Медведева Г. В.,
председатель родословного
общества «Истоки»,
г. Заводоуковск

 

ПАМЯТЬ О ПИОНЕРСКОМ КОСТРЕ
Посвящается 100-летию пионерской организации им. В. И. Ленина

100-летний юбилей пионерии является значимой датой для нескольких поколений россиян и соотечественников за рубежом, ведь за 69 лет деятельности движения в рядах пионеров побывало более 210 млн советских детей. Историческую значимость пионерской организации трудно переоценить. С позиций сегодняшнего дня можно с уверенностью сказать, что это - важнейшее наследие ушедшей эпохи, бесценный педагогический опыт, грамотно выстроенная система воспитания и занятости детей и подростков.

Незабываемая «эра светлых годов» стала частью и моей биографии: около 20 лучших лет моей жизни так или иначе связаны с пионерским движением. Началось это в Ново-Заимской школе, в которой я получила среднее образование. Поразительно, с годами не забывается волнение и радость накануне знаменательного дня вступления в пионеры: посадив перед собой младшего брата, я вновь и вновь повторяла торжественное обещание, а ночью плохо спала, боясь опоздать на праздник. Вот на чёрно-белом снимке сижу среди одноклассников уже в белой кофточке с тщательно расправленным на ней пионерским галстуком. Помню, как ревностно следила я за его безукоризненным видом: осторожно стирала и гладила, завязывала красивым узлом и старалась эффектно разложить концы поверх школьной формы. Особенно нравился мне алый шёлковый треугольник, пришедший на смену хлопчатобумажному, который вечно скручивался в унылые красные сосульки.

Небогатая жизнь 60-х годов, не искушённая материальными благами, красочностью и разнообразием развлечений более поздних времён, компенсировалась содержательной школьной жизнью, изобретательным талантом учителей, выразительными символами и ритуалами детской организации. Самым ярким воспоминанием той поры остался «пионерский» костёр в берёзовой роще, который разжигали ко Дню пионерии в мае. Вся пионерская дружина собиралась на лесной поляне вокруг огромной, сложенной старшеклассниками пирамиды из сухих деревьев и сучков. Когда костёр разгорался, а потом полыхал ярким пламенем, ребята ликовали, прыгали, заворожённо смотрели на буйство огня. Потом приходило время песен вокруг горячего кострища с затухающими головнями. В первую очередь с воодушевлением пели соответствующую моменту песню-гимн «Взвейтесь кострами, синие ночи!». И так было хорошо чувствовать себя частичкой дружного коллектива, ощущать рядом локоть товарища и зарождающееся понимание сопричастности к чему-то очень важному!

Из других мероприятий в школе запомнились те, что проводились на природе: спортивные соревнования, походы по близлежащей местности с ночёвкой в палатках под руководством незабвенного классного руководителя Красноярова Геннадия Трофимовича. Клещи тогда не представляли для людей большой угрозы, и наши вылазки с ночным костром, печёной картошкой и песнями в кругу оставили замечательные впечатления на всю жизнь. Думаю, мои сверстники и сейчас помнят слова наших любимых песен «Коричневая пуговка», «Здравствуй, милая картошка!», «Баклажечка». Позже к ним добавились другие популярные песни: «Гайдар шагает впереди», «Маленький барабанщик», «Пусть всегда будет солнце!» и др.

Бесспорно, мощными источниками формирования нашего мировоззрения, развития эмоционального мира являлись советская действительность с её достижениями и сильная государственная идеология. Какой восторг и гордость за свою страну испытала я 12 апреля 1961 г., когда услышала из радиоприёмника известие о полёте Юрия Гагарина! С какими обострёнными чувствами справедливости и решимости бороться за мир во всём мире пела в школьном хоре песню «Хотят ли русские войны?»!  Как мечтала о будущей встрече со сверстником из ГДР, с которым переписывались и обменялись пионерскими галстуками! Патриотами и интернационалистами мы становились незаметно, такими нас делала окружающая жизнь.

   Вся пионерская жизнь – с флагами, задорными песнями, какими-то большими и маленькими событиями всегда находила отклик в моём сердце. Не буду скромничать: я была активной пионеркой и в школе, и в летних оздоровительных лагерях, в которые с удовольствием ездила в каникулярное время. Я относилась к тем ребятам, которым никогда не надоедало ходить строем и с песней на линейки и в столовую, весело выкрикивать задорные речовки, нравилось жить в большой палате-спальне с непременными страшными историями на ночь. По утрам, зябко поёживаясь от прохлады, сбивая ногами росу с травы, все бежали к железным умывальникам, прихватив полотенце, мыло, зубной порошок и щётку. Спартанские условия, наполненные разнообразными делами дни большинством из нас воспринимались как интересное приключение. Сохранился документ 1966 года, в котором дана характеристика мне, председателю совета дружины Федотовой Галине, которая отличилась как в трудовой жизни, так и в художественной самодеятельности лагеря. Полагаю, насыщенная жизнь красногалстучной армии совпадала с моей природной любознательностью, неутомимой энергией и жаждой созидательной деятельности. 

Мой комсомольский период школьной жизни также был тесно связан с пионерией вожатской работой. Совсем недавно ко мне подошёл пожилой горожанин: оказалось, что он мой земляк, когда-то давным-давно я приняла его в пионеры –повязалана шею пионерский галстук.

После окончания Ново-Заимской школы я поступила в тюменский педагогический институт на историко-филологический фа-культет. Педагогическую практику студенты проходили в пионерских лагерях, расположенных вокруг города. Мне довелось 2 лагерных сезона провести в лагере им. Ю. Гагарина на Червишевском тракте: на 2 курсе я работала отрядной вожатой, а в следующем 1971 году – старшей пионерской вожатой.

Поскольку своей предыдущей жизнью я была готова к лагерному бытию, с первых же дней включалась в бурную повседневность детской организации.  Подвижные игры на свежем воздухе, праздник Нептуна на реке, концерты самодеятельных артистов не только развлекали, но и всесторонне развивали ребят. Моей любимой формой работы с подростками была игра на местности, которую теперь назвали бы «квестом»: с элементами детектива, когда команды должны были выполнить серию заданий, чтобы добраться до «клада». Соревновательность пробуждала в детях азарт и неподдельный интерес, способствовала развитию и сплочению коллектива.

По итогам работы в сменах меня поощрили Почётными грамотами администрации лагеря «за добросовестное отношение к работе и любовь к детям». Сблизиться с ребятами удавалось настолько, что расставались со слезами и клятвами встретиться здесь же на следующее лето. До сих пор я храню галстук, в прощальный день лагерной жизни исписанный ребятами признаниями в любви и уважении.

Свою учительскую деятельность я начала в Заводоуковской средней школе № 1. Большой педагогический коллектив славился высоким профессионализмом, жил в атмосфере постоянного творческого поиска, что создавало благоприятные условия для развития, способствовало самоутверждению молодого специалиста.  Преподавание русского языка и литературы в течение нескольких лет я совмещала с работой старшей пионерской вожатой. В просторной пионерской комнате, уставленной по периметру отрядными флагами в подставках, горнами и барабанами, собирался актив дружины им. В. М. Комарова: планировалась работа на перспективу, подводились итоги разных конкурсов и соревнований между отрядами, оформлялись стенгазеты. Сюда то и дело заглядывали младшие школьники - им не терпелось стать пионерами.

Конечно, многое стёрлось из памяти – ведь с тех пор прошло полвека. И только живые встречи да старые фотографии способны воссоздать картинки прошлого… Вот 10 барабанщиков с красными галстуками на груди шагают по улицам города, усердно выбивая дробь. Помню, с каким удовольствием занимались в «Школе юных барабанщиков» Игорь Зарубин, Света Карева, Толя Крупин, Андрей Пустовалов, Катя Шапорева, Володя Шевченко. Сколько достоинства и гордости на лицах ребят: нешуточное дало – возглавлять на марше пионерскую дружину!  Теперь это солидные врачи, строители, экономисты и … просто хорошие люди.

А на этом снимке – коллектив школы № 1 на первомайской демонстрации. Над колонной развеваются знамёна, лозунги «Хорошо учишься – помоги товарищу!», «Пионерстрой – работай, не стой!», пестреют гербы союзных республик, море шаров и цветов. Думаю, с тех пор у всех нас праздник весны, мира и труда неразрывно связан с воспоминаниями о таком вот массовом шествии, дружных «Ура!» на призывы с трибуны, об особом подъёме и чувстве единения.

На следующей фотографии насчитала 180 мальчишек и девчонок, среди них мы с военруком школы Юрием Петровичем Жученко. Только что в лесу закончилась военно-спортивная игра «Зарница», у многих в руках самодельные макеты автоматов, на головах солдатские пилотки. 

Тимуровская работа среди населения, субботники и воскресники на улицах города, на берегах рек и в лесу, различные трудовые акции объединяли пионеров, учили своими руками приводить в порядок родной город и его окрестности. Шумят высокие деревья у стен кинотеатра «Сибирь», посаженные пионерами 70-х годов под предводительством председателя совета дружины Светланы Чупруновой.  В огромные исполины превратились тоненькие прутики тополей, высаженные когда-то учащимися школы вдоль автотрассы «Тюмень-Омск». Уверена, многие из них, теперь уже взрослых людей, проезжая с семьями мимо посадок, с удовлетворением рассказывают о своём причастии к этому.

Не перечислить всех дел, которыми занимались пионеры: парады песни и строя в честь Дня Советской Армии, фестивали союзных республик ко Дню Конституции, сбор макулатуры, металлолома и лекарственного сырья с перечислением заработанных денежных средств в Фонд мира, коллективные просмотры кинофильмов, посвящённых Великой отечественной войне, встречи с героями ратной и трудовой славы и мн. др. Каждое мероприятие тщательно готовилось, и в процессе подготовки, кропотливой работы по подбору материалов, обсуждения их и воспитывались такие высокие человеческие качества, как коллективизм, интернационализм, чувство ответственности, уважение к традициям, любовь к родной стране и своей малой родине. В игре и посильной работе ребята приобретали умения дружить, помогать друг другу, добиваться поставленной цели. 

Однако с течением времени руководителей и организаторов детского движения стали упрекать в излишней идеологизации, игнорировании живых, игровых методов воспитания пионеров. Поскольку деятельность пионерской организации осуществлялась в системе школьного образования, работой с пионерами приходилось заниматься классным руководителям, которые зачастую повторяли при этом формы учебно-воспитательной работы с учащимися: пионерский сбор проводили как обычный «классный час», простую уборку пришкольной территории громко называли «трудовым десантом». Скучные, из года в год повторяющиеся, не привлекательные для детей мероприятия дискредитировали идею и принципы пионерской организации, вызывая справедливую критику. 

В то же время профессию пионерского вожатого не все считали серьёзной и полноценной, воспринимали её чаще как какую-то дополнительную, второстепенную. Хотя далеко не каждый смог бы стать им, недаром в «Марше вожатых» об этом поётся: «Вожатый – профессия-птица, труднее её не сыскать! С какою другою работой сравнится – ребячьи сердца зажигать?!» Чтобы плодотворно работать с детьми после уроков, надо было быть для них интересным человеком: позитивным, творческим, разносторонним. Дети требуют искреннего, чуткого и внимательного к ним отношения, будут сотрудничать, если их удастся убедить и воодушевить.  С большим уважением вспоминаю истинных вожаков школьной детворы и молодёжи, с которыми мне довелось работать в нашей школе: Тамару Дьяконову, Антонину Чирятьеву, Сергея Ольховика, Людмилу Иванову. Педагогическая деятельность в детской организации для нас была призванием, мы занимались своим делом от души, вкладывая в него энтузиазм, молодой задор и энергию. Не сомневаюсь, многие ребячьи сердца навсегда запомнили своих пионерских вожатых, научивших их жить в коллективе, переживать общие беды и радости, различать добро и зло в жизни.

В 1976 году с формулировкой «за большую работу по коммунистическому воспитанию молодёжи» я была награждена Почётной грамотой областного комитета ВЛКСМ, в 1979 году – Грамотой райкома ВЛКСМ и районного отдела народного образования за 1 место в конкурсе на лучший реферат по пионерским проблемам, в последующие годы - грамотами этих же органов за «большую творческую работу по развитию художественной самодеятельности учащихся», «за организацию сбора лекарственного сырья» и т. п. В 1979 году мне посчастливилось участвовать во Всероссийском семинаре старших пионерских вожатых в «Артеке», прикоснуться к опыту лучших вожатых страны.

О тех теперь уже ушедших в историю славных временах вспоминается светло и с ностальгией: «становлюсь я сильнее и выше, словно падает бремя годов». Вижу, наше поколение отличается от пришедших нам на смену своим оптимизмом, командным духом, жизнелюбием. Пройдя в детстве школу пионерского, а в юности - комсомольского воспитания, и в своём «серебряном» возрасте мы стараемся как можно дольше оставаться активными: участвуем в общественной жизни, осваиваем новые технологии, поддерживаем хорошую физическую форму.  Боевой дух, заложенный прекрасными советскими песнями, жизнеутверждающими красками знамён и галстуков, горячими искрами пионерских костров непобедимо пульсирует в нас: «И молоды мы снова, и к подвигу готовы, и нам любое дело по плечу!»

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- С. 99 - 102.

 

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»