Здесь может быть ваша статья...

Ермачкова Е.П.,
к. и. н., преподаватель
ГАОУ СПО ТО
«Агротехнологический колледж»,
отделение в г. Заводоуковске

По данным администрации муниципалитета, в 2019 году – последнем перед пандемией коронавируса – Ззаводоуковск посетило 63 тысячи туристов. Как сделать так, чтобы этот поток приносил больше пользы экономике, бизнесу и каждому гражданину нашего округа?

 

Этот вопрос обсуждали на заседании рабочей группы, посвящённой развитию туриндустрии. В малом зале администрации собрались руководители округа, представители бизнеса, сферы культуры и досуга. На встречу приехал и депутат областной думы Алексей Салмин.

Для начала вспомнили ресурсы, которыми располагает Заводоуковская земля. Главное, что привлекает туристов в наш округ – знаменитая ещё с  советских времён минеральная вода. На целебных  источниках созданы спа-отель «Ингала» и база отдыха «Берёзовка». За оздоровительный сезон гостей со всех волостей приезжает немало. Также пользуются спросом базы отдыха «Акватория» и «Русь». Здесь можно и рыбку половить, и на конях покататься. А на «Берёзовке» есть яки, маралы, верблюды, фазаны…

Вообще природа округа очень привлекательна. У нас можно порыбачить, поохотится, грибы и ягоды пособирать и просто хорошо отдохнуть.

Приезжают гости из областного центра и на крупные мероприятия, проводимые в нашем округе. На «Берёзовке» самый большой наплыв туристов отмечается на открытии сезона, Дни рыбака и Нептуна. В Гилёво ежегодно в июне проходит фольклорный фестиваль «Три стрелы», на который приезжают не только заводоуковцы, но и жители областного центра.

Сохранение истории и культуры российских немцев стало делом жизни горожанки Нины Журенко (в девичестве – Гутшмидт). А несколько лет назад она задумала создать виртуальный музей российских немцев. Первыми его посетителями в преддверии Пасхи, которую христиане западных обрядов отпраздновали в минувшее воскресенье, стали  представители немецкой диаспоры Заводоуковска.

 

Наверное, жители нашего округа, бывавшие в центральном фотосалоне, обращали внимание на большое собрание чемоданов. Видавшие виды дорожные кофры сами по себе – ценная коллекция. Но куда интересное то, что скрывается в них. Там хранится история и культура целого народа – российских немцев. Некоторые вещи привезены в Поволжье ещё переселенцами из Германии, а затем незаконно репрессированными изгнанниками – в  Сибирь, Чемоданы хранят настоящие сокровища – вышивки, нехитрую утварь, фотографии и молитвенники.

– Я давно собираю историю моего народа, – рассказывает Нина Журенко. – Начала со своих семейных архивов. Потом добавились материалы моих родственников, знакомых, соседей. Так потихоньку накопился у нас целый музей – 46 чемоданов!

Своих богатств немцы не скрывают. Собранные экспонаты регулярно показывают землякам на Дне города, фестивалях немецкой культуры, областном смотре национальных культур «Мост дружбы». Выставка «Чемоданная история» частенько приезжает в учебные заведения, библиотеки и музеи округа. А на лютеранские праздники Нина Журенко превращает их с мужем фотосалон в настоящий вернисаж, где можно увидеть вышивки, самопрялки, маслобойки, библии, сборники псалмов, которым больше ста лет.

Медведева Н.В.,
краевед,
г. Заводоуковск

 

В одной из своих публикаций в «Нашем наследии» было высказано предположение, что мои предки по отцу Бекишевы являются чалдонами, ссылаясь на особенности домостроения, интерьера, говора, внешних данных. В дальнейшем я задалась целью это предположение подтвердить либо опровергнуть. Первоочередной задачей стало углубление знаний о чалдонах. Изучила несколько научных работ по этому вопросу.

Следует отметить, что и в этнографии интерес к чалдонам проявился сравнительно недавно – на рубеже тысячелетий. В 1995 году в монографии томского этнографа П.Е. Бардиной «Быт русских сибиряков Томского края» едва ли не впервые было уделено внимание чалдонам, напечатано само это слово и проведён его анализ. По её мнению, чалдоны (или челдоны) – это сибирские старожилы, так их называли по всей Сибири. Ещё недавно большинство старожилов воспринимали это название как обидное, неприятное прозвище, тем более что оно употреблялось чаще всего с обидными эпитетами «желторотый» или «желтопупый». Для объяснения термина распространены народные этимологии: переселенцы с рек Чала и Дона, с Чалдона-озера. Ещё оно объяснение – слово пошло от глагола «чалить», то есть плыть, с Дона. Автор уточняет: «Но всё это не более как попытки найти подходящее и приемлемое значение слова из своего же языка, тогда как, скорее всего, оно происходит из чужого языка» [1].

Далее было приведено мнение В.И. Даля. Затем Бардина пишет, что «чалдон» – это вовсе не самоназвание старожилов, так их назвали более поздние переселенцы в Сибирь. Они воспользовались этим словом, первое значение которого «бродяга, каторжник, беглый, варнак», потому что исходили из обывательского представления, распространённого в Европейской России, что все сибиряки и есть бывшие каторжники. Но со временем, заключает П.Е. Бардина, слово утратило былой смысл, а приобрело новый, позитивный.

Е.Ф. Фурсова [2] приводит рассказы старожилов, в которых говорится, что чалдоны названы по реке Чалда. Многие из собеседников этого автора считали, что чалдоны пошли от казаков: «Песни у чалдонов такие проголосные и мотив такой, как у донских казак». Некоторые полагают, что по Дону предки нынешних чалдонов тащили челны или чалы, отсюда и имя. Кроме того, Е.Ф. Фурсова приводит рассказы о том, что раньше старожилов звали чалдонами, «а сибиряками счас стали звать». Итоги изучения автором чалдонов Сибири были следующие. Во-первых, не все сибирские старожилы называли себя чалдонами. Во-вторых, на юге Западной Сибири не фиксируется негативный оттенок термина «чалдон». Это связано с тем, что здешние чалдоны представляют особую группу старожильческого населения, они – потомки казаков донского происхождения. В-третьих, широкое распространение термина «чалдон» свойственно именно Западной Сибири. В Восточной Сибири, по мнению, Е.Ф. Фурсовой, так называли только выходцев из Забайкалья, чаще всего потомков от русско-бурятских браков [3]. Е.Ф. Фурсова признаёт, что вопрос происхождения термина «чалдоны» достаточно дискуссионен, многозначен, и, самое главное, не может полностью отражать культурной специфики и этнической истории своих носителей.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»