Миллер К. А.,
экскурсовод, Юргинский районный
краеведческий музей

 

Село Юргинское – красивое старинное село, находящееся вдали от федеральной трассы, поэтому здесь невозможно побывать проездом. Изначально это было татарское поселение. А первые упоминания встречаются в документах 1747 года.

Каким было Юргинское село прежде? Достаточно подробное описание сделал известный русский географ Пётр Семёнов-Тян-Шанский: «К северу от села Вагайское в северо-восточной части округа Ялуторовского остаётся богатое село Юргинское, известное своею торговлей жировыми веществами. Здесь находится значительное салотопное заведение, население занимается выделкой кож, кроме того, в Юргинском изготавливают около 400 пудов пряников. Жители окрестных деревень (семейств около 300) занимаются заготовкой лесных материалов – плах, теса и брёвен, бочек и разных изделий из дерева, которые сбываются в Ишимском и Курганском округах, смолокурением (свыше  1 000 вёдер) и выделкой овчин, в Юргинской волости значительно развит, кроме того, скотобойный промысел».

Из воспоминаний бывшего бухгалтера купцов, Алексея Ивановича Кунташева, известно, что во второй половине XIX века Василий Дмитриевич Кузнецов основал Торговый дом «Кузнецов В. с братом и К.». Торговали братья сливочным маслом, салом и кожами.

Те самые «жировые вещества» делали на предприятии купцов первой гильдии Кузнецовых. На салотопенном заводе, который работал только в зимнее время, изготавливалось 30-40 тысяч пудов топлёного сала. Продукция отправлялась в Казань братьям Крестовниковым, которые держали свечной и мыловаренный заводы.

Маслобойные заводы находились в Юргинском, Агараке, Плетнёво, Лабино. Там изготавливали по 10-12 вагонов сливочного масла в год.

В торговом ряду прежде был просторный подвал, где летом хранилось масло. Чтобы оно не портилось, весной на реке рубили лёд и свозили на телегах в подвал. А юргинское масло через торгово-закупочные представительства в Царёвом городище (Курган) шло на экспорт в Англию, Францию, Бельгию, Германию…

Кожевенный завод производил в год для московской амуничной фабрики «Волк и К.» свыше 20 тыс. юфтевых кож.

Была у братьев Кузнецовых и паровая мельница в селе Юргинском. Располагалась она на высоком берегу. Сейчас на том месте находится Коррекционная школа-интернат.

Кузнецовы имели цех по производству пряников, сеть торговых лавок и магазинов. Они содержали и обеспечивали товарами торжки, вкладывали деньги в строительство, благоустройство села, в развитие социальной сферы. Центр села был вымощен деревянной брусчаткой, а в 1904 году построена церковь. В начале века в селе уже были: библиотека, школы (Церковно-приходская и Министерское училище), лечебница, резиденции лесничества, сельского врача, почтовая станция и сберегательная касса.

На 1914 год капитал купцов Кузнецовых составлял 350 тысяч рублей.

К сожалению, почти ничего неизвестно о жизни и быте Кузнецовых. Для купеческого сословия не было характерно хранить семейные архивы, писать дневники и мемуары. Состав купеческого сословия был слишком непостоянен, потомственных купцов было не так уж много, большинство были предпринимателями в первом поколении и, следовательно, несли с собой бытовые и культурные традиции тех сословий и социальных групп, из которых они происходили.

Одной из главных традиций купечества было меценатство. Благотворительность, которой занимались купцы, подкреплялась не только христианским нравственным принципом, но ко всему прочему ещё и стремлением оставить о себе память. По этой причине дома купцов во многом определяли лицо исторической части российских городов и сел.

Набожность – отличительная черта купечества. Церковь была обязательной для посещения. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благо-творительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.

Кузнецовы же пожертвовали большую часть суммы при строительстве на рубеже XIX-XX веков каменного Свято-Троицкого храма, расположенного напротив Торгового дома.

В наши дни Кузнецовский Торговый ряд и Свято-Троицкий храм являются главным украшением села Юргинского.

Усадьба Кузнецовых объединяет два каменных здания конца XIX-начала XX века. Поставленные в центре села, напротив Троицкой церкви, они образуют целостный комплекс, формируя своеобразие облика исторической застройки.

Торговый дом – это двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание большой протяженности с многочисленными лавками в первом этаже и конторскими и жилыми помещениями во втором. Вытянутый вдоль улицы прямоугольный корпус имел со двора две симметричные угловые деревянные пристройки сеней с лестничными блоками.

Дом Кузнецовых занимает угловое положение на пересечении двух улиц (Ленина и Центральной). Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание первоначально имело компактный прямоугольный план. Позднее, во второй половине ХХ века, дом был увеличен с тыльной стороны новым капитальным пристроем.

Дом занимал особое место в жизни купечества. При этом для владельца он был не просто жилищем, но и символом богатства и даже мерилом общественного положения. До революции купеческие особняки и магазины определяли облик сибирского города, служили его украшением.

Купеческий дом часто был одновременно и жильем, и лавкой, и магазином, и конторой, а также складом товаров, заводом, банком. Неудивительно, что купеческие особняки были обычно основательными, просторными, как правило, двухэтажными, с большими окнами. Несмотря на размеры купеческих домов, большая их часть отдавалась под складские и торговые помещения, а купцы с семьями жили в довольно небольших по размеру жилых комнатах.

Купцы первых поколений, несмотря на богатое внутреннее убранство дома, продолжали сохранять крестьянский уклад, жили в скромных задних комнатах дома и много времени проводили на большой кухне.

Часто подвалы и полуподвалы использовали как кухни, мастерские, кладовые, в чуланах хранились сундуки с одеждой, съестные припасы, утварь. К дому примыкал двор с амбарами, сараями, конюшней, баней, погребами.

Фасады домов старались сделать более приметными, выделить их на фоне окружающих зданий. Для украшения кирпичных купеческих особняков широко применяли металлические ажурные элементы.

На въезде во двор Кузнецовых красовались ворота (до наших дней, увы, не сохранившиеся). Старожилы вспоминали: когда были маленькими, подсматривали сквозь щели в заборе, как играют купеческие дети на площадке. С крестьянскими они не общались – не положено.

В советское время новая власть старалась все изменить. Но Торговый ряд остался почти прежним. Здесь в разные годы располагались исполком, суд, партийная библиотека, интернат для учащихся из деревень района, райком партии, военкомат, краеведческий музей… Сейчас на втором этаже – Юргинская сельская администрация, прокуратура, Центр «Лидер». На первом, как и прежде, - различные магазины.

В начале прошлого века торговали с восьми утра и до позднего вечера. У продавцов было два перерыва, один – на обед, второй – на вечерний чай. Выходные – большая редкость. За год их набиралось дней пятнадцать, это были большие православные праздники. По воскресеньям в Юргинское съезжался народ из окрестных деревень. В такие, базарные, дни в центре села было не протолкнуться…

Постоянных продавцов было семь человек, а также один человек, готовящийся стать продавцом, он был на подноске и подвозке товаров со складов. Еще заведующий складами и кассир.

Приказчик, приходя утром на работу, не имел права выйти из здания до конца рабочего дня, даже в туалет. Бывшая горничная вспоминала, что ему ставили специальное ведро.

В конце XIX века в купеческих домах появляются специализированные комнаты: кабинеты, библиотеки и т.д.

Для отопления купеческих домов употреблялись русские печи, а иногда голландские с лежанками. Стены комнат белились известкой, иногда оклеивались обоями. Здания купцов Кузнецовых отапливались только на первом этаже: там были печки. Толстые стены хорошо сохраняли тепло. Кроме того, многочисленные дымоходы тоже в какой-то степени согревали дом, они проходили сквозь стены второго этажа. Кроме того, пространство в стенах заполнялось мездрой, остававшейся после выделки кож, что являлось своеобразным утеплением. Что интересно, торговый ряд построен таким образом, что солнце постоянно светит в окна.

Скрябина Людмила Макаровна, бывший главный архитектор района, вспоминала: «Дом купцов Кузнецовых построен в 1907 году, кладка здания колодчатая, пространство между внутренними и внешними стенами заполнено мездрой. В стенах проходят вентиляционные шахты и дымоходы, они имеют выход в башенках на крыше. На первом этаже здания находились магазины и пекарня. Подвал проходил под зданием, и товары завозили туда на телегах.

Первый этаж со вторым не был связан, даже кухня не находилась в доме, во дворе имелось специальное здание. Комнаты второго этажа разделены стенами в пол кирпича, потолок был украшен лепниной. Здание торгового ряда и здание, где сейчас находится почта, между собой были соединены каменной аркой, во двор можно было попасть через двустворчатые металлические ворота и калитку. На задней части двора находились конюшни. С правой стороны здания были также металлические ворота».

Купцы Кузнецовы – личности известные и в то же время загадочные. В народе о них ходит не одна легенда.

Когда-то в районе была деревня Перевозкина. Жили там в основном ямщики, потому такое название. Кузнецовы родом оттуда. Их родственники были коневодами: разводили племенных лошадей.

Когда братья уже крепко встали на ноги, побеспокоились о том, чтобы железная дорога прошла именно через Юргу. Договорились с губернатором. Но, когда братья находились в отъезде, омутинские купцы переубедили губернатора, и железную дорогу проложили в другом месте. Имел ли место такой факт в истории? К сожалению, доподлинно неизвестно…

Покрыта тайной и судьба самих купцов Кузнецовых. Известно, что они в спешке уехали из Юргинского, когда случилась революция. Оставили книги. Сохранилась только одна. Экслибрис сообщает: «Из книг Андрея Ивановича Кузнецова». Что это за книга? Каталог, в котором собраны различные новости, в том числе и рекламные объявления. Представлены в книге и новинки моды. Когда-то, возможно, каталог листала супруга одного из братьев Кузнецовых – и сделала пометку для швеи, заказывая очередной наряд: «Делать по этой картинке». Хоть и жили купцы в сибирском селе, одеваться старались не хуже столичных франтов.

Вообще, костюм купцов на протяжении долгого времени оставался народным: сюртуки-сибирки, картузы, сапоги… Также купцы, включая представителей богатейших фамилий, неизменно носили бороды. Говорят, что «многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству, и больше по количеству».

Несколько лет назад совершенно неожиданно в музее оказалась фотография одного из купцов Кузнецовых. Сдатчица, Ищенко Анна Егоровна, рассказала Светлане Леонидовне Люнгрин (директору музея), что ее мать работала прислугой в доме Кузнецовых. Во время революции купеческой семье пришлось уехать из района, или как они сказали, «отступать», с армией Колчака. Перед отъездом хозяин подарил ей на память свою фотографию и кое-какие предметы, но они не сохранились. Мы можем предположить, что на фото – Андрей Иванович Кузнецов.

Долгое время в народе ходила легенда о кладе купцов Кузнецовых.

Ольга Анатольевна Чередова, старожил Юргинского района вспоминает, что купцы Кузнецовы действительно оставили потомкам клад: «В 1970-м году приезжали эти самые потомки на машинах с номерами Омской области. Говорят, что они сдвинули памятник с могилы купца. В наши дни он так и стоит – не на своем месте. А на месте, где стоял памятник, в могиле было чистое место, будто вынули ящичек».

История семьи Ольги Анатольевны тесно связана с купцами. Прадед Архип Матвеевич Петров работал возничим у Кузнецовых. Прабабушка Наталья Симеоновна Пономарева была экономкой. После того, как ее муж погиб (его перемололо в мельнице), Кузнецовы поженили Наталью Симеоновну и Архипа Матвеевича.

По воспоминаниям О. А. Чередовой, здание, в котором до недавнего времени располагалась редакция, изначально было купеческими конюшнями для выездных лошадей. Бабушка Ольги Анатольевны говорила, что по углам это здание было украшено лепными конскими головами.

А вот Леонид Петрович Сорокин поделился сведениями, что в этом здании располагалась электростанция: «В здании нынешнего магазина «Для Вас» находилась электростанция, которая освещала здание торгового ряда. Для этого необходимо было дизельное топливо и дизельный генератор, но такие генераторы появились только в конце 20-х гг. Значит, у Кузнецовых был подобный агрегат. Долгое время в здании находилась бочка с отработанным маслом. Мы мальчишками часто брали это отработанное масло для смазки велосипедов. С помощью этой же электростанции потом освещали райком партии.

Конюшни были там, где сейчас находятся гаражи и кафе «Эдем». После смены хозяина всегда все примерно так же остается. Вот и после Кузнецовых при советской власти там оставались конюшни».

Местонахождение пряничного цеха, к сожалению, так и не установлено.

Бытует также легенда о наличии подземного туннеля, связывающего Свято-Троицких храм и Торговый ряд. В наши дни эта легенда находит реальное подтверждение… Но это тема для отдельного исследования.

В Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири встречается информация и о купцах Кузнецовых, только в книге они упоминаются как томские купцы, причем второй гильдии: «Кузнецов Василий Дмитриевич – томский купец 2 гильдии (1878), основал торговый дом «Кузнецов В. с братом и К.» в Юрге (Юргинское) Ялуторовский уезд, Тобольская губерния. В 1869 основаны предприятия по переработке муки, юфти, сала говяжьего. В 1902 году число рабочих на всех предприятиях составляло 40 чел., а стоимость продукции в 1902 – 100 тыс. рублей. В 1905 Василий Дмитриевич умер, его капитал был оценен в 117,5 тыс. рублей. Основной капитал т/д в 1914 году равнялся 350 тыс. рублей. В годы 1-ой мировой войны т/д получал заказы от интендантства».

В годы революции Кузнецовы уехали в сторону Томска и постарались затеряться среди обывателей, не привлекать к себе внимание и тем более не афишировать, что они принадлежат к купеческому сословию. Так или иначе сыновья Иллариона Кузнецова, проживавшие, видимо, в Юргинском, были расстреляны в 1937 году, как гласят записи в «Книге расстрелянных». Чтобы уцелеть, многие сменили фамилии…

Вклад купцов Кузнецовых в развитие экономики и культурной жизни нашего края неоценим. Уехав из села, они затерялись в нашем большом государстве, но оставили юргинцам вечную память о себе, построив на заре XX века два замечательных здания, уникальных в своем роде и утверждающих былое величие царской России.

 

Источники и литература

  1. П.П. Семенов Семенов-Тян-Шанский «Западная Сибирь», т. 16, стр. 358, 436.
  2. Ю.М. Гончаров «Купеческая семья второй половины XIX – начала ХХ вв.» М., 1998.
  3. Е.М. Козлова-Афанасьева, Архитектурное наследие Тюменской области. Научный каталог. Тюмень, издательство «Искусство», 2008.
  4. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х томах. Т. 2 (ж-к). Кн. 2/отв. Ред. Е.А. Зуева, В.А. Скублевский. – Новосибирск, 1995 г.
  5. Воспоминания главного бухгалтера А.И. Кунташева. Печатный текст. Копия.
  6. Воспоминания библиотекаря О.А. Чередовой. Рукопись.
  7. Воспоминания архитектора Л.М. Скрябиной. Рукопись.
  8. Воспоминания жителя села Л.П. Сорокина. Рукопись.
  9. Воспоминания директора музея С.Л. Люнгрин. Рукопись.

 

 Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 32 - 36.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»