Здесь может быть ваша статья...

Гагин В.В.,
к.и.н., старший научный сотрудник
Военно-воздушной академии
им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина,
г. Воронеж

 

АВИАКОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО
К 116-й годовщине со дня рождения А.С. Москалева

 

В 2015 году для защиты и обеспечения безопасности нашей страны в воздушно-космической сфере был создан новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации – Воздушно-космические силы. ВКС оснащены самым современным и высокоэффективным оружием, у некоторых образцов которого нередко стоял гений русской школы самолетостроения Александр Сергеевич Москалев.

В представленной статье рассматриваются основные направ-ления деятельности выдающегося советского авиаконструктора, который стал достойным преемником и продолжателем эстафеты отечественной школы авиастроения, перешедшей к нему от И.И. Сикорского через Н.Н. Поликарпова. Он является автором более 40 новаторских конструкций летательных аппаратов, родо-начальником дельтавидного крыла малого удлинения, позволившего мировой авиации совершить резкий качественный скачок в развитии сверхзвуковой и гиперзвуковой авиации. Любая его работа, будь то спортивный самолет, десантный планер или истребитель, отличалась изобретательностью инженерной мысли, была отмечена высоким профессионализмом и, как следствие, была одной из наиболее эффективных в своем классе в мире.

Идеи А. С. Москалева легли в основу разработки ряда самолетов, ставших одной из составляющих стратегического паритета Совет-ского Союза. Ему принадлежит и авторство идеи воздушно-космического орбитального самолета.

В то же время так получилось, что имя А.С. Москалева практически неизвестно никому, кроме узкого круга специалистов в области авиастроения. Не обласкан он был и государственными наградами, не названы его именем улицы даже в тех городах, в частности в Воронеже, где он создавал свои летательные аппараты.

Ключевые слова: А.С. Москалев, Н.Н. Поликарпов, И.И. Сикорский, самолеты «САМ», Воронеж, Буран, дельтавидное крыло, мировой рекорд дальности, спортивная авиация, десантный планер.

 

В истории Отечественной авиации есть всенародно известные и признанные имена выдающихся авиаконструкторов: Н. Н. Поликарпов, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А. И. Микоян, М. Л. Миль, Н. И. Камов, А. С. Яковлев. Люди, интересующиеся авиацией, хорошо знают и помнят С. А. Лавочкина, О. К. Антонова, В. Ф. Болховитинова, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева, М. И. Гуревича, А. А. Архангельского. Славные имена А. С. Москалева, К. А Калинина, И. В. Четверикова, Г. М. Бериева, Р. Л. Бартини, В. Г. Ермолаева, Д. С. Маркова и некоторых других, к сожалению, знают в народе не так хорошо [3].

Цель нашей статьи – рассказать об одном из таких малоизвестных авиаконструкторов, которого в полной мере можно назвать гением отечественного авиастроения, а именно – о Москалеве А.С.

Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, той исторической несправедливостью, которая имеет место между вкладом этого человека в развитие авиации и степенью государственного и общественного признания его заслуг. Изучение деятельности этого авиаконструктора позволяет по достоинству оценить его разработки в области авиации, превосходство его изобретений по сравнению с подобными наработками признанных мэтров советского авиастроения в довоенный период, что только повышает актуальность представленной статьи.

Гаврилов М. И.,
к. б. н., г. Заводоуковск

 

Самая большая радость – радость природы.
Л.Н. Толстой

Историографию заповедников Российской империи в своей докторской диссертации Ф. Р.  Штильмарк открывает 1895 годом. До Великой Отечественной войны в СССР была создана действующая государственная система учреждений и управления отраслью «Заповедное дело». Ведомства: Наркомземы и Наркомпросы республик, Наркомвнешторг СССР, Академия наук СССР, местные органы. К 1938 году уже насчитывался 21 заповедник с общей площадью 6 111 568 га.

Важное место среди них занимал наш тюменский Кондо-Сосьвинский боброво-соболиный заповедник – с территорией около 800 тыс.га «производил» до 700–1 200 соболиных шкурок в год на экспорт. Но это уже была функция госпромхозов – пушнина входила в первую пятёрку отечественной импортной продукции.

В плане научно-исследовательских работ военных лет формировались следующие темы: геологическая съёмка, морфографическое изучение (переходы, тропы, броды и др.), поиски редких и обороннозначимых минералов, выявление лекарственных, технических и пищевых растений, разработка методов облесения лесосек и гарей, методы лесного хозяйства, меры борьбы с вредителями лесов, флористика и геоботаника, фаунистика и распространение промысловых животных, акклиматизация и реакклиматизация, болезни, бонитировка угодий. Всего по всем заповедникам к 1944 году намечено к проработке 125 тем и 155 мероприятий [1; 12].

Ермачкова Е. П.,
к.и.н., преподаватель ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»,
г. Заводоуковск

ЗДЕСЬ ГОТОВЯТ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
(о педагогах Колесниковского ПТУ-29)

2 октября 2020 года. исполнилось 80 лет профессионально техническому образованию России. Чуть раньше, 29 января 2019 года Заводоуковский агропромышленный техникум отметил свое 60-летие. Из них ровно 30 лет он находился сначала в селе Колесниково как училище механизации и сельского хозяйства  № 7, Колесниковское ССПТУ-5, Колесниковское ПТУ-29, а затем столько же в Заводоуковске как Заводоуковское ПТУ-29, Агролицей, Агропромышленный техникум. Отметив юбилей, учебное заведение снова поменяло свой статус – с октября 2019 года став филиалом «Агротехнологического колледжа» в Ялуторовске.

Говоря о любой организации или предприятии, обязательно вспоминают о лучших сотрудниках, которые не только прославляли ее на всевозможных уровнях, но и самоотверженным трудом улучшали жизнь своего края, своей малой Родины. Так получилось, что преподавателям Колесниковского УМСХ № 7, открытого 29 января 1959 года в небольшом сибирском селе Колесниково, пришлось осваивать множество социальных ролей, о которых они даже и не подозревали, оканчивая средние и высшие специальные учебные заведения и получая распределение в «глубинку». Для того, чтобы подготовить качественные кадры для сельского хозяйства, бывшим производственникам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. пришлось сначала собственными силами обустроить территорию опустевшей Бигилинской МТС, отремонтировать и возвести несколько жилых и учебных корпусов, собственноручно изготовить наглядные пособия, дважды в год участвовать в посевной и уборочной близлежащих колхозов, на достойном уровне проводить занятия, заниматься с обучающими спортивной, научно-исследовательской и культурно-массовой деятельностью, дежурить в отряде Добровольной народной дружины и др.

Ермачкова Е. П.,
к.и.н., преподаватель
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»,
г. Заводоуковск

22 июня 1941 года навсегда изменило жизнь советского народа. Сразу же после начала мобилизации, из деревни стали отбывать трудоспособные мужчины, квалифицированные специалисты, агрономы, автотранспорт. Государство, заинтересованное в своевременном проведении уборочной, ограничилось выдвижением нескольких лозунгов, но никаких конкретных планов помощи или инструкций в сибирскую глубинку не поступало. В отличие от предыдущих годов, полностью собрать и качественно обработать хлеб осенью первого военного года не получилось во многих регионах. Так, на 10 ноября 1941 года Новозаимский пункт Госсортфонда выполнил план сдачи сортовых семян только на 8,5 %, Госсортфонд – 12,2%, а коноплесембаза не приступила вообще к заготовке семян конопли. Власти Новозаимского района отмечали 29 ноября, что «обмолот, сушка и сдача хлеба государству в большинстве колхозов района не закончены, их председатели встали на путь саботажа хлебозаготовок» [1, л.20]. Ялуторовский район план выполнил на 78%. И началась чистка руководителей колхозов, которые по объективным и субъективным причинам сорвали хлебосдачу. Под суд отдали председателя колхоза «Красные орлы», пригрозили применить данную меру и к председателям колхозов «Большевик», «Ударник», «Советская Сибирь», если в пятидневный срок они не исправят катастрофического положения.

Аналогичная ситуация сложилась и на следующий год. К 4 ноября 1942 года план госпоставок хлеба выполнили по Новозаимскому району только на 26,6%. Одной из причин называли «разбазаривание» урожая председателями колхозов, которые, как и раньше, часть зерновых раздали колхозникам как оплату за трудодни. Так поступил Заморников из колхоза «Путь Октября», Извин из «Красного Октября», Мухин из «Красных орлов», Собакин из «Прогресса» [4, л.13].

В январе 1942 года директор Заводоуковской МТС Черницкий, объясняя выполнение годового плана на 74%, указывал, что трудности возникли из-за того, что пришлось вводить в рабочий график молодых парней, заменивших более взрослых и опытных механизаторов. Неоднократно из-за плохой связи райвоенкомат не сообщал председателям колхозов, что их трактористы несколько дней как призваны в РККА и отправлены в воинские части. Таким образом, в уборочную 1941 года МТС недосчиталась 40 трактористов. Помимо этого, из 38 тракторов смогли собственными силами отремонтировать только 6, к остальным не хватало запчастей заводского производства [3, л. 2]. В уборочную 1942 года из 48 тракторов Заводоуковской МТС в поле вышли всего 9, из 24 комбайнов – 7. В результате за такое «вредительство и саботаж» Черницкого сняли с работы. С новым директором Лесовым Заводоуковская МТС выполнила план 1943 года на 43% [7, л. 1-2].

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»