О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная одиннадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» прошла в  Заводоуковске 24-25 октября 2019 года. Она была посвящена 75-летию Тюменской области, 30-лети.ю Заводоуковского краеведческого музея, коллективизации в СССР и её влиянию на развитие сельского хозяйства, и ставшему уже традиционным изучению генеалогического наследия земли Заводоуковской.

Подводя итоги конференции, участники конференции предлагают:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия;
  2. Рекомендовать оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие»;
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2018 года;
  4. Очередную конференцию «Наше наследие» посвятить
    - 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
    - 60-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города и 55-летию образования Заводоуковского района;
    - кроме того продолжить изучение генеалогического наследия юга Тюменской области.




 

 
   

Предками данная мудрость народная

Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько бы не блуждали в потемках инородных обрядов, русские люди всегда возвращаются к родной традиции. Славянство — это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

14 (1) августа череда праздников осеннего периода начиналась первым Спасом – Медовым, иначе Маковеем или Спасом на воде. «На Маковея лето кончается, осень начинается». Как и многие христианские торжества, августовский Спас есть ни что иное, как цикл праздников, посвященных языческому Даждьбогу, – именно его славяне считали Спасом, то-есть Спасителем, дающим людям жизнь и благополучие.

Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» - букет растений, каждое из которых служило оберегом для какой-либо стороны жизни: калина увеличивала девичью красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой и в день праздника освящали, а затем берегли, пуще глаза, целый год – маковейник считался очень мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Высушенный букет обычно ставили на подоконник, там он и красовался до следующего Маковеева дня.

 

Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев. Иными словами, приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым лакомством. Наши предки, впрочем, не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток. Кроме того, медовуха служила лекарством - ею лечили простуды и некоторые другие хвори.

Еще первый Спас называли Мокрым – потому что в этот день, по мнению наших предков, приобретала уникальные свойства вода. В Спас на воде непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в праздник вода обретает целительную силу. Она смывала грехи, болезни и злые наговоры и на целый год придавала людям здоровье и силы. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.

Православная церковь же называет этот праздник Происхождение или изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня и чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы. В этот день заканчивается пора летних свадеб и наступает двухнедельный Успенский пост. 

В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.

С 15 августа  начинаются «спожинки» -  дни совместной уборки урожая. Договариваются о «помочах», когда приходят убирать всем миром урожай на поля тех семей, которые не справляются сами.                       

   Приметы

Если в этот день идет дождь – целый год не будет лесных пожаров.
Ласточки и стрижи улетают на юг – ночи станут холоднее.
Погода в этот день говорит о том, каким будет следующий год: если идет дождь – к холоду, жара – к теплу.
Если розы начинают отцветать, то и лето заканчивается.
Если праздновать этот день шумно, можно пчел напугать и урожая в будущем году лишиться.
В этот день заканчивается лето и начинается пора дождей.
В Медовый Спас нельзя работать - только мед собирать.

#культураЗаводоуковска#культуравмасы

   

Календарь событий

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»