Ващенко А. Г.,
краевед, член Заводоуковского
землячества Тюмени

 

«Мы не спрашиваем, когда хотим
взять чью-либо жизнь и имущество».

                            Скандинавская сага

Из жизненного опыта точно знаем, нельзя войти в одну воду дважды или вернуться в канувшие в вечность времена. Да это так. Только в жизни часто бывают ситуации, когда непредвиденные обстоятельства требуют вернуться к нерешенным когда-то делам. Так случилось и со мной этим летне-осенним сезоном 2023 года. Пришлось вернуться к теме, когда разыгрались страсти по обнаруженному мной с братом Юрием лжепамятника леснику Генриху Генриховичу Эйхману, установленному на 3-ем кордоне на могиле местной жительницы Трубачевой Екатерины Михайловны, захороненной после ее смерти 22 августа 1947 года. Тогда в 2014 году я сделал доклад на конференции, проведенной краеведческим музеем Заводоуковского городского округа, организованного в рамках краеведческой темы «Наше наследие» с названием «Нужна ли старой могиле новая легенда?».

Материалы своего расследования, через лесника Колосова Анатолия Николаевича, проживающего на 3-ем кордоне, мы довели до сведения Эйхмана Владимира Евгеньевича, организатора установки лжепамятника.

При очередной встрече А. Н. Колосов рассказал, что его сообщение В. Е. Эйхман принял как личное оскорбление. Реакция была взрывной. Факт своего поступка (квалифицируется как вандализм), оспариваемый старожилами поселка 3-й кордон воспринял не как акт справедливости, а как происки мафии. Мотивируя свои действия, утверждал, что его дед Генрих Эйхман был организатором 3-го кордона. Что он здесь захоронен и памятник поставлен на месте, где он убил медведя, и смертельно раненый в схватке умер и сам. Поступок свой оправдывал и аргументировал статьей в каком-то печатном издании, которую никто из нас не видел.

Полный доклад с письменными подтверждениями жителей кордона, архивными копиями документов и другими аргументами в пользу захоронения Е. М. Трубачевой я попросил передать В. Е. Эйхману Кушнарева Владимира Александровича. В 2011 году В. Г. Эйхман пытался привлечь Владимира Кушнарева для написания материала, узаконивающего захоронение лесника Генриха Генриховича Эйхман на 3-м кордоне. Тогда, Владимиру Кушнареву хватило ума, и от участия в предложенном В. Е. Эйхманом авантюрном проекте он отказался. Учитывая факт их знакомства, я посчитал удобным попросить Владимира Александровича оказать мне эту услугу. Однако, встретив через некоторое время Кушнарева В. А., узнал от него, что он не передал текст доклада В. Е. Эйхману. «Позвольте узнать, почему? - поинтересовался я (здесь привожу дословно ответ Владимира) – Мне стало жаль его» - ответил он. И эта фраза, на мой взгляд, говорит о многом.

По телефону я связался с другим внуком Генриха Ивановича Эйхмана, пенсионером, майором милиции в отставке Юрием Евгеньевичем Эйхманом, постоянно проживающим в Тюмени. Выслушав меня, что могу дать адрес человека, который может рассказать о месте захоронения члена семьи фамилии Эйхман, на 2-м кордоне, где в 20-х годах жил с семьей их дед Генрих Эйхман.

- Не та ли это могила, за которой ухаживает брат, - спросил Юрий Евгеньевич?

- Нет, это в другом месте, - ответил я.

Сославшись на занятость, что лечит руку, порезанную пилой при распиловке досок, другие неотложные дела и этот внук Генриха Ивановича Эйхмана, поблагодарив меня за участие в делах их семьи прервал разговор. И больше на связь не выходил.

В результате лжепамятник леснику Генриху Генриховичу Эйхману, при молчаливом бездействии внуков до настоящего времени безосновательно стоит на чужой могиле.

Более того, тема получила продолжение и приняла неожиданный оборот. В первых числах октября на связь со мной вышла женщина, жительница города Заводоуковска и попросила рассказать, что знаю о могиле на 3-ем кордоне. В мою поездку в Заводоуковск мы встретились. Нина Владимировна (так она отрекомендовалась), по рождению немка и представилась, как член диаспоры и заинтересована в получении доказанной, правдивой информации об указанной могиле. В нашей беседе выяснилось, что легенда об этой могиле давно известна всем заинтересованным членам фамилии Эйхман, диаспорам и обществам немцев, не только в России, но и за границей (в частности, в Германии), почитается ими и является определенным символом. По словам Нины Владимировны легенда крепко укоренилась в семье и отказываться от нее никто не собирается. Далее новая знакомая удивила меня еще более. Оказывается, в ближайшей перспективе наш родной, провинциальный город Заводоуковск, во сне и наяву грезит стать туристической Меккой.

«На сколько мне известно», - говорила моя собеседница, - «не исключено, что в тур могут включить и посещение могилы лесника Генриха Генриховича Эйхмана на 3-ем кордоне». Вот это постановка вопроса, вот это да!

Сказать, что я был удивлен, не сказать ничего, я был огорошен. Рассуждая о случившемся, я недоумевал, неужели людские пороки так сильны, что, невзирая на мораль, можно идти напролом, в полном смысле по трупам к публичной известности и сомнительной, но громкой славе?

Не реальная бытность, а кривое зазеркалье какое-то. Обидно сознавать, что кордон, где родился и вырос, приобретет известность не после трудовых подвигов жителей-трудяг, обеспечивавших лесоматериалами, шпалой, дровами, углем страну в период индустриализации 30-40 годов ХХ века.

Нет! Известность придет по воле казуса, связанного с водворением лжепамятника неизвестному нам человеку на костях русской бабы, вытянувшей работой все жилы, да до смертушки надорвавшей пуповину, ворочая сосновые кряжи в голодные годы минувшей войны, зарабатывая себе на кусок хлеба.

Не зная, что предпринять, чтобы расстроить такое мероприятие, я решил освежить память и углубился в аргументы доклада. Вспоминая, с кем я тогда делился информацией, и кто в курсе этого вопроса? Пришло желание с кем-то пообщаться, в надежде получить дельный совет. И не напрасно. Одна из женщин, из круга моих знакомых, узнав в чем дело спросила: «Читал ли я статью «Мальчик из легенды» Галины Июльской, журналистки из Германии?» «Не читал? Напрасно! Там, как раз речь идет об одном из членов семьи Саше, Александре Григорьевиче Эйхмане, к тому же описана и встреча лесника Генриха Эйхмана с медведем».

Тут же я отыскал и прочел рекомендованную статью. Осмыслив написанное, в конце концов, отчетливо понял, откуда растут ноги к лжепамятнику на моем родном 3-ем кордоне. Вероятно, на этот газетный или журнальный материал и ссылался Владимир Эйхман, приводя его как бесспорное доказательство случившегося здесь, по его мнению, события. Здесь же, на сером камне лжепамятника точками выбит подкорректированный, привязанный уже к местности вариант опубликованной в статье легенды.

Честное слово, ни дать ни взять highly likely какое-то. 

Вместе с тем могу сказать, что журналисткой добросовестно исполнен заказанный материал. На бумагу положена достойная художественная обработка чужой мысли. Душевные, теплые слова в адрес юного воина, сына полка подкупают своей правдивостью, а наградные документы убеждают в смелости, храбрости и горячего патриотизма Саши Эйхман. И вообще к журналистке Июльской у меня нет вопросов. А вот тот, кто заказывал статью и давал исходный материал явно лукавил. Не отпускает навязчивая мысль, либо заказчик совершенно не знает семейную историю клана Эйхманов, либо намеренно исказил историческую быль. В результате получилось, что заказчик истории семьи Эйхман подставил журналистку Июльскую (Германия), используя ее втемную. У нас в России квалифицируют такой вид сотрудничества, как: «натянуть сову на глобус».

Однако, к тексту статьи. Для удобства в работе, дальнейшего анализа и наших комментарий (на основании документальных источников), вычленим из работы госпожи Июльской информацию, касающуюся истории семьи Эйхман и выделим ключевые слова жирным шрифтом. Чтобы второй раз не переписывать текст статьи, ниже, просто обозначу абзац ключевым словом, оппонируя опубликованному материалу, приведу свои доводы, выписки из документов и укажу источники их происхождения.

«Отец Саши умер рано. Мать, тихая робкая женщина, с тревогой думала о будущем, как прожить одной с четырьмя детьми? В это время приехал свекор.

Слушай Валентина, давай-ка я возьму этого чертенка к себе в лес. Так будет лучше и для тебя, и для него. Пусть он у нас хоть набегается вволю».

«Чертенок-это был шестилетний Саша. <…> Жизнь в доме деда лесника.

(Саша) - Понимал <…>, язык отцовских родителей, говоривших между собой по-немецки. Ему нравилось все и живописная тайга вокруг и речки БоГанка и Увара сходившиеся здесь».

«Дед Генрих Эйхман сибиряком был не по рождению. Происходил он из Саратовской губернии, где в молодые годы служил лесником у крупного помещика. За конфликт с хозяином. Ссылка в Сибирь, и навечно, был приговор суда. А Елена, его жена, сказала: «Сибирь, так Сибирь. И там люди живут».

«Лес был для Генриха Эйхмана любовью и призванием. Он отдал ему много сил и жизни. Здесь в Сибири, родилось у Генриха и его жены десять детей, для которых эта земля была уже родной. Когда Саше исполнилось шесть лет, дед подарил ему охотничье ружье».

«В одной сбруе, с оторванными постромками, без саней и седока, влетела в ворота, дико храпя, лошадь. <……> Она (бабушка) послала внука в ближайшее село за помощью. Но пока приехали, дедушка был уже дома. Он лежал на кухне в луже крови, а бабушка сама не своя, рвала простыни, перевязывала мужа, представлявшего собой сплошной, кровоточащий кусок мяса. Наутро Саша с соседом поехали в лес. Вначале они нашли сани. Потом добрались до луга, где стояла кормушка. Здесь их взору предстала ужасная картина, окровавленный снег, клочья одежды, разорванная на куски собака и безжизненное тело огромного медведя. Нашел он (Саша) и место, где прятался бурый медведь, знавший, что у кормушки с сеном он не останется голодным. Лишь одного не мог понять Саша, как тяжело раненый дед смог все же добраться до дома, откуда он взял столько сил и мужества. Встать дедушка уже не смог. Как ни старалась бабушка, применяя все свои снадобья и травы, ему становилось все хуже и хуже. И вот настал конец. Это было в 1940 году».

Мальчик из легенды. Отец Саши Григорий Германович Эйхман 1900/1903 г/рождения, объездчик Ялуторовского лесничества 24.07.1925, 15.02. 1926 гг. [1]

Лесообъездчик Юргинского лесничества 22.06.1929 г. кордон Заваруевский.

Жена его Валентина Федоровна Белоногова 1908 г/рождения, домохозяйка.

Дети: дочь Лидия 22.06.1929 г. Место рождения Заваруевский кордон.

Сын Александр (из восстановленных данных ЗАГС, 1927 или 1930 гг. Родился – по одним документам в г. Славянске Донецкой обл., по другим – в пос. Заводопетровск Ялуторовского района. А я бы не исключал вариант рождения его на Заваруевском кордоне, Юргинского района.

Дочь Нина 1935 г/р., жива до н/времени. В паспорте место рождения записано: с. Тумашово Заводоуковского района. (Из её сегодняшних воспоминаний: «Мама в девичестве Щёголева, дети: Николай, Александр, Лидия, и она Нина. После смерти отца, в 1937 году, семья переехала, ей было полтора года, в деревню Сунгурово Заводоуковского района, а затем до конца жизни матери жили в Заводопетровске).

В алфавитной книге бюро Заводоуковского ЗАГС актов о рождении записана Эйхман Рима Григорьевна 15.11.1951 г. Место рождения Комиссаровский с/с. [2]

Кто эта девочка, кем она приходится Григорию Германовичу? Другого Григория Эйхман в документах мной не обнаружено.   Загадка, да?!

Мальчик из легенды. Генрих Эйхман, как трактует г. Июльская происходил из Саратовской губернии, работал лесником. На вечное поселение в Сибирь был сослан за конфликт со своим хозяином-помещиком. В Сибири у них с женой родилось десять детей.

В документальных источниках мне удалось разыскать детей Генриха Эйхмана:

Софья 1901 г/р., умерла 05.04.1918 г., в возрасте 17-и лет.                                                                                                                              Леонид Генрихович 1905 г/р., погиб 03.09.1942г.,                                                                          

  Евгений Генрихович, 1906 г/р.,                                                                

Владимир Генрихович, 1908 г/р.,                                                                                                          

Антон Генрихович, 1910 г/р. место рожд. Минская губерния, погиб 26.10.1942г.                                                

Виктор Генрихович, 13.03.1916 г/р.,                                                                                                     

Ольга Генриховна, 17.04.1918 г/р.,

Григорий Германович, 1900 г/р. Если сын Генриху, то старший по возрасту. Только почему по отчеству не как все Генрихович, а Германович? Детей восемь, а не десять. Но из всех только двое, Виктор и Ольга родились в Сибири. Из таблички выше видно, Антон родился в 1910, в Минской губернии, Виктор в 1916 году в селе Тумашево, Заводоуковской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Логично предположить, что в этот промежуток времени семья и поселилась в Сибири. У меня совершенно нет данных о том, откуда и в каком статусе внедрена на поселение эта семья. Однако, в Метрической книге регистрации о рождении Виктора отец именуется как мещанин местечка Давид-Городецкого, Мозыревского уезда, Минской губернии Генрих-Герман Иоанн Эйхман, вероисповедания лютеранского и жена его Елена Илларионовна, православная. Восприемниками у Виктора записаны: Юргинской волости, деревни Хмелевки кр-нин Николай Лаврентьевич Евсеев и с. Тумашевского девица Таисья Васильевна Гилева. [3]

В другом, и третьем случае, по поводу смерти дочери Софьи, и рождении дочери Ольги отец записан как гражданин Генрих Иоаннович Эйхман. Восприемники у Ольги: Гродненской губернии Брест Литовского уезда, Косической волости д. Большой Курницы кр-н Степан Иванович Якубовский и с. Тумашевского кр-ая жена Пелагея Васильевна Плоскова. [4]

Мальчик из легенды. В статье журналистки Июльской Генрих ни разу не назван полным именем. Здесь же я привожу полное имя согласно юридическому документу в лютеранской и русской версиях и нигде, ни разу не значится имя и отчество, как Генрих Генрихович, которым, написав на памятнике, переименовал его внук Владимир. Из приведенных записей МК видно, что Генрих Эйхман не из Саратовской, а из Минской губернии. В графе МК, сведения о родителях заносится звание (социальный статус), родителя. Исходя из информации, сообщенной нам журналисткой Июльской, в статье «Мальчик из легенды» полное прозвище Эйхмана должна была предшествовать запись «ссыльный поселенец», а не мещанин, или гражданин. Так кто же все-таки Генрих-Герман Иоанн Эйхман, мещанин, гражданин местечка Давид-Городецкого или ссыльный поселенец в Сибири?

Мальчик из легенды. Трудно подтвердить или опровергнуть утверждение журналистки Июльской, сколько сил и жизни положил Генрих Эйхман в лес, который был его любовью и призванием в Саратовской губернии. Только в архивных делах по Ялуторовскому лесничеству нашлось несколько списков лесной стражи да пара платежных ведомостей. В одном из списков запись: «Эйхман Генрих Иванович 1873 года рождения, грамотный, лесник (смотритель   лесов), общий служебный стаж 30 лет, стаж в лесном ведомстве 3 года (с 1 февраля 1920 года), место жительства кордон № 2, женат, в армии не служил, беспартийный, в хозяйстве имеет 2 лошади и 2 коровы». [5]

Не могу знать, что там было с призванием и любовью к лесу у Генриха Ивановича в Саратовской губернии (и был ли он там вообще), только в официальном документе записано, что стаж его в лесном ведомстве три года, т. е. исчисляется с февраля 1920 года. Последнее упоминание о леснике 6 разряда Эйхмане Г. И. в требовательной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам Инспектора лесов Ялуторовского района и Ялуторовского лесничества за ноябрь месяц 1924 года. [6]

Отсюда весь стаж Генриха Эйхмана лесником составляет 4 года 9 месяцев. В дальнейшем лесник Генрих Иванович Эйхман в поле моего зрения не попадал, кроме разве что, выявлена похожая фамилия и имя в списке о лишении избирательных прав. В делах лесничеств появился объездчик Григорий Германович Эйхман.                    

Мой знакомый, житель Заводоуковска, ныне покойный Валентин Фаддеевич Выгузов, сын мастера по обслуживанию деревянных и ледяных дорог «канадского типа», семья их проживала на 2-ом кордоне с 1932 по 1936 год. [7]

Валентин Фаддеич утверждал, что Генрих Эйхман в 1932 г. на 2-м кордоне уже не жил, но он помнит, что на обочине столбовой дороги стоял старый лютеранский крест с фамилией Эйхмана на нем. Среди документов моего доклада есть схема, нарисованная рукой Валентина Фаддеевича, место расположения которой я и хотел сообщить Юрию Эйхману. В связи с этим я не исключаю, что в могиле той мог покоится прах дочери Генриха Софьи, умершей 5.04.1918 года, хотя в МК Тумашевской церкви записано: «похоронена на сельском кладбище».

Выше я привел сведения о работе Григория Германовича Эйхмана в 1929 году в Юргинском районе (там 22.06.1929г., родилась дочь Лидия). Там же в Юргинском лесничестве работает другой брат Евгений Генрихович (12.02.1929г., родился сын и в Юргинском ЗАГСе зарегистрирован, как Генадий Эхман),[так в тексте]. Третий брат Леонид Генрихович в 1942 году призван Юргинским РВК, проживал в п. Укроп, погиб 03.09.1942г. Четвертый брат Антон Генрихович призывался Ново-Заимским РВК из с. Шестаково, погиб 26.10.1942г. Из Шестаково же в 1941 г. призывался и пятый брат Владимир Генрихович Эйхман. Как видим, буквально все сыновья Генриха Ивановича перебазировались в Юргинский район или вплотную к его границе в Шестаковский сельсовет. Вполне разумно предположить, что в конце 20-х годов, перед реорганизацией Ялуторовского лесничества в лесозаготовительные предприятия, Генрих Иванович тоже перебрался в Шестаково, Юргу или район.         

В списке лиц, лишенных избирательных прав по Юргинскому району за 1930 год, в Новодеревенском сельском совете, среди коренных жителей Новой деревни под № 6 записан Эхман Герман - «поражен в правах судом». Под № 25 Эхман Евдокия 1894 года, «член семьи лишенного», (так в тексте). [8]

 Конечно, утверждать, что этот Герман Эхман и бывший житель села Тумашевского Генрих-Герман Иоанн, а с 1920 года лесник кордона № 2 Ялуторовского лесничества Генрих Иванович Эйхман, один и тот же человек с полной уверенностью нельзя, но версия такая имеет право быть. Почему нет? При написании фамилии и имени могла быть допущена ошибка. Так в документах Юргинского ЗАГСа Геннадий, сын Евгения Генриховича Эйхман (12.02.1929г/р.), записан как Генадий Эхман. А старший сын Генриха-Германа Иоанна Эйхмана, Григорий по отчеству записан вторым именем отца, как Германович. Вот вам на лицо и сочетание имени собственного Герман Эхман.

Мальчик из легенды. Саша, Александр Григорьевич Эйхман. Об этом человеке я впервые услышал от Дианы Григорьевны Тихоновой, с которой раньше работал в Заводоуковском РК ВЛКСМ. Уже позднее, она рассказывала, что, работая в системе профтехобразования, намечая встречу с ветеранами ВОВ в спецлагере для детей в 1981 году созвонилась с А. Г. Эйхманом и, получив его согласие, совместно провели мероприятие. Он поведал детям о своей боевой юности, сына полка во время ВОВ. Летний вечер у костра располагал к задушевной беседе. Ветеран рассказывал, как 13-14 летним пацаном ходил с баяном в расположение к немцам, в тыл и с помощью радиопередатчика, вмонтированного в баян, передавал нужные сведения командованию своей части. Встреча детей с ветераном удалась. Вместе участвовали в тематических играх, пели под аккомпанемент баяна патриотические песни, всем было легко и весело.   Впечатленные рассказом дети хотели быть похожими на ветерана и мечтали защищать свою Родину Советский Союз, как Саша Эйхман.

Однако, вернемся к тексту статьи госпожи Июльской. Дед забрал Сашу к себе шести лет. Зная, что он 1930 года рождения понимаем, что на дворе был 1936 год. В семье деда Генриха Саша жил до его смерти в 1940 году. Во всем тексте автор статьи ни одного раза не приводит ни названия лесного кордона, ни названия ближайшего села, в которое бабушка посылала Сашу за помощью. И полагаю, это не случайно. Зато упоминаются речки БоГанка и Увара, которые недалеко от кордона соединяются. Посмотрев на карту местности можно предположить, что это искаженное название наших рек Бочанки и Уварыша, неверно прочитанные в Германии с нечеткого рукописного текста заказчика.

 В Бочанку впадают речки, Нижняя Синьга (Белая речка), Крутишка и Синьга. На каждой из этих рек, в рассматриваемый нами период стояли лесные кордоны, заселенные лесной стражей. Километрах в двух от впадения Белой речки в Бочанку, в 320 квартале стоял кордон Бочанка. Вероятно, о нем автор и ведет речь в своей статье. Кордон располагался между двумя, довольно большими рабочими поселками Заводопетровском и Лебедевкой (на речке Крутишка), практически посредине, километрах в 8-9 от каждого. Речка Уварыш тоже есть, но протекает южнее километрах в семи от кордона, но в Бочанку не впадает. Предположим, что с кордоном разобрались, но есть здесь злополучное но. Согласно этому «но» приказом по Заводоуковскому Мехлеспункту № 48 от 26 февраля «…с 1 января 1936 года устанавливается следующий штат лесоохраны: [9]

 

 

пост

Учас

ток

 

Фамилия, имя, отч.

 

Должность

 

 место проживания (резиденция)

1

 

 

Кулаков Вас. Вас.

нач. л/хоз .гр.

 

2

 

 

Шорохов Вас. Андр.

Инспектор

 

3

1

2

Коровин Ник. Георг                                             

Нач-к поста

Кардон* Укроповский, кв. № 193

4

2

7

Метелев Н. Кон.                                                      

Нач-к поста

Кардон Бочанка кв. № 320

5

3

9

Ващенко Еф. Анис.

Нач-к поста                    

Кардон № 3, кв. № 389

6

1

1

Крестьянников А. С.                                                              

лесник

д. Богатыревка

7

1

3

вакантная                                                                                    

лесник   

Кардон Укроповский, кв. № 193

8

1

4

вакантная                                                                                       

лесник

деревня Бучиха

9

1

5

вакантная                                                                                       

лесник

Кардон Заваруевский, кв. № 294

10

2

6

Богатырев Ф. Кир.              

лесник

Кардон Крутиха, кв. № 281

11

2

8

Семенов П. Сем.                          

лесник

Кардон Сингинский, кв. № 359

12

3

10

вакантная                       

лесник

Кардон Тумашевский, кв. № 404

13

3

11

вакантная                       

лесник

Кардон № 2, кв. № 415

14

3

12

вакантная                                                           

лесник

Кардон Падунский, кв. №   432

15

3

13

вакантная                 

лесник

Кардон Ведерниковский, кв.№ 432

Как видим, ни в этом, ни в следующем составе лесохозяйственной группы лесника Генриха Ивановича Эйхман нет. На кордоне Бочанка, базируется начальник поста Метелев Н. Кон.

Опять какой-то тупик? Нет! Правильный ответ нашелся, но сохраняя интригу изложу его в конце этого исследования.

Мальчик из легенды. Хорошо, что у одра, смертельно раненого медведем дедушки Генриха в последние минуты его жизни в 1940 году был один из внуков, Саша. Он ездил и в ближайшее село за помощью, а назавтра был на месте схватки дедушки с медведем. Нашлись сани, кормушка, которую ехал пополнить сеном дед, разорванная собака, громадный мертвый медведь и ужасные следы борьбы, красочно описанные в статье журналисткой Июльской. Здесь, я хотел бы обратить внимание на два аспекта.

Во-первых. Не соответствует действительности текст «лошадь влетела <…> c оборванными постромками»!? С постромками в упряжь закладывают две (коренная и пристяжная), или три (коренная и две пристяжных) лошади. Здесь же лесник Эйхман ехал в лес на деревенских дровнях, и лошадка его была впряжена классическим способом: хомут, дуга, оглобли, сани. Насколько я понимаю, в тексте статьи заложен смысл, что лошадь, заслышав медведя, испугалась, ускакала домой, дорогой освободившись от саней и прочей упряжи. А это не реально.

Второе. Я представляю себе это так. Первой медведя обнаружила собака и подняв истошный лай, предупреждая хозяина, кружила зверя на месте, налетала сзади цепляя его за гачи, пока не получила смертельный удар когтистой лапы, разодравшей ей бок. Сообразив, что справиться с медведем ему вряд ли удастся, Генрих решил отправить домой лошадку за помощью. Для этого он должен был освободить ее от саней. Действовал быстро, на автомате. Расстегнул от узды карабины вожжей. Развязал ременный чересседельник, распустил супонь. Снял гуж хомута с правой оглобли, перекинув на другую сторону дугу, освободил левый гуж хомута. Бросив дугу, уронил оглоблю на свежий снег. Из упряжи на лошади остался хомут, да седёлка на спине. Оглянувшись на истошный визг раненой собаки, понял: «Пора!». Расстегнув пряжку, снял с Карюхи узду и легонько ударив ладонью по крупу лошадь, приказал: «Домой!». Наклонившись, взял, лежавший в санях топор (инструмент и оружие лесоруба), повернулся и пошел на медведя. Убил зверя, смертельно раненый добрел до дома (на кордон), умер в 1940 году.

Теперь внимательно рассмотрим могилу на 3-ем кордоне. Здесь, устроитель мероприятия, внук Генриха, Владимир Евгеньевич Эйхман, уже конкретизировал, привязал происшествие к месту. Им стала, казавшаяся заброшенной старая могила, на высоком мысу речки Коктюль под соснами, на которую внук и внедрил лжепамятник деду. На плите точками выбил текст.            

На лицевой стороне:
18.02.1875-01.12.1940
Эйхман Генрих Генрихович
Лесник.
Сподвижник революции.

"Лошадь пришла в одном хомуте
Продолжение на обороте плиты:
Снег красный от крови.
Разорвана собака.
Большой медведь мёртвый.
Часть одежды в клочья.
Хватило сил уйти в Тумашово к бабе Лене.
Боковикова Ангелина Викторовна".

Все это, слово за словом, строчка за строчкой, начиная с дат рождения, смерти и отчества Генриха сплошная ложь. Можно методично на основе анализа и документов опровергнуть, как и прошлые, не отвечающие действительности, опубликованные в статье и здесь эпизоды.

Можно! Но думаю, пора перейти к заключительной части нашего исследования. 30 октября т. г., на законных основаниях в ГБУТО ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тюменской области) я получил возможность просмотреть архивные дела на членов ВКП(б) Эйхмана Владимира Генриховича за 1940 и 1947 гг., и Эйхмана Евгения Генриховича за 1941 год. Достойные люди, ничего не скажешь плохого, труженики лесного хозяйства области. Два брата из шести не вернулись с фронтов ВОВ. Трое состояли в рядах ВКП(б). Владимир Генрихович долгое время руководил химлесхозами. Сначала Ново-Заимским, затем переведен был в с. Агарак на ту же должность.

В своей автобиографии Евгений Генрихович пишет: «…родился в Минской губернии Мозырского уезда (БССР) в семье рабочего шпалотеса, лесоруба до 1917 г. Родители т.е. отец мой работал на разделке лесоматериалов а так-же с 1917 г. до 1934 г. работал на л/заготовках л/рубом-шпалотесом. В 1934 году отец мой умер. Собственности, своего хозяйства не было никогда и сейчас нет. Семья состояла из 10 чел.» (так в тексте).

Он же в анкете кандидата партии, вступающего в члены ВКП(б), пишет: «.. рождения 1906 г. 7/VII, национальность русский, родился Минская губерния, Мозырский уезд, дер. Залютичи. Соц. положение рабочий, должность мастер подсочки. Сведения о родителях до 1917 г. отец работал в лесу шпалотесом, с 1917 г. до 1934г. работал шпалотесом-л/рубом. В 1934г. умер. Мать домохозяйка и находится на иждивении брата. Н-Заимский район Омск. обл. с. Шестаково» (так в тексте). [10]

«Вот тебе бабушка и Юрьев день»!

Практически тоже самое в своей автобиографии о рождении, работе и смерти отца пишет другой брат Владимир Генрихович Эйхман.

Таким образом, стало ясно, что согласно документам, собственноручно написанных сыновьями, буквально во всех пунктах подтверждается моя версия биографии Генриха. Более того прояснилось, что Генрих Иванович Эйхман, не геройствуя подобно Гераклу тихо «почил в бозе» в собственной постели в 1934 году. Копии страниц автобиографий и анкета в приложении.

На момент, когда я узнал из архивных документов дату смерти Генриха, исследование это было уже закончено. Полученная информация обнуляла все эпизоды, касательно биографии и смерти Генриха Эйхмана, приведенные в статье журналистки Июльской «Мальчик из легенды», текст, выбитый на камне лжепамятника и вообще всю раскрученную, разрекламированную легенду, которой морочили голову окружающим, в ложном плену которой с 1981 года жил

весь клан фамилии Эйхман. Более того, лет 15 как, несмотря на обоснованные протесты старожилов они утвердились на чужой могиле, убеждая всех, что нашли место захоронения своего деда.

Почему нет?! Акция внедрения состояла из двух этапов. Составление легенды и установки памятника. Что было первично, трудно сказать? Я склонен считать, что сначала родилась легенда, иначе, под могилу написали бы не речки БоГанка и Увара, а именно Коктюль. А затем уже, как раз в тему, на живописном, посещаемом месте подвернулась старая, по мнению братьев, бесхозная могила.

Чтобы объяснить, почему человек захоронен именно здесь, разместили на камне текст эпизода с лошадью в хомуте, кровавым снегом, клочьями одежды, разодранной собакой и громадным медведем убитым лесником Эйхманом, на этом самом месте. А вот для какой цели в текст на камне лжепамятника притянули Боковикову Ангелину Викторовну? Неужели надеялись убедить эту достойную женщину, которую я лично знал, лжесвидетельствовать?

Однако, сочиненная и внедренная в сознание сотен людей при внимательном изучении легенды, выявился ряд искажений биографического характера и противоречий с реальной действительностью, которые я в ней и увидел. Странно, но имея такие амбиции внукам стыдно не знать подлинные биографические данные семьи в период жизни деда. Хотя в одном я уверен, что дата смерти деда Генриха в 1934 году внукам была известна и изменили ее в легенде намеренно.

Скажу откровенно, если бы лжепамятник был поставлен не на 3-ем кордоне, я не обратил бы внимания ни на легенду с ее прорехами, ни на бой престарелого человека с медведем. Бывает. Да хоть с мамонтом, или слоном египетским, только не здесь, не на нашей территории и вопреки нашим интересам и традициям. Для нас старожилов это история, своеобразный бренд. Сам кордон, покинутый когда-то жителями, но возродившийся из истории забытья, и пепла людской памяти. К сожалению, нет уже на пруду мельницы, принадлежавшей аж в 1837г., крестьянину села Тумашовского Казанцеву и работавшую до 60-х годов прошлого века. Неоднократно остававшийся безводной природной котловиной, ныне полноводный пруд и старая плотина, запирающая в нем воду. И вышка, хотя и не та, старая деревянная, ветхая и скрипучая, а стройно-металлическая, смотрящаяся в водах пруда своей ажурной, выверенной геометрией. И мост из сосновых бревен, скрепленных железными скобами да проволочными скрутками над вяло, струйно-текущей речкой Коктюль. И высокий, засыпанный сухой хвоей мыс и могила Кати Трубачевой под сенью сосновых крон, как и лесной массив общественной грибной дачи. Все это отличительные черты только 3-го кордона, часть нашей памяти, которую чтим, которой гордимся и которую будем сохранять.

Открывшаяся ложь членов семьи Эйхманов не вписывается ни в житейско-людские, ни в церковно-религиозные каноны и действия свершенного невозможно уложить (вместить), в прокрустово ложе нашей бытности. Фактически люди совершили рейдерский захват и вандализм над чужой могилой. Точно зная, что в могиле нет праха их предка, кощунствуя, исказили порядок событий, дат жизни и смерти перелицевав на изнанку всю историческую память предка. Не прислушиваясь к здравому смыслу и молчаливому протесту обеспокоенной, метущейся души деда, внуки внедрили на чужих костях обломок косой плиты со сказкой на ней, да фундаментально-капитальную железяку ограды.

Долго не мог я определиться, как квалифицировать это действие организаторов, пока не услышал в одной из программ фразу политолога и философа Сергея Михеева: «Дух творит себе формы». Как раз в точку. Созданный фантазией внуков дух - образ деда Генриха трансформировался в лжепамятник на чужой могиле. Что задумали, то и слепили.

Театр абсурда, памятник бутафорский. Духовную легитимность такого захоронения можно квалифицировать выражением, приписываемым Тихону (патриарху Московскому): «По мощам и елей».

А вот оскверненный прах и поруганная душа Екатерины Михайловны Трубачевой, принесенные в жертву духу тщеславия и гордыни, требуют покаяния. Справедливость живущих и дух упокоившихся взывают к справедливому возмездию за кощунство и вандализм в отношении праха усопшей 22.08.1947 г. Екатерины. Теперь, по крайней мере, у Заводоуковской прокуратуры есть основания привлечь устроителей лжепамятника к ответственности за вандализм и осквернение чужой могилы.

Ваши усилия уважаемые господа, увенчались успехом. Поэтому поводу у нас говорят: «За что боролись, на то и напоролись».

К сведению, у лжепамятника нашелся и защитник. Это некий Николай Эммануилович Гайт-Родье, учитель географии сельской школы, проживающий в Криволукском, километрах в 5-6 от Ялуторовска. Следует заметить, что к тому времени, когда Николай Эммануилович родился, Генрих Иванович Эйхман умер и похоронен где-то лет 20 уж как. По рассказу Нины Владимировны он убеждал ее, подавая как очевидное, что в могиле захоронен именно лесник Эйхман. Рассказывал, как бывал на 3-ем кордоне и ухаживал за могилой. А что значит ухаживал? Как помню, уже к 60-м годам на могиле не было ни креста, ни оградки. На месте захоронения был невысокий холмик, поросший мелкой травкой, засыпанный сухой сосновой хвоей. За чем здесь ухаживать? В таком состоянии могила Екатерины Трубачевой и была, когда внуки Генриха Эйхмана приватизировав, водрузили на ней сначала новый крест, а затем и лжепамятник.

В нашей жизни было такое время, когда поселок 3-й кордон совсем обезлюдел, вероятно, тогда и «нашлась» могила деда и заботливые волонтеры, взявшие ее на обслуживание. Только на основании чего уважаемый географ может опровергать показания старожилов и по каким признакам утверждать, что это захоронение именно Генриха Эйхман, если тот умер за 19 лет до его рождения и ни разу здесь не бывал?

От себя и от имени других односельчан могу сказать, что человека по фамилии Гайт-Родье мы, старожилы кордона не знаем. Он для нас такой же чужой, как и сам Эйхман. Основываясь на фактах, которые приведены в тексте выше можно констатировать только одно, если по-прежнему отрицать разумную точку зрения, то исходя из вновь открывшихся обстоятельств, из числа свидетелей и очевидцев можно легко попасть в разряд лжесвидетелей.

Слушая в Заводоуковске версию Нины Владимировны, откровенно сказать, я не очень-то поверил, что в случае открытия туров в маршрут может быть включена могила лесника Эйхмана на 3-ем кордоне.   Более того, люди, имеющие отношение к культуре города восприняли мой вопрос по этому поводу, как что-то, вряд ли осуществимое. Тем не менее, погрузившись в материал, я забил в поисковик по интернету запрос: «Саша Эйхман, сын полка». Список материалов к просмотру удивил своей многочисленностью. Тема юного разведчика оказалась сегодня актуальной и востребованной. Несколько школ, в разных концах России провели уроки мужества, посвященные героическому мальчику с баяном. По мотивам документального рассказа Галины Июльской снят короткометражный фильм «Редкий вид» с воспитательными функциями об усердии и добросовестности. Проводится Международная школьная добровольческая акция «Навсегда», посвященная защите и сохранению памятников, прославляющих подвиг советских воинов-освободителей во Второй мировой войне, установленных в послевоенные годы и подвергающихся в настоящее время вандализму на территории европейских государств.

Замечательная акция. Нам бы и дома, в России сохранить от посягательств вандалов некоторые, не совсем известные, но нуждающиеся в защите дорогие нам места.

Прочитав документальный рассказ журналистки Галины Июльской (по документальности я высказал свои обоснованные возражения в тексе выше), опубликованный в 2010 году, ошибочно посчитал, что это публикация первая. Поэтому предположил, что материал для статьи заказан внуками Генриха Ивановича и сверстан после смерти Александра Григорьевича Эйхмана и в заказе на статью использовано имя и авторитет уважаемого на тюменьщине человека, прошедшего горнило войны, ставшего участником боевых действий в 12 лет. Однако, листая электронные страницы, посвященные подвигу юного героя, открылась еще статья Галины Июльской, опубликованная в 1981 году, т. е. еще при жизни разведчика-баяниста. Выше в тексте, делая анализ биографических данных Генриха Эйхмана, я похвалил журналистку за добросовестность, достойную художественную обработку, теплые, душевные слова в адрес юного воина, подкупающие своей правдивостью. Теперь думаю, что так точно описать чувства и моменты разных эпизодов можно только с живого рассказа участника событий. Не буду высказывать версии по авторству заказанного материала, но предполагаю, что Александр Григорьевич о документальной статье Галины Июльской «Мальчик из легенды», по крайней мере, знал.

Возвращаясь к озвученной Ниной Владимировной версии о туристическом маршруте и посещении могилы лесника Генриха Эйхмана на 3-ем кордоне, в реальности которой я сомневался. Пересмотрев свой взгляд в связи с изложенным, версия перестала казаться фантастической и тогда я приступил к исследованию темы.

Следует отметить, что с одной стороны легенда агрессивно и безапелляционно внедрялась лжепамятником в наш быт и сознание и мы, старожилы не знали, как ей противостоять. Незнакомый нам человек действовал на территории бывшего поселка бесцеремонно, и как обычно в таких случаях нам, а не ему нужно было доказывать, что он не прав. Презумпция невиновности. С другой стороны, документальная статья журналистки Галины Июльской «Мальчик из легенды» с искаженными биографическими данными Генриха Эйхмана публиковалась в различных СМИ с 1981 года. В том числе в федеральном информационно-аналитическом журнале Сенатор С.-Петербург. В журнале Neues Leben. - № 6. - ноябрь-декабрь. - 2010, на генеалогическом форуме «Мальчишки ехали на фронт. Война Саши Эйхмана» 20 апреля 2015 г. и множество других публикаций на сайтах, страницах и тегах соцсетей. Тема вынесена на высокий уровень, широко распространена и разрекламирована. Ну что же, это даже и хорошо. Очевидным стала ложь и вандализм по отношению к чужой могиле за которые придется нести ответ, в том числе и в публичном пространстве. Будет справедливо, если это исследование отправим, как отклик (отзыв), в те журналы, которые публиковали документальный рассказ Галины Июльской «Мальчик из легенды. Ибо, как трактовал Евангелие от Матфея 7. 2 Иоанн Златоуст: «Какою мерою мерили, такой и вам будут мерить».

Однако, в первую очередь, информировать будем наших земляков, людей неравнодушных, болеющих за правдивую историю своего края и добиваться справедливого решения через доступные СМИ и соцсети.

Говоря по теме, есть и другой, более реалистичный вариант, который мы и предлагаем членам семьи Эйхман. Для этого устроители лжепамятника добровольно убирают это, как оказалось, ничего не значащее для их семьи сооружение и тогда, по выражению деловых людей 90-х, стороны «расходятся краями». В случае отказа устроителей-членов семьи Эйхман от предложения, оставляем за собой право обратиться в правоохранительные органы.  Теперь, у Заводоуковской прокуратуры есть основания привлечь устроителей лжепамятника к ответственности за вандализм и осквернение чужой могилы.

 Приложения:

 

 

 

 

 

 

 

Источники, используемая литература

  1. ГУ ГАТО, Ф.246, оп.1, д.6; Ф.246, оп.1, д. 73; Ф.246, оп.1, д.80.
  2. ГУ ГАТО, И.255, оп.3, 256 а,б,в.
  3. ГУ ГАТО, Ф.255, 0п.3, д.255
  4. ГУ ГАТО, Ф.255, 0п.3, д.409
  5. ГУ ГАТО, Р.245, оп.1, д.87, л.172,172об.
  6. ГУ ГАТО, Ф.246, оп.1, д.73, л.12,12об
  7. Грамота ударника третьего года пятилетки от 7 ноября 1932 года из личного архива В. Ф. Выгузова. Архивный отдел Юргинского района Ф.80, оп.12, д.1, 2
  8. ГУ ГАТО, Ф.4. оп.4, д.40
  9. Архивный отдел Юргинского района Ф.80, оп.12, д.4, л. 67,68.
  10. ГБУТО ГАСПИТО, ФП. 133, оп. 39, д.586, л.2, 2об. Копии в приложении

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»