Сегодня в Заводоуковском городском округе проживают 43 воина-интернационалиста
Ограниченный контингент советских войск участвовал в военных действиях во Вьетнаме, Китае, на Корейском полуострове, в арабо-израильских войнах, локальных конфликтах в странах Африки и Афганистане. В их числе были и заводоуковцы.
В понедельник в городском сквере воинской славы соберутся жители округа, чтобы вспомнить тех, кто погиб на чужбине, но остался верным присяге.
Афганец Юрий Лаптев из деревни Дроновой нынче пропустит встречу с однополчанами: он работает в школе, где всё строго подчинено расписанию. Юрий Михайлович преподаёт физкультуру у младшеклассников, а также ОБЖ, историю и физику у учеников среднего и старшего звена. Говорит, что сегодняшние мальчишки очень напоминают ему его молодого – безбашенного, готового к любым испытаниям. Учитель часто вспоминает тот день, когда узнал, что вошёл в состав команды «А», бойцам которой предстояло выполнять интернациональный долг в Афганистане. У защитника Родины ни один мускул не дрогнул. Не было и страха из-за того, что он может больше никогда не увидеть родных – маму, отца, сестру и брата. Осенью 1986 года рядовой Лаптев уже постигал азы военного дела в самой южной точке Советского Союза – городе Кушка Туркменской ССР. Юрий учился метать гранаты, стрелять из разного вида оружия, в частности из переносного миномёта, который впоследствии стал его верным спутником на два с лишним года. Всё это было для солдата не в новинку: ещё школьником он ходил в кружок «Юный друг пограничника», где мальчишек готовили к армейской службе. И вот в мае 1987-го самолёт с советскими солдатами приземлился в залитом солнцем Кабуле. Настало время применять полученные в учебке знания на практике.
Юрия Лаптева распределили в 180-й мотострелковый полк, перед которым стояла единственная задача – сопровождать и прикрывать продвижение наших боевых колонн на пути следования. Здесь, в горах Афганистана, Юрий Михайлович впервые взглянул смерти в лицо. Правда, поначалу, как и все его сослуживцы, бравировал, мол, пуля-дура храбрых не берёт. Но когда рядом стали гибнуть товарищи, инстинкт самосохранения сработал сам собой.
Заводоуковцы Александр Абрамов, Виктор Арсентьев, Андрей Задорожний, Иван Юдин и Владимир Гопп навсегда остались на афганской земле.
Чуть позже нашего героя назначили командиром миномётного расчёта. Он участвовал в Хостовской операции, более известной как «Магистраль». Эти события легли в основу фильма «9 рота». Юрий Лаптев в составе 180-го мотострелкового полка сопровождал и прикрывал колонны в Панджшерском ущелье и участвовал в выводе советских войск из крупнейшего населённого пункта Афганистана – Файзабада. Доводилось ему встречаться с душманами, к тому времени уже озверевшими и нагло нарушавшими перемирие.
Домой Юрий Михайлович и его товарищи должны были вернуться осенью 1988 года. Но молодого пополнения больше не было. Видимо, командование Вооружённых сил СССР решило не рисковать необстрелянными солдатами, а оставить на позициях опытных бойцов вплоть до полного вывода наших войск из страны. Мотострелковые полки и пехотные соединения были едва ли не единственными, кто поддерживал хрупкий мир в Афганистане.
Приказ о демобилизации пришёл только в январе 1989-го. Юрий Михайлович не стал сообщать об этом родным. Холодной зимней ночью он тихо постучался в окно родительского дома и прошептал: «Я вернулся, мама!».
По словам Юрия Лаптева, привыкнуть к мирной жизни было непросто. Он ещё долго просыпался в холодном поту, звал боевых товарищей. Говорит, что и сейчас, спустя три десятка лет, тяжёлые воспоминания нет-нет да и накрывают его с головой. Спасает любимая работа и семья – жена Оксана и сыновья Богдан и Антон.
"Заводоуковские вести" № 12 от 13.02.2021.