Севостьянов А. А.,
научный сотрудник
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»,
обозреватель АНО ИИЦ
«Заводоуковские вести»
Друзья, товарищи, земляки. Заводоуковцы Сергей Киберев и Александр Филимонцев во время службы на Острове Свободы.
Остров Свободы, тропический рай. До него от Заводоуковска «хоть три года скачи – не доскачешься». А вот для нашего земляка Александра ПетровичаФилимонцева Куба – это память о молодости, о солдатской службе.
Шесть десятилетий назад человечество подошло к краю ядерной пропасти. Две недели октября 1962 года весь мир говорил только о Карибском кризисе. Стратегические арсеналы СССР и США были приведены в полную готовность. До третьей мировой войны оставался всего один шаг.
В то время лидерам противоборствующих сторон хватило мудрости, чтобы остановиться на краю пропасти. Но на «острове свободы» продолжали нести службу советские солдаты, готовые «отстаивать завоевания кубинской революции от посягательств американских империалистов».
Одним из них и стал в уроженец деревни Сединкино Александра Филимонцева.
– В школе я мечтал лётчиком стать, даже подал документы в Барнаульское училище. Потом понял, что не моё это, – вспоминает Александр Петрович. – Но тем не менее в Заводоуковском военкомате меня прочили в авиацию. Однако уже в Тюмени нас отобрал в свою команду «покупатель» из Мулино, что в Горьковской области.
Курсант спецкоманды Александр Филимонцев. Мулино.1976 г.
Здесь бойцы полгода осваивали мудрёную службу артиллерийского разведчика – теодолиты, буссоли, дальномеры, приборы управления огнём. Александр попал в спецкоманду – помимо командиров с ним и его товарищами работали и другие офицеры, которые расспрашивали солдат о семье, родных, допризывной жизни. А потом «спецов» повезли в Москву, где сообщили, что служить им предстоит на далёком острове Куба.
И вот весной 1976 года солдаты приехали в портовый Калининград. Их переодели в гражданскую одежду и разместили на турбоэлектроход «Балтика». Хотя на борту почти не было гражданских – только семьи офицеров – все 15 дней путешествия до тропического острова пассажиры лайнера изображали обычных туристов.
– Первое впечатление от Гаваны – жара! – говорит Александр Петрович. – Тут даже зимой плюс 20 – 25 градусов, а мы прибыли в начале лета. На большинстве кубинских снимков я с голым торсом – а куда деваться при 50-градусной жаре? Да ещё дожди летом такие, что плац за пару минут в озеро превращается. А от смертельно-опасных пауков чёрная вдова мы к концу службы как от комаров каких отмахивались.
Зато контрастом непривычному климату «тропического рая» был радушный приём самих кубинцев. А. Филимонцев, вспоминает, что только услышав слово «советико» (советский) они расплывались в улыбке, пытались наладить контакт, несмотря на языковые барьеры.
– Сначала мы познакомились с кубинскими солдатами – они приезжали к нам на спортивные соревнования, на учения, – рассказывает Александр Петрович. – Потом нас стали отпускать в увольнения. Конечно, это были организованные поездки на пляж под бдительным взором командиров, но местные к нам прорывались, предлагали сок, бананы. Запомнился местный карнавал: огни вдоль набережной, открытые жизнерадостные люди. А уж когда мне, как отличнику боевой и политической подготовки дали отпуск в зоне отдыха для туристов – эти восемь дней превратились в один нескончаемый праздник. Нас возили на экскурсии, я впервые попробовал настоящий ром, а кубинские офицеры организовали вечер отдыха в ресторане, на который пригласили студенток из местного медучилища. О чём ещё может мечтать солдат?!!
Но увольнительные надо было заслужить. В части царил строжайший порядок – даже кровати в казармах расставлялись по ниточке. И ни на минуту никто из наших военных не забывал, что рядом Америка. В бой готовы были вступить в любую минуту.
– Учения, тревоги, боевые стрельбы – оказалось, что можно устать даже от Кубы, – вздыхает Александр Петрович. – Получал письма от родителей и все мечтал, как приеду в Сединкино, как встречать меня выйдет и стар, и млад, как достану подарки – большую раковину, кулон из морской черепахи, кубинские сигареты для отца. И вот осенью 1977-го нас снова переодели в «гражданку» и привезли в гаванский порт. Увидев корабль, мы, дисциплинированные, вымушторванные советские солдаты, бросились к трапу бегом, как мальчишки! Казалось, стоит только подняться на борт – и мы дома!!!
С тех пор прошло 45 лет. А. Филимонцев стал знатным хлеборобом, прошёл все ступеньки «колхозной» карьеры от водителя до директора агрофирмы. Но Куба всё равно снится ему по ночам.
А. П. Филимонцев и ныне в строю. Он активный участник ветеранского движения
Александр Филимонцев до сих пор поддерживает связь с ветеранами, служившими на Кубе. Недавно наш земляк ездил в Санкт-Петербург на встречу, посвящённую 60-летию Карибского кризиса.АлександрФилимонцев, житель села Сединкино, недавно ездил в Санкт-Петербург на встречу, посвящённую 60-летию Карибского кризиса. Там нашего земляка наградили медалью «За мужество и воинскую доблесть при исполнении интернационального долга».
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 78 - 80.