Здесь может быть ваша статья...
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1283
По данным администрации муниципалитета, в 2019 году – последнем перед пандемией коронавируса – Ззаводоуковск посетило 63 тысячи туристов. Как сделать так, чтобы этот поток приносил больше пользы экономике, бизнесу и каждому гражданину нашего округа?
Этот вопрос обсуждали на заседании рабочей группы, посвящённой развитию туриндустрии. В малом зале администрации собрались руководители округа, представители бизнеса, сферы культуры и досуга. На встречу приехал и депутат областной думы Алексей Салмин.
Для начала вспомнили ресурсы, которыми располагает Заводоуковская земля. Главное, что привлекает туристов в наш округ – знаменитая ещё с советских времён минеральная вода. На целебных источниках созданы спа-отель «Ингала» и база отдыха «Берёзовка». За оздоровительный сезон гостей со всех волостей приезжает немало. Также пользуются спросом базы отдыха «Акватория» и «Русь». Здесь можно и рыбку половить, и на конях покататься. А на «Берёзовке» есть яки, маралы, верблюды, фазаны…
Вообще природа округа очень привлекательна. У нас можно порыбачить, поохотится, грибы и ягоды пособирать и просто хорошо отдохнуть.
Приезжают гости из областного центра и на крупные мероприятия, проводимые в нашем округе. На «Берёзовке» самый большой наплыв туристов отмечается на открытии сезона, Дни рыбака и Нептуна. В Гилёво ежегодно в июне проходит фольклорный фестиваль «Три стрелы», на который приезжают не только заводоуковцы, но и жители областного центра.
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1095
Юные заводоуковцы участвуют в проекте «Кадры будущего. Тюменская область» уже третий год. Раньше молодые и инициативные ездили со своими идеями в областной центр. Нынче же работа закипела у нас в городе.
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 2398
Медведева Н.В.,
краевед,
г. Заводоуковск
В одной из своих публикаций в «Нашем наследии» было высказано предположение, что мои предки по отцу Бекишевы являются чалдонами, ссылаясь на особенности домостроения, интерьера, говора, внешних данных. В дальнейшем я задалась целью это предположение подтвердить либо опровергнуть. Первоочередной задачей стало углубление знаний о чалдонах. Изучила несколько научных работ по этому вопросу.
Следует отметить, что и в этнографии интерес к чалдонам проявился сравнительно недавно – на рубеже тысячелетий. В 1995 году в монографии томского этнографа П.Е. Бардиной «Быт русских сибиряков Томского края» едва ли не впервые было уделено внимание чалдонам, напечатано само это слово и проведён его анализ. По её мнению, чалдоны (или челдоны) – это сибирские старожилы, так их называли по всей Сибири. Ещё недавно большинство старожилов воспринимали это название как обидное, неприятное прозвище, тем более что оно употреблялось чаще всего с обидными эпитетами «желторотый» или «желтопупый». Для объяснения термина распространены народные этимологии: переселенцы с рек Чала и Дона, с Чалдона-озера. Ещё оно объяснение – слово пошло от глагола «чалить», то есть плыть, с Дона. Автор уточняет: «Но всё это не более как попытки найти подходящее и приемлемое значение слова из своего же языка, тогда как, скорее всего, оно происходит из чужого языка» [1].
Далее было приведено мнение В.И. Даля. Затем Бардина пишет, что «чалдон» – это вовсе не самоназвание старожилов, так их назвали более поздние переселенцы в Сибирь. Они воспользовались этим словом, первое значение которого «бродяга, каторжник, беглый, варнак», потому что исходили из обывательского представления, распространённого в Европейской России, что все сибиряки и есть бывшие каторжники. Но со временем, заключает П.Е. Бардина, слово утратило былой смысл, а приобрело новый, позитивный.
Е.Ф. Фурсова [2] приводит рассказы старожилов, в которых говорится, что чалдоны названы по реке Чалда. Многие из собеседников этого автора считали, что чалдоны пошли от казаков: «Песни у чалдонов такие проголосные и мотив такой, как у донских казак». Некоторые полагают, что по Дону предки нынешних чалдонов тащили челны или чалы, отсюда и имя. Кроме того, Е.Ф. Фурсова приводит рассказы о том, что раньше старожилов звали чалдонами, «а сибиряками счас стали звать». Итоги изучения автором чалдонов Сибири были следующие. Во-первых, не все сибирские старожилы называли себя чалдонами. Во-вторых, на юге Западной Сибири не фиксируется негативный оттенок термина «чалдон». Это связано с тем, что здешние чалдоны представляют особую группу старожильческого населения, они – потомки казаков донского происхождения. В-третьих, широкое распространение термина «чалдон» свойственно именно Западной Сибири. В Восточной Сибири, по мнению, Е.Ф. Фурсовой, так называли только выходцев из Забайкалья, чаще всего потомков от русско-бурятских браков [3]. Е.Ф. Фурсова признаёт, что вопрос происхождения термина «чалдоны» достаточно дискуссионен, многозначен, и, самое главное, не может полностью отражать культурной специфики и этнической истории своих носителей.
- Информация о материале
- Автор: Алексей Севостьянов
- Просмотров: 1070
В экспозиции «Быт Сибирских крестьян» краеведческого музея на круглом столе, принадлежавшем, по легенде, купцам Колмаковым, стоит, посверкивая благородным серебром, старинная сахарница. И всем своим видом показывает, что тоже когда-то могла украшать быт сибирского миллионера.
– Этот экспонат появился в музее очень давно, – рассказывает экскурсовод Дарья Русакова. – В 1990 году его подарила нам Валентина Устюгова, учительница первой городской школы. В те годы новообразованное учреждение культуры только начинало собирать фонды, и серебряная сахарница стала одним из сокровищ коллекции «Металл». Она даже хранилась в сейфе – от греха подальше.
Пару лет назад сахарница отправилась в дальнее путешествие – в Тюмень, на реставрацию. Опытные мастера убрали патину, почистили «пыль веков», скопившуюся за столетнюю жизнь старинного предмета обихода. На донце стало можно прочесть заводской вензель: «Жозе Фраже, Варшава».
Музейщиков заинтересовала история этой фирмы, и они провели небольшое расследование. Оказалось, что ещё в 1825 году в Варшаву, столицу Привислинского края Российской империи, переселились из Франции два брата – Альфонс и Жозе Фраже – и основали заводик, начавший массовый выпуск медной посуды, покрытой серебром. Шли годы, менялись поколения владельцев и технологии нанесения драгметалла, но продукция фирмы пользовалась постоянным спросом. Ещё бы, ведь каждый хотел похвастаться «фамильным серебром». Дошло до того, что термином «фраже» стали называть всю подобную столовую утварь, даже произведённую конкурентами этой компании.
Удар по «империи» Фраже нанесли события начала ХХ века. Сначала Первая мировая и Гражданская войны обрушили спрос на продукцию. А потом, после обретения Польшей независимости, для фирмы закрылся огромный рынок России. Объемы производства постепенно сокращались, а потом и вовсе сошли на нет. Последние вещи, произведенные этой компанией, датируются 1939 годом.