О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Бронепоезд БП-35 – железнодорожная боевая машина, броневой (бронированный) железнодорожный состав (поезд) для ведения боевых действий в полосе железной дороги. В 1933 году мастерские военного склада № 60 (позднее бронерембаза НКО № 6) в г. Брянске. начали модернизацию старых поездов, еще времён Гражданской войны. В качестве баз для бронеплощадок (вагонов с бронелистами) стали использовать раму 4-х осного 50-тонного вагона на тележках «Даймонд».

Бронеплощадки были следующих видов:

 

Бронеплощадка ПЛ-35

Бронезащиту бортов делали комбинированной: 15-мм броневая сталь — воздушный зазор — 12-мм обычная сталь. Как и в площадке типа военсклада № 60, крепление брони к каркасу из металлического профиля осуществляли на болтах. Для повышения жёсткости передний и задний листы усиливали уголками, приделанными снаружи. В корне переработаны орудийные башни 76-мм пушек образца 1902 года: теперь они делались из плоских сваренных 15-мм бронелистов, и в плане вида 20-угольника. Башенку на крыше башни для панорамы также делали сварную в виде 10-угольника. В целом, из-за более плотной компоновки уменьшили высоту по сравнению с бронеплощадкой типа военсклада № 60. Вместо бортовых пулемётных установок «Верлюз» поставили шаровые, с бронированным кожухом ствола пулемёта. Такие же установки разместили в башнях. Они позволили увеличить углы обстрела пулемётов и облегчить ведение огня из них. На командирской башенке установили танковую панораму ПТК, что улучшало наблюдение командира бронеплощадки. Улучшенная боеукладка позволила увеличить перевозимый боезапас до 560 снарядов и 30 000 патронов (120 коробок). Также были установлены 10 аккумуляторов для аварийного освещения, введена внутренняя связь между командиром бронеплощадки, командирами орудий и пулемётными расчётами.

 

Бронеплощадка ПЛ-37

В августе-сентябре 1936 года в конструкторском бюро военного склада № 60 разработали проект лёгкой бронеплощадки, обозначенный ПЛ-36. На ней предлагалось увеличить толщину брони до 20 мм, для повышения пулестойкости борта корпуса. Командирская башенка и орудийные башни делали наклонными (8 градусов к вертикали). Крепление брони к каркасу и раме вагона болтами с полупотайной головкой гайками внутрь, затем между собой бронелисты должны были сваривать. Артиллерийское вооружение из двух 76-мм пушек образца 1902/30 годов с длиной ствола 40 калибров на модернизированных тумбовых установках. Установки обеспечивали углы обстрела по вертикали −5 — +37 градусов, что позволяло вести заградительный огонь по самолётам.

 

Бронепаровоз ПР-36

На паровозе изменили прямоугольную командирскую рубку, в которой смонтировали радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной, на тендере установили шестигранную бронебашню со спаренной установкой пулемётов Максима, изменили толщины брони: 10 мм вертикальные листы, 8 мм наклонные и крыша, 15-мм командирская рубка, 13 мм башня ПВО и будка машиниста. Командир бронепоезда получил телефон для связи с командирами бронеплощадок, орудий и паровозной бригадой. Командиры площадок вызывались ревуном, машинист и командир бронепоезда — звонком и лампочкой.

 

В первый этап войны бронепоезда БП-35 спасали тяжёлое положение на фронтах в основном выступая передвижными крепостями для отступающих на передислокацию войск. Например, Бронепоезд №27 под Ростовом, у станции Бессергеновка, вступил в бой с передовым отрядом захватчиков. Курсируя на большой скорости, осыпаемый вражескими снарядами, состав сражался с фашистскими танками, беспощадно уничтожая их. Гитлеровцы обрушили на стальную крепость многочисленные удары авиации и артиллерии. Прямым попаданием бомб был поврежден котел паровоза, пробита тормозная магистраль. Из строя вышли три орудия. Осколками снарядов заклинило башню 2-й бронеплощадки. Но экипаж мужественно, не дрогнув, отбивал атаки фашистов: свое задание «Остановить врага любой ценой!» он выполнил. Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков.

 

Хоть к началу войны бронепоезда БП-35 устарели, они все равно могли сдерживать полчища нацистских захватчиков и наносить ощутимый урон, чем внесли свою лепту в Великую Победу.

#культуразаводоуковска #культуравмассы #заводоуковск #ТюменьПобедная #75летПобеды

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»