Здесь может быть ваша статья...

Жгунов  Н. И.,
краевед, село Новолокти,
Ишимский район

 

Вероятнее всего, эта пушка, принимала участие в эпизоде восстания, который сохранился в памяти новолоктинцев.

21 февраля 1921 года отряды красноармейцев и конной милиции, обойдя село Новолокти с юго-запада, после небольшого боя с повстанцами заняли его. Конная милиция (в этом отряде состояло более десяти новолоктинцев) вошла в село по южному берегу озера Пеньково. Новолокти повстанцы не готовили к обороне, в отличие от волостного центра – села Локтинского, которое было хорошо подготовлено к предстоящим боям. Линия фронта между красноармейцами и восставшими крестьянами на 10 дней пролегла между этими двумя сёлами.

Наскоком взять Локтинское красной кавалерии не удалось. Все въезды в село были перетянуты металлическими цепями и перекрыты вмороженными в лёд боронами. На колокольне каменной Локтинской церкви были установлены пулемёты. Видимо, чтобы подавить их, красноармейцы и притащили из Ишима «пушку Маклена малого калибра». Солдаты-артиллеристы называли её «маслёнка» («маслёшка»), потому местные жители говорили: «Локти из какой-томаслёшки обстреливают». Солдаты установили её метрах в ста от современного новолоктинского кладбища и начали стрелять по селу Локти.

Ориентиром при обстреле была церковь, с колокольни которой хорошо просматривались и позиции артиллеристов. Но это не служило им помехой, поскольку артиллерией в начале боев повстанцев-крестьян с красноармейцами практически не обладала ни одна, ни другая противоборствующая сторона. Поэтому красноармейцы-артиллеристы, чувствуя себя в безопасности, орудие не маскировали.

И вдруг на третий день обстрела Локтей повстанцы произвели несколько выстрелов из трёхдюймового орудия, которое они откуда-то притащили в Локти. Метким выстрелом они полностью разбили орудие красноармейцев! Один из тех жителей Новолоктей, которым потом довелось перевозить остатки «маслёшки» в Ишим, рассказывал, что первый же повстанческий снаряд разрушил лафет пушки, а ствол погнул и развернул в обратную сторону. Восстановлению это орудие не подлежало.

Только после взятия села Ново-Травное красноармейцы привели привезли – сказал в записи к Локтям батарею трёхдюймовых орудий и продолжили из них обстрел села. Штурм волостного центра шёл три дня. Потери в живой силе с обеих сторон были большие, особенно у наступавших красноармейцев. Но у повстанцев заканчивались боеприпасы, и в ночь с 3 на 4 марта они сдали Локти и отошли южнее – в сёла Пеганово и Смирново. Восстание продолжалось…

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- С. 39.

Ярков А. П.
д.и.н., профессор
Тюменского государственного университета

 

События в нашем крае в 1921 года являются частью происходившего в пространстве азиатской России в 1920–1922 годах. Их именовали также волнениями, «днями бандитизма», движением, кулацким или кулацко-белогвардейским восстанием, мятежом, «малой Гражданской войной». Но их нельзя считать КРЕСТЬЯНСКИМИ и АНТИСОВЕТСКИМИ: состав участников был пёстрым, а многие из лозунгов включали призывы бороться за Советскую (писалось с заглавной буквы) власть.

Непрерывность восстаний с мая 1920 года и до последнего «вождя» - в мае 1924 года позволяет считать их продолжением и ЧАСТЬЮ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ в Сибири и Северном Казахстане. Само население края представляло пёструю в социальном, этническом и конфессиональном отношении массу, расселённую по огромному пространству. Хотя административное её разделение между РСФСР и Киргизской (Казахской) АССР уже оформилось, но «коллективное бессознательное» воспринимало регион и население как целое и неделимое, где «Россия – за Уралом».

Долгое время в исследованиях не выделялись сюжеты, связанные с неславянским населением, а крестьяне-хлеборобы оказались в фокусе внимания, поскольку стали главной жертвой продразвёрстки и движущей силой мятежа. Русских также было много среди командного и рядового состава по обе стороны «баррикад».

Нельзя рассматривать какой-либо этнос вне общей ситуации, как нельзя и не заметить, что, кроме русских, имелись и другие «краски» на этнической «палитре» тех событий. Своеобразным был и конфессиональный (по убеждению или уже только по происхождению) состав участников: православные, мусульмане, протестанты, католики, иудеи. Выделяли себя, считая православными, старообрядцы разных толков.

Этническая и конфессиональная принадлежность – одна из культурно-нравственных основ человеческой природы, в обретении психологического равновесия противопоставляя образы «Мы» и «Не - мы». Это нашло разное воплощение в ментальности и социальном поведении конкретного сибиряка, который иногда, в силу обстоятельств, отказывался от принадлежности, менял её (меннониты ~ голландцы ~ немцы ~ меннониты) или вообще игнорировал.

В документах того времени ещё фигурировали «киргизы» (на самом деле казахи) и этнически неопределённые «тюркотатары». Впрочем, под влиянием разных факторов (в т. ч. роста этносознания) шло расслоение среди тех, кто в 1920 году потребовал разделить татаро-киргизскую секцию при Омском губкоме комсомола на «татарскую» и «киргизскую» [27, с. 120]. Партийные органы попытку пресекли – им важнее политическое единство союзной молодёжи.

Сибревком к трудовым земледельцам отнёс крестьян-старожилов и новосёлов, «инородцев» и казаков. Но дело в том, что многие сибирские казаки ощущали себя не только отдельным сословием, но и этносом. Их тип поведения и роль в событиях объяснялось групповой исторической памятью и, к тому времени утраченными (по советскому декрету 1919 года), привилегиями. Очевидно: этническое часто проявлялось в тех условиях через социальное, но, как замечал М. П. Головачев, в Сибири не существовало строгого разделения между занятиями городского и сельского населения. К тому же среди сибирцев были относительно недавно ассимилированные и «природные» татары и казахи.

В событиях принимало участие ещё несколько групп нерусских, в т. ч. не крестьян:

  • военнопленные и интернированные – подданные Германии, не существовавших на тот момент Австро-Венгерской и Османской империй, как и возникших на их руинах новых государств. Согласно международных договорённостей после окончания Первой мировой войны начался процесс возвращения. Процесс затянулся, ввергнув военнопленных и интернированных в политическую борьбу, в т. ч. на стороне советской власти. Их, преимущественно молодых мужчин, часто именовали «интернационалистами», поскольку они увлеклись идеями III-го Интернационала, провозгласившего мировую революцию. В 1920–1921 годах из военнопленных формировались уборочные и молотильные отряды. Их агитировали участвовать в Польской компании;

Иванов  К. С.,
научный сотрудник
МАУК «Ишимский музейный
комплекс им. П. П. Ершова»

В 2021 году исполнилось сто лет Западно-Сибирскому крестьянскому восстанию, масштаб которого по количеству участников и охвату территории не имеет себе равных в отечественной истории ХХ века. О тех событиях мы можем судить в основном по архивным документам, воспоминаниям очевидцев, газетным статьям, редким фотографиям и пр.

Но при всём этом и сама земля Западной Сибири до сих пор хранит в себе немало материальных артефактов, напрямую относящихся к событиям 1921 года. Самыми массовыми из них являются, конечно же, винтовочные гильзы, маркировка которых позволяет отнести их к периоду восстания. Например, латунная гильза «русского» 7,62 мм патрона с клеймом на донце «Т», «20», «4», 20», «4». «Т» - Тульский Патронный завод, «20» - год выпуска, т.е. 1920-й, «4» - производственный квартал, т. е. четвёртый.Интересно, что «20» и «4» продублировано, при этом «4» - перевёрнуто. Можно сделать вывод, что данная маркировка не является стандартной, и связана, скорее всего, с производственными трудностями, которые тогда испытывали практически все заводы Советской России.

Далее привлекает внимание гильза с необычным клеймом «20». Нет ни букв завода-изготовителя, ни цифры производственного квартала, ни каких либо ещё сокращений и обозначений. Но по расположению на донце, по размеру и форме цифра «20» полностью совпадает с цифрой «20» на предыдущей гильзе, что даёт нам право предположить, что перед нами тоже гильза Тульского Патронного завода, и скорее всего, с каким-то дефектом маркировки.

Третья гильза, хорошо сохранившаяся, имеет маркировку «С» - Симбирский патронный завод и «21» – год выпуска – 1921-й. У всех этих трёх гильз есть общая черта – они были произведены ПОСЛЕ того, как в нашем крае прошла Гражданская война и в Западную Сибирь они могли попасть как раз в 1921 году с боекомплектом красноармейских частей, которые были отправлены подавлять восстание. Гильзы были обнаружены на распаханных полях около ст. Вагай Омутинского района  Тюменской области – эта станция была как раз отбита у восставших встречными ударами красноармейских частей 24 февраля 1921 года. Произошло своеобразное «насло-ение» гильз, настрелянных при подавлении восстания на гильзы, настрелянные в жарких боях 1919 года, когда населённые пункты вдоль железной дороги неоднократно переходили из рук в руки.

Другой артефакт 1921 года был обнаружен на200 км восточнее – на станции Маслянская, которая в 1921 году относилась к Ишимскому уезду. Это корпус снаряда 37-миллиметровой пушки Маклена (Макклина). Эту лёгкую пушку прозвали просто – «макленка». Данный снаряд – бронебойного типа, не очень эффективный при обстреле укреплённых деревень. Скорее всего, красноармейцы просто использовали то, что было у них под рукой. Ведь выстрелы даже из такого орудия действовали на повстанцев деморализующе – они понимали, что на них идут не только с винтовками и пулемётами, но и с артиллерией.

Уважаемые земляки, заводоуковцы, участники конференции «Наше наследие»!

В 2021 году исполняется 80-лет с начала Великой Отечественной войны — знаменательная и трагическая дата. События 1941-1945 годов нашей истории все дальше отдаляются от нас, всё больше становятся историей нашей страны, её городов и посёлков, и всё меньше среди нас тех, кто несёт непосредственную память о великом подвиге советского народа.

Среди тех, кто выстоял в тяжелейшем 1941 году под натиском гитлеровской военной машины - тысячи наших земляков, заводоуковцев, ваших и моих родных и близких.

22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны, стало огромным ударом для нашей страны, но не было неожиданностью. Всё предвоенное десятилетие мир сотрясался конфликтами и войнами с вовлечением всё новых и новых народов, от Китая до Испании. Мой отец стал одним их тех, кто принимал участие в двух вооруженных конфликтах – на реке Халхин-Гол с японскими войсками и с финнами в 1939 году. В Великую Отечественную войну он защищал родину с оружием в руках, получив тяжелое ранение. Из шестерых его братьев четверо не вернулось с фронта.

Уверен, что память о подвиге предков живёт в каждой семье заводоуковцев. И хотя жизнь моя сложилась так, что я нёс службу вдали от родных мест, я каждый год бываю в Заводоуковске, люблю наш город и желаю ему развития и процветания!

Благодарю руководство и коллектив Заводоуковского краеведческого музея за активную работу по сохранению и развитию исторической памяти и исторического наследия, за вклад в развитие регионального краеведения, за просветительскую работу с земляками.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- С. 4.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»