О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

27 ноября чёрные береты России отметили День морской пехоты.
Для горожанина Бектаса Суктенова примером всегда был и остаётся старший брат Жантас - спецназовец, обладатель крапового берета, сотрудник правоохранительных органов.
– Я в детстве слабенький был, болезненный. Жантас мне всегда помогал, защищал. А я не хотел ему ни в чём уступать! – вспоминает Бектас. – Устроился в спортшколу, вырос, окреп. Как-то брат приехал в Заводоуковск со своими товарищами из нижнетагильского спецназа. Я стал вместе с ними выходить на пробежки. И старший из бойцов, прапорщик Борисов, сказал: «Хороший парнишка. Подрастёт – с нами служить будет!» Я был на седьмом небе от счастья!
Но на семейном совете решили, что Бектасу нужно после школы продолжить учёбу.

– Я и в Сельхозинституте поучиться успел, и в Лесотехникуме, но желания сидеть за партой совсем не было, – говорит Бектас. – Я в армию хотел и обязательно в серьёзную, боевую часть. Брат мне предлагал служить в Тюмени, в полку патрульно-постовой службы. Но я отказался, фыркал, как мальчишка – вот ещё, дороги патрулировать!
В мае 2004 года его мечта, наконец, сбылась – Бектаса призывали в Погранвойска. Но на сборный пункт в Тюмень прибыли «покупатели» - офицеры Северного флота: красивые, в чёрных кителях, с золотыми погонами. И парень загорелся – хочу быть таким же!
Десять суток добирался воинский эшелон до Североморска. Но здесь Бектаса ждало разочарование: в десантно-штурмовые батальоны морской пехоты брали парней с ростом 175 и выше, а ему трёх сантиметров не хватало! Отправили парня в сапёрную учебку.
– Шесть месяцев нас там гоняли немилосердно, но когда мы оказались на Кавказе, спасибо сказали своим «зверям»-командирам, пригодилась их наука, – рассказывает Бектас. – В Североморске специалистов готовили на все флоты, и мне хотелось куда-то на юг. Даже рапорт написал, на Чёрное море просился. Но отправили меня в Астрахань.
В Каспийск, в 77 гвардейскую бригаду морской пехоты, матросы ехали с тревогой – наслушались про напряжённую обстановку в Дагестане. Да и место будущей службы впечатление на Бектаса не произвело: городок небольшой – «полторы Гороховки» – всего несколько пятиэтажек, никакой зелени. К тому же на вокзале поезд встречали бородачи в камуфляже без знаков различия, но с «калашами» в руках…
– Кто они? Боевики? Ополченцы? Это потом, по горам побегав, я понял, что военнослужащему и в 80 километрах от зоны боевых действий лучше погонами и нашивками не светить, – говорит Бектас. – Хотя тогда, в 2004-м, в Дагестане уже относительно спокойно было. Конечно, бывали теракты, убивали местных милиционеров, но солдат трогать побаивались. Для меня война так и осталась где-то там, за забором части.
Но дыхание её ощущалось. Совсем недавно морпехи вернулись из последней командировки в Чечни. За КПП бойцов старались не выпускать. Несколько раз в день сапёры проводили инженерную разведку дорог вокруг части и иногда находили «сюрпризы» от боевиков. Но в остальном шла обычная служба. Учения, многокилометровые марш-броски, отработка десантирования с вертолётов и кораблей на воздушной подушке. Да ещё начальник инженерной службы бригады майор Антоненко – старый служака, для которого армия была и домом, и семьёй – искренне считал, что нет лучшего отдыха для солдата в воскресенье, чем многокилометровый кросс, занятие рукопашным боем или плаванье в полной выкладке.
– Заскучал я, – улыбается Бектас. – Столько служу, а всего-то одну растяжку нашёл! Стал проситься в разведбатальон – там парни по горам бегали, и даже в контртеррористических операциях участвовали иногда. Но брали туда только контрактников. Вот и решил я стать профессиональным военным.
Правда, разведчиком матрос Суктенов не стал – служил в 414 батальоне морской пехоты. Сначала рядовым стрелком, потом командиром отделения. Получил сержантские лычки на погоны.
Пролетели три года службы, контракт подходил к концу. Командиры предлагали опытному бойцу пойти в военное училище. Но Бектас отказался. По дому, по родным соскучился.
Сейчас он человек сугубо штатский: работа, дом, семья… Но иногда Бектас всё же немного жалеет, что не стал офицером.
– Не герой я вовсе – не воевал, служил, как все, - смущается наш земляк. - То ли дело мой брат, Жантас!
Но Мурат и Алихан, сыновья Б. Суктенова, частенько просят его рассказать о службе, листают армейские альбомы, примеряют черный морпеховский берет. Хотят быть похожими на папу… Что ж, нынешним мальчишкам есть на кого равняться.
#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»