Здесь может быть ваша статья...
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 2196
Тракторист новозаимского колхоза имени Калинина Георгий Игнатов с детства мечтал стать лётчиком. Не получилось… Но свою мечту он «передал по наследству» сыну Николаю. Правда и ему не пришлось выписывать в небе головокружительные фигуры высшего пилотажа. Зато довелось рисковать жизнью и здоровьем, выполняя воинский долг.
Фото Ольги Мясниковой
Справедливости ради отмечу, что Омское училище гражданской авиации Николай Игнатов всё-таки окончил. Правда в аэрофлоте поработал всего три года, да и то не пилотом – здоровье не позволило – ремонтировал радиооборудование на аэродроме Плеханово в Тюмени.
Окончательно «спуститься с небес на землю» заставили дела семейные. В Тюмени с квартирами было плохо, а вот в Новой Заимке жильё строили активно. Рядом рос свинокомплекс – один из самых крупных в СССР, а без решения квартирного вопроса специалистов в село калачом не заманишь. Так в 1978-м молодая семья Игнатовых перебиралась в родное село. «Авиатора» в совхозе встретили с распростёртыми объятиями – образование в летных училищах давали отличное и опытный инженер без работы не остался.
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 2179
Т. С. Воеводина,
научный сотрудник
МАУК ЗГО «Заводоуковский
Краеведческий музей»
Книга воспоминаний Александра Сергеевича Москалёва «Голубая спираль» содержит рассказ о творческой судьбе конструктора до его расставания с авиационной промышленностью и перехода на должность преподавателя на инженерном факультете Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского. Это был июль 1948 года Александр Сергеевич писал: «Вскоре я защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения и стал осваиваться с новой работой и новой обстановкой. Постепенно мне стало ясным, что работать вольнонаёмным в военном вузе - это значит не иметь возможность полностью участвовать в его жизни. Некоторое время я сопротивлялся переходу в кадры ВВС. Всё думал, не возвратиться ли мне в промышленность? Наконец понял, что время уходит, а интересной творческой работы много и в вузе. В 1952 г. я был призван в армию, мне присвоили воинское звание инженера-подполковника.
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 2365
А.А. СеВОСТьЯНОВ,
научный сотрудник
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»
16 ноября 2014 года исполнится 110 лет со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва. Жизнь этого талантливого авиаконструктора делится на два периода. Первый этап – работа в авиапромышленности – довольно хорошо известна исследователям в первую очередь благодаря автобиографической книге А.С. Москалёва «Голубая спираль». В ней автор дал подробное описание своего жизненного и творческого пути с первых шагов на ленинградском заводе «Красный лётчик» до перехода на работу Ленинградскую военно-инженерную академию им. А.Ф. Можайского.
Второй, академический, период его деятельности известен не так хорошо. А ведь именно на время работы Александра Сергеевича в Академии им. Можайского приходится превращение талантливого конструктора и организатора производства в одного из ведущих авиационных учёных, наставников молодых инженеров воздушного флота, профессора.
Перипетии своей академической жизни, подводные камни научного поиска, трудности и успехи, окончательно отполировавшие бриллиант его научной мысли, Александр Сергеевич Москалёв подробно описал во втором томе своих воспоминаний. К сожалению, вторая часть «Голубой спирали» так никогда и не увидела свет. Но дочь А.С. Москалёва, Вевея Александровна, передала рукопись его мемуаров Заводоуковскому краеведческому музею. Благодаря этому щедрому дару мы можем не только ознакомиться с малоизвестными страницами жизни авиаконструктора и учёного, но и увидеть «творческую кухню» автора, его правки и редакции, превращающие просто интересную историю в настоящий научный триллер.
Итак, «…в июле 1948 года я устроился старшим преподавателем кафедры динамики полёта в Ленинградскую военно-инженерную краснознамённую академию» [1], - пишет Александр Сергеевич. Это решение нелегко далось А.С. Москалёву, так как он считал себя конструктором и производственником, а не преподавателем и исследователем. Особенно угнетала мысль о том, сколько проектов, задуманных им в этот интереснейший период развития авиации – на заре реактивной эры – остались неосуществлёнными.
- Информация о материале
- Автор: ZKM
- Просмотров: 2203
И.Ю. Тельминова,
хранитель музейных предметов
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»
В ноябре 2011 года заводоуковские музейщики побывали в городе Санкт-Петербурге в гостях у дочери А. С. Москалёва Вевеи Александровны. Она передала музею архив своего отца, множество документов о его работе и личной жизни. Среди них есть и несколько анкет, автобиографий Александра Сергеевича, которые он написал в разные годы при поступлении на работу. Они представляют собой уникальный источник сведений о личности автора, его собственный взгляд на прожитые годы, трудовую деятельность, коллег, семью и близких.
Автобиография Москалёва Александра Сергеевича начинается с 1904 года: «Родился 16 ноября в 1904 г. в г. Валуйки Курской области в семье земского участкового врача Москалёва Сергея Ксенофонтовича…. Спустя год отец переехал работать в село Верхняя Хава. В 1906 г. родился мой единственный брат Борис. С 1913 г. мы жили в г. Воронеже, где отец работал земским участковым врачом. Умер отец в 1936 г. в должности преподавателя зооветинститута от болезни сердца».
Учёбу Александр Москалёв начал в Воронежской 1-й гимназии, которая после Октябрьской революции превратилась в 1-ю советскую трудовую школу 2-й ступени. В той же школе училась и будущая жена А. С. Москалёва Герта Карловна Шваб, как он писал «ленинградская немка». Молодые люди поженились спустя три года после окончания школы, в 1925 году.
О первой жене будущего авиаконструктора обычно много не говорят. Между тем, фамилия Шваб в мире музыки известна не меньше, чем Москалёвых в мире авиации. Отец Герты Карловны Карл Шваб был выдающимся российским флейтистом немецкого происхождения. Уроженец Шварвальда выпускник консерватории Штутгарта сразу по трём специальностям — флейте, фортепиано и композиции связал свою судьбу с Россией. С 1896 по 1916 год он был солистом оркестра оперы Мариинского театра. С 1920 года – солистом Воронежского симфонического оркестра, а также работал в музыкальном училище, где помимо милой сердцу флейты был вынужден преподавать более популярный в народе баян. Был другом поэта Осипа Мандельштама, который посвятил ему стихотворение «Флейты греческой тэта и йота…»: