Здесь может быть ваша статья...
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1499
Заводоуковец Алексей Мерзляков искренне удивлялся моему к себе вниманию: ну да, он родился и всю жизнь прожил в Заводоуковске, на его глазах маленький рабочий посёлок превратился в уютный город – так сколько таких, как он? Вот только родился Алексей Мартемьянович 14 августа 1944 года…
Заводоуковец Алексей Мерзляков еще помнит те времена, когда на месте заводской территории рядом с городским микрорайоном, прозванном «копаем», был стадион, на котором команда Новозаимского зерносовхоза принимала соперников из соседних сёл.
Род Мерзляковых появился в нашем крае в ХIХ века. Тогда три брата-старообрядца Гаврила, Степан и Алексей отправились искать сибирское «беловодье» - землю обетованную подальше от ока официальной церкви. Их внук Мартемьян переехал в 1930-х годах в посёлок Новозаимского зерносовхоза.
На огороде дома Алексея Мартемьяновича в районе, известном нашим землякам как «Копай», остатки двух печей для обжига кирпича. Это «наследство» его мамы Клавдии Никитичны. Бежавшее из упоровских Мосалей от коллективизации семейство Селивановы вместе с односельчанами Беловыми, Ивановыми, Матвеевыми – такими же «закоренелыми единоличниками» жили производством кирпича.
О своём послевоенном детстве Алексей Мерзляков рассказывает с лёгкой грустинкой: нет, его семья не голодала – отцу, так сказать, «повезло» – в 12 лет работая на прессе он лишился руки. На войну инвалида не призвали и он всю жизнь был заправщиком в зерносовхозе. Родители держали коров, поросят, «лодыря не гоняли», так что молоко и мясо в доме было всегда, правда, одежды иногда не хватало.
А ещё вспоминает Алексей Мартемьянович, что во всём околотке он был единственным 1944 года рождения. Были ребята постарше, были помоложе, но родившихся в лихую годину войны – ни одного. Но мальчишки и девчонки на возраст не смотрели, жили дружно, вместе играли, бегали в окрестный лесок, «зорили» птичьи гнёзда.
Ещё одним центром притяжения для юного Алексея был стадион. Благо находился он буквально через дорогу от дома, на месте бывшего ипподрома купцов Колмаковых. Футбол – увлечение всех мальчишек той поры, а Алексей играл лучше многих, даже защищал честь посёлка в баталиях с командой из села Падун.
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 1423
В Заводоуковском музее хранятся воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Есть среди них и рассказы тех, кто в годы войны трудился на авиазаводе № 499 – самом большом предприятии СССР, строившем планёры.
Осенью 1941-го заводоуковский парнишка Саша Кушнарёв ходил в пятый класс. Он стал свидетелем того, как из Колмаковской мельницы вывозили жернова, сита, другие механизмы, переоборудовали её под заводские цеха. Но и не подозревал, что ему самому придётся поработать на этом предприятии.
Война заставила Александра бросить учёбу. С 15 лет он трудился в падунском промсовхозе. Но мечта устроиться на оборонный завод не покидала его: там на рабочую карточку выдавали 800 граммов хлеба – в два раза больше, чем в совхозе. И был этот хлеб без отрубей и примеси картошки. А раз в месяц полагалось два килограмма муки, чай, немного сливочного масла – настоящее богатство!
– В конце 1943-го года, я упросил начальника цеха Съестова взять меня на авиазавод, – вспоминал ветеран. – Я получил верстак и инструменты, слева от меня работал Владимир Лесечко, справа — Вениамин Просеков. Подростки составляли основной костяк коллектива. Обучались «на ходу», через полмесяца из сельского паренька получался умелый рабочий. Наставниками нашими были эвакуированные из Воронежа авиастроители.
Смена длилась 12-14 часов, с редкими выходными. Часто спали прямо на полу, на стружках. Скажет мастер: «Ребята, отдохните», а через полчаса-час поднимает, и работа продолжалась. Да и уходить домой многим было не с руки, ведь работало на заводе много сельских ребят. Хотя, к примеру, Михаил Плюхин каждый день ходил в свою деревню Плюхино: десяток километров пешком в любую погоду!
Но и работали подростки по-стахановски. Например, столяры братья Сатюковы выполняли норму на 1 200 процентов без малейшего брака.
А нормы росли год от года: авиазавод сначала делал 20, потом 30, а в последние месяцы 40 планёров. Требовалось их много, ведь они, по большому счёту, были одноразовыми, и даже специально изготовлялись так, чтобы после приземления их можно было сжечь за 15 минут. Делали эти летательные аппараты для доставки грузов десантникам и партизанам. В зависимости от предназначения в планёр помещалась сиденья для бойцов, летящих в тыл врага, или цистерна для горючего.
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1462
В минувшую пятницу заводоуковцы имели возможность оказаться на увлекательной экскурсии, просто войдя в автобус первого маршрута... Эта необычная акция подарком землякам к предстоящему юбилею области.
Опытные экскурсоводы рассказывали пассажирам городских автобусов в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске и Ишиме об истории их родных городов и всей области.
В Заводоуковске земляков знакомили с историей малой родины экскурсоводы краеведческого музея. Пока пассажиры ехали в своим делам, экскурсовод рассказывал им об истории тех улиц, по которым шёл автобус, о достопримечательностях, встречающихся на пути: о сквере воинской славы, строительстве железной дороги, памятниках воинам Великой Отечественной и сельским труженикам, реке Ук, бывшей когда-то границей между Ялуторовским и Новозаимским районами и о «столице безмоторной авиации» – планёрном заводе № 499.
Входящие в автобус пассажиры сначала удивлялись: «Это что здесь за митинг?», а к концу поездки улыбались и благодарили экскурсоводов. Многие слушатели вступали в диалог с музейщиками, делились своими воспоминаниями.
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1468
- Что я делал в армии? А извозчиком работал, - улыбается горожанин Юрий Шабалин. – Грузишь группу спецназовцев на броню, везёшь в горы и ждёшь… И всё это в Афганистане, почти у самой пакистанской границы.
То, что в далёкой южной стране идёт настоящая война, требующая всё новых и новых бойцов, в 1985-м ещё было государственной тайной. Но Юра Шабалин прекрасно знал, куда готовится их команда. Его другу Виталию отец – военный комиссар города Красный Луч, что под украинским Ворошиловградом – сказал об этом по секрету. Поэтому когда инструкторы грозненской учебки втолковывали военным автомобилистам особенности вождения в горах, парни не сомневались, что готовят их для афганских дорог.