Крамор Г. А.,
учёный секретарь
МАУК «Ишимский
музейный комплекс
им. П. П. Ершова»
Совсем недавно увидело свет издание: Двадцать первый. Красная весна: Антология архивных и исследовательских материалов о Западно-Сибирском восстании 1921 года / Ред.-сост. Г. А. Крамор. – Ишим: Ишимский музейный комплекс им. П. П. Ершова, 2021. – 672 с., ил.
Как говорится в его аннотации, издание посвящено столетию Западно-Сибирского восстания 1921 года. Задача Антологии – дать читателю панорамное представление о трагедии вековой давности, которая по степени потрясения традиционного крестьянского уклада и по принесённым жертвам сопоставима для нашего края с событиями Великой Отечественной войны. Многие исследования, архивные документы, фотографии, воспоминания публикуются впервые или были малодоступны.
В книге идёт речь о крупнейшем антикоммунистическом выступ-лении, которое в начале 1921 года охватило огромную территорию – от земель Сибирского казачьего войска (нынешний Северный Казахстан) до Обдорска (ныне Салехард), то есть большую часть Западной Сибири. В советское время его называли «Ишимско-Петропавловский кулац-ко-эсеровский мятеж», но говорить о нём считалось неудобным – в учебники истории, в отличие от Кронштадтского и Тамбовского восстания, оно не вошло. Ведь в рамки узкоклассовой парадигмы эту трагедию – Западно-Сибирское восстание – оказалось сложно вписать. Как и почему это произошло, когда и в какой мере пробудился к нему интерес вновь – всё это можно узнать из Антологии.
По сути, восстание стало финальным аккордом Гражданской войны в нашем крае. Но точку оно не поставило. В гражданских конфликтах, как известно, нет победителей, потому что линия противостояния проходит через каждый дом, разрывая кровные узы, раскалывая народ, ставя под сомнение веру и идеалы. Этот очаг тлеет десятилетиями и при малейшем порыве политического ветра может вновь разгораться, что мы видели не раз в последние десятилетия.
И всё же – отмечая взаимную жестокость противоборствующих сторон и не симпатизируя насилию, – мы видим, кто подошёл с факелом первым. Пожар спровоцировало руководство Тюменской губернии, с большевистским рвением взявшееся за исполнение столичных директив о проведении продовольственной развёрстки. Губпродкомиссар лично выезжал в волости и, потрясая кулаком и наганом, требовал хлеб, а иначе: «Должна быть самая беспощадная расправа вплоть до объявления всего наличия хлеба деревни конфискованным». Эту развёрстку крестьяне всё же стерпели, выполнили и даже перевыполнили, опустошив до зёрнышка сусеки. Однако вслед за тем в середине января 1921-го вышло бездумное распоряжение о семенной развёрстке. Семенное зерно – это основа будущего урожая. Изъятия семян крестьяне понять и принять не смогли. Подпёртые к стенке угрозой голодной смерти, они взяли в руки вилы…
Хотя минул век, не утихают споры историков вокруг мотиваций столь провокационного решения. Было ли оно результатом тайной политики скрытых эсеров, желавших вызвать недовольство властью большевиков? Или вызвано горячностью троцкистов, желавших потопить в крови крестьянскую Россию? Или это – элементарная глупость, лобовое «проведение в жизнь» указаний Ленина, видевшего «массы», но не замечавшего отдельного человека и не ценившего его жизни? Отзвуки этих споров можно найти на страницах Антологии. Но факт несомненный: руководство края сделало всё, чтобы обозлить мужика. А потом свалить на него же вину за пролитую кровь.
И вот эта кровь – она тоже вопиет к нашей памяти. Города и веси Западной Сибири усыпаны краснозвёздными обелисками на братских могилах коммунистов и советских работников. Могилы повстанцев безвестны. Точного числа погибших с обоих сторон мы уже, наверное, не узнаем. Жертвами восстания 1921 года (на территории, во многом совпадающей с нынешней Тюменской областью) стали, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч человек. Число погибших в Великой Отечественной войне жителей области, согласно Книге Памяти – 103 тысячи человек. Как видим, значения сопоставимые. Через сорок лет после кровавых событий один из «усмирителей» отмечал: «Многие от этого восстания плачут и сейчас, как от войны 1941–1945 годов…».
Западно-Сибирское восстание стало одной из вех на пути индустриализации сельского хозяйства, перемоловшего уклад жизни земледельца-единоличника. Деревня постепенно пустела. «Мы потеряли любящих землю крестьян», – с горечью заметил в 2006 году на конференции, посвящённой 85-летию восстания, тогдашний глава Ишима, депутат областной думы В. А. Рейн, благодаря поддержке которого и Антология увидела свет.
Власть должна быть ответственной за свои действия – вот один из главных выводов тех событий.
Несмотря на тот значительный след, который оставило восстание в истории Тюменской области, несмотря даже на то, что во время визита в Ишим в августе 2015 года тогдашний губернатор В. В. Якушев особо подчеркнул важность его изучения и репрезентации памяти о нём, – в течение века на нашей земле так и не появилось обобщающего труда, который мог бы панорамно представить картину тех событий. Выходили сборники с тезисами и статьями историков, в газетах и журналах появлялись публицистические материалы, писатели и поэты погружались в минувшую эпоху, но… всё это рассеивалось и растворялось в малотиражье или «злобе дня». Могучими островами среди этой россыпи скал высятся лишь два фундаментальных сборника документов, подготовленных доктором исторических наук, профессором Владимиром Ивановичем Шишкиным: «За Советы без коммунистов: Крестьянское восстание в Тюменской губернии. 1921» (Новосибирск, 2000) и «Сибирская Вандея. 1920–1921. Документы. В 2-х томах» (Москва, 2001). Без опоры на них начать изучение Западно-Сибирского восстания теперь просто невозможно. Но изданы они не в Тюменской области.
Поэтому желание подправить эту историческую несправедливость, отдать долг памяти земляков в год столетия их гибели – стало вполне естественным.
Существенной трудностью при работе на Антологией стало, как это ни удивительно, обилие выявленного материала. Текстов советского периода в периодике рассеяно довольно много, но они, ввиду их крайней ангажированности, привлекались очень избирательно. И на начальном этапе думалось, что объём в 672 страницы не осилить, придётся верстать пожиже, а картинки ставить крупнее. Однако в процессе работы обнаружилось, что к данной теме за последние тридцать лет обращались многие авторы. В итоге от немалого числа текстов и иллюстраций пришлось отказаться, чтобы не сделать книгу нечитаемой из-за мелкого шрифта.
При этом перед составитель старался соблюсти главный принцип – панорамности привлечённых материалов. В Антологии представлены все жанры, кроме художественного. Это и документальные источники, дающие нам точные временные вешки, и мемуары, позволяющие увидеть происходившее эмоционально. Это и аналитические обобщения учёных-историков с мировым именем, и материалы «полевых исследований» краеведов-любителей.
Иллюстративный ряд подбирался по принципу строгой документальности с указанием первоисточника. На данный момент, к сожалению, не выявлено ни одной фотографии, запечатлевшей непосредственно ход восстания. Изображения якобы мятежников 1921 года, которые бродят по Интернету, на самом деле – либо не из нашего региона, либо не этого времени. Снимки участников восстания с обоих сторон сделаны либо до горячей фазы событий, либо после. Причём, конечно, карточки мятежников редки как алмазы. Но весьма нечасты и фотографии жертв мятежа, их похорон.
Большинство иллюстраций извлечено из семейных и региональных архивов и музеев, и они публикуются впервые. Среди текстов также есть ряд материалов, которые впервые встретятся с читателем. В прочих случаях в конце каждой републикации указан её источник.
Возможно, спорной покажется группировка материалов по принципу дедукции – от общего к частному. Вначале представлен историографический обзор работ по тематике восстания 1921 года, затем – анализ причин и движущих сил в целом, а далее – эмпирический материал, сгруппированный по территориальному признаку: Тюмень и губерния в целом; эпицентр восстания – Ишимский, Ялуторовский, Курганский уезды; территория казачьих отрядов – нынешний Северный Казахстан; периферия восстания – Тобольск и Север, Тарский уезд.
Эпиграфом книги избрана цитата из Евангелия от Матфея, глава 12, стих 25: «…Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Эта двухтысячелетняя мудрость – и о том, что гражданская война обессиливает нацию, подрывает нравственные устои, приводит к распаду государства. Поэтому в завершение хотелось бы пожелать: нашей земле – мир, а ушедшим от нас – вечная память!
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 69 - 71.