Ермачкова Е. П.,
к.и.н, преподаватель ГАПОУ ТО
«Агротехнологический колледж»
г. Заводоуковск
1 сентября 1989 года Колесниковское ПТУ-29 поменяло место расположения. Из села Колесниково училище перебазировали в Заводоуковск, в освобождаемое здание индустриально педагогического техникума.
В тяжелые годы Перестройки все больше выпускников школ стремилось получить востребованные как в городе, так и на селе профессии. Купить что-то вкусное, красивое, модное и просто, повседневное, в магазинах было достаточно сложно. Поэтому по всей стране стали открываться мини-пекарни, кондитерские цеха, мини-кафе и бары, швейные ателье, при этом портные и кондитеры принимали заказы прямо на дому. В профессиональные училища потянулись желающие в достаточно короткие сроки овладеть востребованной профессией повара, кондитера, портного.
1 октября 1989 года на обучение в Заводоуковское ПТУ-29 зачислили 25 будущих швей-мотористок и 31 повара-кондитера. Учащиеся обеспечивались питанием, получали стипендию. По распоряжению директора Надежды Павловны Потенихиной с ноября 1989 года за хорошую учебу и примерное поведение стали выплачивать повышенную на 25 % стипендию.
Осенью 1991 года уже действовало три группы будущих швей-мотористок. Практические занятия проводились в швейном цехе, оснащенном электрическими машинками, утюгами и закроечным столом. Производственное обучение третьего курса перенесли на территорию местной швейной фабрики, которая к этому времени достаточно сильно снизила объемы выпускаемой продукции. Девушки учились на практике применять полученные на уроках знания, выпускать детскую и женскую одежду без брака. А дома старались сшить простенькие ночнушки, модных расцветок и фасонов юбки и сарафаны.
Государство не возражало, если отдельные граждане и некоммерческие организации пытались законно заработать себе на жизнь. Поэтому, когда увеличился выпуск товаров народного потребления на базе швейной мастерской, учащимся стали выплачивать 50 % заработанных денег. Так, в августе 1997 г. в Заводоуковске реализовывалась продукция будущих портных по следующим ценам:
Сорочка ночная женская 12 000 руб.
Халат детский6 000 руб.
Сарафан подростковый8 000 руб.
Фартук 8 000 руб.
Часть заработанных денег шла на пополнение расходных материалов (запчастей, ниток, ткани, ножниц и др.), другие использовали для приобретения спортинвентаря. В ноябре 1992 года училище из заработанных денег выделило 1 500 руб. на покупку дефицитных 10 спортивных мячей, которыми тут-же воспользовались учащиеся на занятиях по физической культуре и в спортивных секциях. А через месяц руководителю физвоспитания В. В. Хивинцеву поручили найти и купить несколько пар коньков с ботинками, так как по учебному плану следовало научить будущих механизаторов, слесарей, швей и поваров новому виду физической активности, при которой будут задействованы все группы мышц тела. В 1997 году значительная часть прибыли (250 000 руб.) от реализации швейной продукции пошла на покупку новых электрических утюгов.
Открытие границ с капиталистическими странами внесло массу новшеств в жизнь советских людей. Особенно рады были этому подростки, которые поддерживали кардинальные изменения, начавшиеся в конце 80-х годов. Теперь можно было слушать запрещенную ранее музыку, пробовать продукты питания, которые присылались в виде гуманитарной помощи из США и Европы, смотреть видеофильмы по своему желанию. Мальчишки и девчонки записывались в открываемые тут и там полуофициальные спортивные секции бокса и каратэ, желая быть похожими на американских супергероев.
1 октября 1989 года на базе Заводоуковского училища начали свою работу сразу три секции. Обучать самбо - приемам самозащиты без оружия взялся Воеводин Сергей Александрович, набор в секцию дзюдо провел совместитель А. В. Петухов, третью спортивную группу набрал Иванов Алексей Анатольевич. Занятия проводились после учебы в спортивном зале. Те, кто мог, приобретали широкие спортивные штаны, шорты, самбовку белого (синего или красного) цвета через знакомых и фарцовщиков в Тюмени или Екатеринбурге, другим специфическую одежду шили родственники из обычных простыней. С 1 сентября 1995 года Сергей Александрович был принят в училище педагогом дополнительного образования.
С 13 сентября 1990 года открыли две группы ритмической гимнастики, руководителем которых стала Светлана Евгеньевна Зажогина. Занятия аэробикой нравились почти всем девушкам училища, так как не только учили красивым движениям под современную музыку, укрепляли здоровье, но еще и приобщали к американской культуре, запрещенной еще совсем недавно. Энергичные упражнения требовали и специальной спортивной формы: гимнастического трико (закрытый купальник), повязку на голову и шерстяные гольфы-гетры на ноги. Вот уж где развернулась фантазия местных девушек – в рекордные сроки вязать на спицах и крючком научились все желающие выглядеть «точь-в-точь» как на страницах модных глянцевых журналов. При этом практика показывала - успешно освоившие аэробику неплохо выглядят и держатся на дискотеках, привлекая повышенное внимание лиц противоположного пола. Поэтому занятия ритмической гимнастикой в училище проводились по достаточно сжатому графику, конкурируя с самбо и дзюдо.
С 1 апреля 1991 года начала действовать секция рукопашного боя, которую вел Александр Васильевич Заморов. Если поначалу ее посещали исключительно мальчишки, то в дальнейшем на занятия стали приходить и девочки, которые хотели научиться защищаться в сложных ситуациях не только с помощью увещеваний, но и с помощью более действенных силовых приемов. С 12 января 1993 года была скомплектована группа подростков, желавших освоить приемы карате-до у Бориса Борисовича Женихова.
С 1 октября 1994 года в училище начал работать кружок по силовому троеборью (сегодня это назвали бы пауэрлифтингом). С руководителем А. И. Усакиным ребята учились приседать со штангой на плечах, поднимать штангу лежа на скамье и поднимать штангу как можно больше раз.
На протяжении всей своей истории учащиеся и преподаватели училища активно занимались туризмом. Правда, в 90-х годах выехать куда-то за границы Тюменской области большими группами было очень сложно, но вот внутренний туризм продолжал развиваться. Принятый в сентябре 1995 года педагогом дополнительного образования Алексей Аркадьевич Парфентьев как раз специализировался на пеших прогулках по родному краю, учил подростков ориентироваться на местности, разжигать костер, ставить палатку. С двумя учащимися группы Ф-3 К. Кушнаревым и В. Панфиловым он стал участником туриады-96. С 28 апреля по 8 мая группа туристов Урала и Тюменской области сплавлялась по речке Чусовой. Молодым людям предстояло покинуть привычную зону домашнего комфорта, на несколько дней оторваться от благ цивилизации и проверить себя в естественных условиях уральской природы.
Для развития музыкального таланта будущих аграриев, работников строительства и промышленности, в конце октября 1992 года открыли кружок электромузыкальных инструментов руководителем взяли Владимира Геннадьевича Кондрашова. Повальное увлечение молодежи современной эстрадной музыкой и бардовской песней коснулось и Заводоуковска. Имеющие катушечные или кассетные магнитофоны парни и девушки пользовались среди сверстников особой популярностью. Записанные с экранов телевизоров хиты разучивались по вечерам в скверах, на детских площадках или около подъездов пятиэтажек. С наступлением холодов будущие водители, механизаторы, швеи и повара получили шанс развить свои творческие таланты в актовом зале училища. На репетиции и концерты обычно собиралось много зрителей, вскоре появились и свои «эстрадные кумиры».
«Живая» музыка звучала и на дискотеках, которые обычно устраивались накануне всенародных праздников, а в феврале и марте 1993 года еженедельно. Помимо танцев там проводились всевозможные конкурсы, лотереи, выявляли самых лучших танцоров, ребят с хорошей реакцией и физической подготовкой. Приглашали выступить вокально-инструментальный ансамбль и на выпускные вечера, в том числе и 26 апреля 1993 года, когда с училищем расставались аттестованные повара и швеи.
В апреле 1995 года, педагогом дополнительного образования приняли молодого музыканта Владислава Юрьевича Шубина. Подобрав талантливых подростков, он открыл в училище свою музыкальную студию. Так как в стране продолжался экономический кризис, приобрести необходимое оборудование и реквизит в Заводоуковске было практически невозможным, администрация решила поддержать творческие коллективы учащихся и выделила по полтора миллиона рублей Н. А. Бабушкиной и В. Ю. Шубину для закупки музыкальной аппаратуры и танцевального реквизита.
В феврале 1993 года в училище появился свой танцевальный коллектив. Под руководством Натальи Сергеевны Урбаняк девушки изучали как русские народные танцы, так и современные в стиле диско. Блеснуть грациозными движениями и исполнением танцев они смогли уже в марте во время проведения конкурса «А ну-ка, девушки!», появившегося в сибирской глубинке благодаря аналогичной телепередаче. Чуть раньше, ко Дню защитников Отечества провели конкурс среди мастеров производственного обучения «А ну-ка, мастер».
2 февраля 1995 года новым руководителем танцевального кружка становится Евгения Григорьевна Миллер. После нескольких занятий она поставила перед руководством училища вопрос о необходимости приобретения сценических костюмов. Девушки разучили несколько танцев, но выступать в повседневной одежде не могли. Пришлось Н. П. Потенихиной выделить самодеятельным артистам сто тридцать тысяч на приобретение необходимого материала и обязать заведующую швейной мастерской Л. Г. Майбурову в скорейшие сроки пошить костюмы для участников хореографического кружка.
Основную роль в организации концертов и культурно-массовой работы в училище взяла на себя с марта 1995 года преподаватель дополнительного образования Наталья Афонасьевна Бабушкина. Помимо этого, она создала кружок по рукоделию, в который охотно записывались девушки всех курсов и направлений. Приобрели наглядные пособия, несколько модных журналов, спицы и вязальные крючки. А потом демонстрировали окружающим замысловато расшитые блузки, вязанные шапочки и шарфы.
В трудные годы Перестройки и экономического кризиса, охватившего Россию в начале 90-х годов, администрация Заводоуковского агротехнологического колледжа проводила активную внеучебную работу, направленную на развитие творческих способностей учащихся. Получив специальность или профессию, многие выпускники за время обучения развили свое воображение и фантазию, приобрели навыки творческого преобразования окружающей их действительности, а также творческого саморазвития и самосовершенствования.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 106 - 109.