Соханский А. М.
директор музея
ОАО «Тюменский
электромеханический завод»
22 декабря 2021 года в Заводоуковске рядом с краеведческим музеем торжественно открыт новый памятник – собирательный образ молодого человека с моделью планера в руке. Эта скульптура свидетельствует о событиях коренной перестройки производства авиационной техники в годы Великой Отечественной войны – организации выпуска планеров на авиазаводе № 499, созданном в Заводоуковске на базе эвакуированных предприятий.
Этот памятник напоминает также и о том, что война не обошла стороной тихий тыловой посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковского района были призваны на фронт, из них 5 270 погибли в боях за освобождение Родины.
Великая Отечественная война — самая разрушительная битва, обрушившаяся на нашу страну 22 июня 1941 года. Под мощным натиском жестокого противника тысячи предприятий, организаций и учебных учреждений, миллионы жителей европейской части страны были эвакуированы на восток.
Осенью 1941 года, когда фашистские войска приблизились к Воронежу, было принято решение об эвакуации Воронежского авиационного завода в город Куйбышев, а его опытно-конструкторского бюро (ОКБ-31) на восток. Руководителя ОКБ Александра Сергеевича Москалёва назначили директором и главным конструктором будущего авиационного завода № 499, создаваемого в сибирском посёлке Заводоуковский под Тюменью.
Эшелон с оборудованием прибыл на разъезд Заводоуковский в конце октября 1941 года. Помещения мастерских Новозаимского зерносовхоза и другие строения приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а бывшую колмаковскую мельницу с амбарами – для столярных и сборочных работ. И спустя всего 12 дней завод начал собирать первую продукцию — десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой.
Через некоторое время завод приступил к выпуску учебных планеров А-2, десантных планеров А-7 конструктора О. К. Антонова и АМ-14, разработанного Москалёвым на основе планера А-7.
Прибывшие из Воронежа рабочие обучали местных жителей, которых в условиях военного времени массово привлекали к работе на заводе. В основном это были женщины и подростки. По самым приблизительным подсчётам к 1944 году на заводе работало более 1 000 человек. В производстве планеров участвовали эвакуированные москвичи и жители других городов. Это были очень трудные времена, особенно в начале становления завода.
Работали по 12 часов без выходных, без отпусков. Вставали при лучинах, шли пешком, зимой при сильных холодах обмораживались. Но работали добросовестно, часто трудились внеурочно.
На нескольких сохранившихся групповых фотографиях военных лет мы видим совершенно юные лица работников цехов завода. Эти ребята, многие из которых ещё совсем дети, и создавали сложные летательные аппараты, своим героическим трудом приближая день победы.
Собранные мною сведения о Заводоуковском авиационном заводе № 499 и его директоре А. С. Москалёве были опубликованы на сервере Проза.ру в биографическом очерке «Неизвестный авиаконструктор Александр Москалёв».[1] Через некоторое время на мою страницу обратилась читательница Елена О. Она сообщила, что в настоящее время собирает материалы о Юрии Алексеевиче Рыжове, советском и российском учёном и политическом деятеле. Во время Великой Отечественной войны Юрий подростком побывал в Заводоуковске, где на авиационном заводе работали его сестра с мужем. С Еленой состоялся обмен информацией.
Так я вышел на интернет-поиски сведений об одном из работников завода № 499 Юрии Алексеевиче Рыжове и его семье.
Опубликованные в интернете воспоминания и беседы Юрия Алексеевича документально подтверждают факт службы его старшей сестры Нины Алексеевны и её мужа на Заводоуковском авиационном заводе № 499:
«Нина, окончив три курса Московского авиационного института, работала со своим мужем Сергеем Анатольевичем Мальмбергом в Тюменской области на эвакуированном туда авиационном заводе». [2, 3]
Остальная часть семьи Рыжовых — отец, мать, сын Юрий и бабушка были эвакуированы из Москвы в Свердловск.
Далее по воспоминаниям Юрия Алексеевича следует:
«Мы с мамой и бабушкой прожили там с лета 41-го до весны 43-го года, а отца уже в самом начале 42-го года отозвали в Москву». [2]
Затем Юрий Алексеевич рассказал о военных годах в эвакуации:
«Мы с мамой к ним (в Заводоуковск – прим. А.С.) даже ездили, чтобы помочь им выжить в этих бараках и как-то прокормиться. Потому что производство развернули прямо в поле, в скотных дворах». [2]
На заводе действовала военная приёмка, поэтому огромное значение уделялось качеству и на каждой составной части изделия должна была стоять фамилия исполнителя.[4]
В тот период авиационные специалисты были в дефиците и знания студентов-старшекурсников, ценились достаточно высоко. Бывшую студентку МАИ Нину Алексеевну Рыжову назначили контрольным мастером цеха, производившего заготовки для крыльев планеров.
Детали заводоуковской поры жизни семьи Рыжовых воссозданы благодаря фотографической памяти Юрия Алексеевича на воспоминания детства.
«А когда я ездил с мамой к Нине и ее мужу, там был цех, где делали элементы конструкции крыльев учебных планеров, — вспоминает Юрий Алексеевич, — цех был такой деревянный: деревяшки, фанера и все такое. И я там проработал целое лето. Самому старшему рабочему в цеху было пятнадцать лет, а мне было около двенадцати.
Сестра работала контрольным мастером. Она все мои нервюры после проверки на прочность бросала в печку, которая топилась в этом сарае. Так было в течение первых двух недель. Потом у меня начали получаться эти нервюрки – пятьдесят копеек штука. Это маленькие нервюрки, а большие, которые мне не доверяли, два с половиной рубля стоили.
Несколько штук за день можно было сделать. Но я этим занимался не для заработка: мне было просто интересно. Потому что потом из этих реек я делал свои планера, маленькие такие – метр длиной, и запускал их с горки вечером. Я смотрел, как их сбалансировать, чтобы они не трепыхались, а плавно летели. Вот это тоже было интересно». [2]
Завидная судьба сложилась у 12-летнего паренька Юры Рыжова, выпиливавшего на заводоуковском заводе деревянные нервюры крыльев планера, которые поначалу беспощадно браковала и сжигала в печке его сестра Нина. В своих воспоминаниях он рассказывает:
«Я аэродинамикой заинтересовался еще в конце 30-х годов, и у меня книги были по этому делу. Была научно-популярная литература, книжечки мягкие такие. У них был один и тот же автор – Жабров. «Почему и как летают самолеты?» – раз, «Почему и как летает планер?» – два, и третья книжка – «Почему и как летает автожир?».
То есть, работая на изготовлении нервюр, Юрий хорошо ориентировался, как это всё взаимодействует и летает в готовом планере. Безусловно, практическая работа на заводоуковском авиационном заводе, общение с молодыми рабочими, примеры сестры и её мужа крепили его тягу к авиации. Судя по воспоминаниям, уже в то время Юрий увлекался сборкой и отладкой моделей планеров.
В 1943 году семья Рыжовых вернулась в Москву. После окончания московской 59-й школы с серебряной медалью в 1948 году Юрий поступил в Московский физико-технический институт по специальности «Аэромеханика» и в 1954 году окончил его. Ещё студентом начал сотрудничать в ЦАГИ (город Жуковский) и работал там до 1958 года, занимаясь экспериментальной и теоретической аэродинамикой ракет «воздух-воздух», «земля-воздух».
С 1958 по 1961 год Рыжов работал в НИИ-1, где проводил исследования в области аэродинамики больших скоростей.
Академик Юрий Алексеевич Рыжов – легендарный человек, который добился огромных достижений в науке, а в 90-ые годы активно занимался политической деятельностью – занимал весьма высокие посты в России, а еще был послом во Франции. Этот список можно продолжать бесконечно.
Юрий Алексеевич – кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, медали «Защитнику свободной России», ордена Почётного легиона (Франция), лауреат Государственной премии.
Юрию Алексеевичу предлагался пост премьер-министра при президенте Б. Н. Ельцине, однако Рыжов отказался. По его собственному свидетельству, он отказывался от поста премьер-министра дважды. [3]
Юрий Алексеевич оставался активным политическим деятелем, когда ему было далеко за восемьдесят. По высказанному им в январе 2015 года мнению, Россия «зашла в полный тупик. Она вошла в системный кризис, который по-русски называется Смутой, где-то в районе 2009—2010 года». [3]
Академик, ученый, политический и общественный деятель Юрий Рыжов ушел из жизни 29 июля 2017 года. Урна с его прахом похоронена на Ваганьковском кладбище города Москвы. [5]
По мнению знавших его современников, Юрий Алексеевич один из немногочисленных в России людей, которым можно было верить и которых можно уважать. [6]
Юрий Алексеевич заслужил достойной памяти и в Заводоуковске, где изготовленные им в период летних каникул военной поры сотни нервюр крыла поднялись в небо.
Пусть нынешний памятник юному авиастроителю у заводоуковского краеведческого музея носит собирательный образ молодых рабочих завода военных лет. Но было бы справедливо назвать безымянный памятник юноши с планером именем Юры Рыжова и закрепить это имя в обзорной экскурсии по монументам Заводоуковска.
Ведь кроме деталей планеров, как известно, только Юра стоил их модели.
Источники и литература
- Александр Соханский. Неизвестный авиаконструктор Александр Москалёв https://proza.ru/2014/10/21/47
- В авиационной науке. Беседа социолога Любови Борусяк с Юрием Алексеевичем Рыжовым. Часть 1. Полит.ру. 20 октября 2010 г.
- Культ личности. Юрий Рыжов. You Tube. Видеозапись беседы с Леонидом Велиховым
- Д.А.Новожилов. К вопросу о работе авиационного завода № 499 в городе Заводоуковске в 1941-1945 годах. Краеведческая конференция «Наше наследие». Заводоуковск-2014
- Сообщение о кончине Юрия Алексеевича Рыжова РИА Новости https://ria.ru/society/20170729/1499398582.html
- Александр Соханский. Юрий Алексеевич Рыжов. Учёный, дипломат, политик. https://proza.ru/2017/10/28/794
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 80 - 82.