспективных» деревень, в 1957 году к колхозу имени Свердлова, присоединили колхоз «Возрождение» в деревне Филимоновка, в котором имелись 19 лошадей, 11 коров. Председателем колхоза там был Дмитрий Зотеевич Тайшин. Земли присоединили, люди переехали в близлежащие поселения: деревню Семеново, 1-е отделение, разъезд Уково. Туда же они перевезли свои дома, либо продали.

В марте 1961 года колхоз имени Свердлова соединился с Заводоуковским спиртсовхоз-комбинатом. В протоколе №1 числилось 153 человек. Присоединили колхоз имени Свердлова, а не село Марково и не село Старая Заимка, и не старое 4-е отделение (ныне Зерновой), хотя там были лучшие земли по плодородию, размерам и расположению. Присоединили колхоз им. Свердлова из-за МТМ, ни в одном из этих хозяйств такого капитального строения не было.

С появлением в сельском хозяйстве нового направления – откорма крупнорогатого скота (КРС), в колхозе не стали заниматься овцами, свиньями, птицей, коровами, а все имеющиеся помещения перестроили под выращивание КРС.

Школа в Семеново была восьмилетней, и даже в две смены учились, потому как ни на одном отделении совхоза не было такой школы. В зимнее время школьников свозили на тракторных санях в вагончике с печкой-буржуйкой. Когда в Падуне построили двухэтажную школу, в Семеново оставили четыре класса, и с пятого класса при любой погоде учеников стали возить на грузовых машинах, оборудованных скамейками и покрытых брезентовым тентом. Зимой дети жили в интернатах, поэтому многие семьи стали переезжать в Заводоуковск и Падун. Началось сокращение работоспособного населения.

Отец продолжил работу в должности управляющего отделением № 6, а проучившись в Тюменской школе повышения квалификации по специальности «агрономия» и по состоянию здоровья перешел на должность бригадира-полевода. В это время в совхозе началось коренное улучшение пастбищ: впервые появились парковые сенокосы полосного типа. На них сеяли многолетние травы, а пололи вручную. Меня отец попросил летом с подружками поработать на прополке. Дольше всех выдержала я – две недели и в 6 классе получила первую зарплату в15 рублей.

Отец был бессменным секретарём партийной организации в деревне Семеново. После выхода на пенсию в 1974 году отец проработал ещё пять лет, чтобы выучить меня в институте. За это время он был награжден знаками «Победитель социалистического соревнования» и «Ударник девятой пятилетки».

Родители жили дружно, в постоянных заботах о детях: кто – вармию, кто – учиться, кто – замуж. Трое сыновей отслужили в армии, трое отучились в Тобольске: Лидия – впедучилище, Галина – в культпросветучилище, Анатолий – вветеринарном техникуме. Тамара и я стали агрономами, а Александр -главным энергетиком района.  Всех женили и замуж отдали, свадьбы сыграли.

В это же время в стране вновь начался подъём сельского хозяйства. Папа с радостью следил за происходящими переменами. Он ушел из жизни внезапно, от сердечного приступа в 1981 году. Думаю, оглядываясь на прожитые годы, принимая в гости всю многочисленную дружную семью, он был счастлив и доволен своей судьбой, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлось перенести.

С возрастом понимаешь, какие замечательные были у нас родители!  Хочется сказать им спасибо и на долгие годы сохранить память о них.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- С. 115 - 117.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»