Пахомчик С. А.,
к.и.н, доцент Тюменский
государственный университет
150-летний юбилей К. С. Колмакова (1872-1919) заставляет более внимательно вглядеться в эту личность с высоты прошедшего времени. Один из наиболее ярких представителей династии Колмаковых, сыгравших важную роль в истории Заводоуковска, Кириак Степанович был образованным для своего времени человеком.
Купцы Колмаковы по праву считаются одними из отцов-основателей Заводоуковска. Изучение наследия этих талантливых предпринимателей, сегодня интересуют жителей города и городского округа.
Вообще, семья Колмаковых поднялась из крестьянского сословия до самого высокого уровня предпринимательской и общественной деятельности не только Ялуторовского уезда, куда входила территория современного Заводоуковска, Тобольской губернии, но и всей Западной Сибири. Этому семейству благодарные потомки посвящают сегодня многие публицистические материалы, краеведы ведут свои исследования. Вклад купеческой семьи в развитие Заводоуковского края трудно переоценить.
Основу этому процветающему купеческому роду заложил шестаковский крестьянин Василий Корнилович Колмаков. В 1844 году он, скопив состояние на ростовщических операциях, купил земли, принадлежащие наследницам генерал-лейтенанта Семена Богданова. Но, видимо, это была его последняя сделка, так как в 1845 году он умер. Дело его продолжили супруга Вера Даниловна и старший сын Василий Васильевич. Именно они перешли из крестьянского в купеческое сословие и превратили Колмаковскую Заимку в процветающий поселок. Василий Васильевич прославился не только как «матерый старообрядец», но и как талантливый предприниматель, имевший собственные пароходы, создавший на Заимке салотопенное, мыло-варенное, маслодельное, пряничное производства. Но основой торговой империи Колмаковых была огромная паровая мельница. До сих пор спорят, сколько в ней было этажей: четыре, пять или шесть. Представьте себе пятиэтажку, построенную из огромных кондовых бревен. Паровая машина для этой мельницы была приобретена в Англии на фирме «Братья Бромслей». А еще на мельнице была собственная электростанция. Колмаковы опередили «советскую власть и электрификацию всей страны» почти на 70 лет.
Семья Колмаковых была многодетной. Чтобы не делить хозяйство, созданное Василием и Верой Колмаковыми, их сыновья даже создали «Товарищество братьев купцов Колмаковых». Четыре поколения этой семьи жили и работали на Колмаковской Заимке. Купцы Колмаковы вели обширную торговлю не только в городах и уездах Тобольской губернии, но по всей Сибири от Екатеринбурга до Кяхты. Видным представителем этой династии явился Кириак Степанович Колмаков, одном из последних владельцев Заимки и внук ее основателя. Это самый известный и популярный представитель своего рода. Если заводоуковец говорит о «купце Колмакове», то, скорее всего, он имеет в виду именно Кирьяка Степановича. Вот только купцом он никогда не был. Еще в детстве Кириак проявил большой интерес к наукам.
Выпускник Тюменского Александровского реального училища (1888), Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии (1894) как дипломированный агроном внес заметный вклад в развитие родного края. Он известен своим землякам как предприниматель, ученый агроном, председатель Ялуторовского отделения Московского сельскохозяйственного общества (МОСХ), редактор и издатель «Крестьянской газеты»[6,С. 36].
Не лишним также упомянуть, тот факт, что Ялуторовское отделение МОСХ, возглавляемое К. С. Колмаковым – земским агрономом Ялуторовского уезда не стояло в стороне от создания Ялуторовского опытного поля возле поселения Ольховка, основанном в 1890 году недалеко от села Новой Заимки в период 1913-1917 годов[5, С. 240]. Ялуторовское опытное поле продолжало функционировать в период 1920 -1933 годов вблизи Ново-Заимки под руководством И. Ю. Озолина.
Среди важных общественных деяний К. С. Колмакова следует назвать выпуск «Крестьянской газеты» в 1914году. Он был главным ее редактором.
От дел Товарищества братьев купцов Колмаковых Кирьяк не устранился, но при этом много сил и времени его занимали общественно полезные занятия: он был действительным членом Тобольского губернского музея, попечителем организованного учителем Германом Яковлевичем Назаровым в Заводоуковском сельском начальном училище школьного сельскохозяйственного музея, в 1903 - 1913 годы издавал в Ялуторовске научные труды местного отделения Московского общества сельского хозяйства и еженедельную «Крестьянскую газету», выпуск которой был запрещен из-за крайне либеральных взглядов Колмакова. А сам Кириак Степанович даже попал под надзор полиции. Тем не менее, пятнадцать лет его избирали членом Губернского статистического комитета и неоднократно –мировымсудьей по Ялуторовскому уезду. В 1907 году он был одним из кандидатов в депутаты Государственной Думы от Тобольской губернии.
Внес свой вклад К. С. Колмаков в постройку Тюмень-Омской железной дороги. Эта северная ветка Транссиба строилась в 1909–1913 годах, и очень быстро. Но этому предшествовала длительная оживленная дискуссия по поводу того, как должна проходить железнодорожная ветка. По одной из версий (документально не установлено), новая железная дорога должна была обойти не только маленькое село Заводоуковское, но даже уездный Ялуторовск. Такое положение не устроило многочисленное и состоятельное ялуторовское купечество, и оно создало инициативную группу по пересмотру проекта железной дороги. Возглавил эту группу Кириак Степанович Колмаков как самый грамотный представитель ялуторовского купечества. И ему удалось добиться своего. Земляки уверены, что тут не обошлось без взятки, даже цифру приводят – пять тысяч рублей золотом. Ну, даже если Кирияк Степанович и давал кому-то взятку, он об этом не рассказывал. А вот деньги ялуторовские купцы действительно собирали, причем сумму значительную – 55 000 рублей – на разработку нового маршрута железной дороги. Возможно это лишь красивая легенда, но, так или иначе, 9 мая 1910 года в Заводоуковск пришел первый рабочий поезд. А так как тогда всё строили с колес, можно считать эту дату днем рождения станции Заводоуковской. В ноябре 1913 года Тюмень-Омская железная дорога была принята в официальную эксплуатацию и почти три десятилетия на карте нашей страны было два Заводоуковска: село (ныне Село Завод) и станция (центр города) [4].
При обсуждении вопроса о строительстве железной дороги Тюмень–Омск в поддержку тюменцев и их проекта выступали городские думы многих сибирских городов и центров, многие общества. Яркий тому пример - позиция Ялуторовского отдела Императорского Московского Общества сельского хозяйства под председательством К. С. Колмакова. В 1903 году в Обществе был заслушан доклад Н. И. Бенедиктова о прокладке рельсового пути в ряде районов Тобольской губернии, в том числе Ялуторовского уезда. Позднее представлен был проект железнодорожной линии Тюмень-Омск, с приложением докладной записки за подписью К. С. Колмакова [7, С. 3; 9].Осенью 1908 года изыскания в районе предполагаемых железнодорожных линий Екатеринбург-Курган и Тюмень-Омск были проведены экспедицией инженера Глезера (МПС. Управление по сооружению железных дорог). Итоги изысканий были к марту 1909 года обобщены, с ними можно познакомиться благодаря изданию «Материалы по статистико-экономическому описа-нию районов проектируемых линий», составленному известным статистиком, участником многих экспедиций и исследований, проведённых в России и в Сибири, Львом Карловичем Чермаком. В период проведения изысканий анализировались документы волостных правлений, обследовались отдельные хозяйства, применялись опросные листы для торгово-промышленных заведений и другие методы изучения. «Всего в результате почти 2-месячной работы был собран материал по 177 волостям 11 уездов трёх губерний, обнимающий 2116 селений и 198 561 хозяйств…» [8,1 разв. л., С. 7]. Были изучены природные условия районов проектируемых линий, территория и население, потребление зернового хлеба и других продуктов, торгово-промышленная деятельность, исследована отрасль маслоделия, урожайность районов, обследованы крестьянские хозяйства. Приложением к материалам даны «Таблицы по селениям Пермской, Тобольской и Оренбургской губерний, вошедших в районы обследованных вариантов», аналогичные таблицы по волостям и сводные по уездам. Выкладки, таблички, сообщения о состоянии Ялуторовского уезда, куда входила Заводоуковская волость, встречаются на каждой странице этого издания, а вот сведения о самой волости редки: «Что касается крупных предприятий фабрично-заводского характера, то их очень немного и почти все они сосредоточены в Ялуторовском уезде… В Заводоуковской волости крупное дело братьев Колмаковых, имеющих крупчатку, перемалывающую до 800.000 п. зерна, пряничный завод, производящий до 30.000 пудов пряников, салотопенный и мыловаренный заводы. Там же винокуренный завод Поклевского-Козелл, перерабатывающий 200-240 тысяч пудов зерна в год».[8, 1 разв. л. С. 72-75, Обобщающая таблица сведений по Заводоуковской волости].
Когда после окончания Тюменского Александровского реального училища Кириак поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию (ныне Российский государственный аграрный университет - Тимирязевская академия). В Москве он познакомился с 19-летней гимназисткой Антониной Васильевной Ивановой, уроженкой села Китайского Камышловского уезда Пермской губернии Она была православного вероисповедания, и Кириак Степанович, чтобы жениться на ней, был вынужден оставить древнеправославие, то есть «стариковскую» веру, чем очень расстроил патриарха рода Василия Васильевича. Но брак Кириака и Антонины, заключённый в Москве 10 января 1893 года, был очень удачным. Антонина Васильевна стала любимой супругой, верной подругой Кириака Степановича и соратницей во всех его многочисленных начинаниях. Моло-дожены обвенчались в Москве, здесь у них родился их старший сын Григорий.
По окончании академии молодая семья переехала на Заимку, и Кириаяк Степанович поступил на службу - стал ялуторовским уезд-ным агрономом. Так что во всех официальных бумагах он числился чиновником из «купеческих детей», хотя сам торговлей никогда не занимался. У него были другие интересы. Главной целью своей жизни он считал улучшение жизни крестьян путем внедрения передовых агротехнологий своего времени. Имея высшее агрономическое образование, Кириак Степанович отдавал себе отчет, что наш край относится к району рискованного земледелия. Поэтому большое внимание он уделял метеонаблюдениям и даже создал на Заимке собственную метеостанцию. Также он считал необходимым внедрение в крестьянскую хозяйственную практику подсобных промыслов: маслоделия, пчеловодства. Кириак Степанович был первым, кто использовал в наших краях рамочный улей. Но, конечно, главной его заботой, и профессиональной, и личной, было всемерное развитие растениеводства. По воспоминаниям старожилов, Кириак Степанович завел на Колмаковской Заимке опытные грядки и даже бесплатно раздавал крестьянкам посевной материал с одним условием: посадить одну грядку из его семян, а другую – из своих и сказать ему, насколько был больше урожай из сортовых семян.
Огромное впечатление на Джорджа Кеннона (1845-1924) – американского журналиста и путешественника, писателя и автора книг и многочисленных статей о Сибири, посетившего по заказу Русско-американской телеграфной компании наш край в 1865году с целью исследования возможного маршрута для прокладки телеграфа из США в Россию через Аляску, Берингов пролив, Чукотку в Сибирь, произвел парк и сад купцов Колмаковых. Особенно поразил американца зимний сад – «хрустальный дворец», помещение 15 х 18 метров, где зимой постоянно топились печи и росли тропические растения: пальмы, бананы, вербены. А его спутник фотограф Джордж Фрёст признавал, что если бы ему кто-нибудь в Америке сказал, что он будет в Сибири сидеть под пальмой, он ни за что бы не поверил… Главным же достижением агронома Колмакова мы можем любоваться и по сей день. Это памятник природы регионального значения, жемчужина Земли Заводоуковской – Колмаковский парк. Заложил его на базе естественного соснового массива садовник Христофор Иванович Фрейберг - прибалтийский немец, сосланный в Сибирь. Здесь ценного специалиста приметил Василий Васильевич Колмаков, выписал его на Заимку, помог обвенчаться с местной девушкой, что для лютеранина было не так-то легко. Именно под влиянием Христофора Ивановича молодой Кириак Колмаков в последствии определился с выбором своего жизненного пути. Про Колмаковский парк ходит множество легенд, большая часть которых не имеет под собой никаких оснований. Но именно из-за него Заводоуковск обрел, если можно так сказать, международную известность. Д Кеннонуеще в Санкт-Петербурге посоветовали посетить имение Василия Колмакова. Этот визит произвел на Кеннона неизгладимое впечатление. В своей книге «Сибирь и ссылка» он посвятил целый подвал описанию дома Василия Васильевича, обеда, которым его угощали, признавался, что был «немало поражен, найдя в такой глуши столько удобства и роскоши».
Как выше отмечалось, что семейная жизнь К. С. Колмакова сложилась очень удачно. У Кириака и Антонины было два сына: Григорий, родившийся ещё в Москве в 1894 году и Анатолий, 1896 года рождения. Анатолий Кириакович готовился пойти по стопам своего отца. «На семейном совете постановили, что учиться он будет не в Москве, где назревал государственный переворот, а в Харькове. Но и там значительная часть студенчества принимала участие в революционной деятельности… В начале 1916 года Ялуторовскому уездному исправнику пришёл запрос… Переписку затеял начальник Харьковского губернского жандармского управления в порядке положения о государственной охране студента Ново-Александровского института сельского хозяйства и лесоводства Анатолия Кириаковича Колмакова…». Сын тоже, можно сказать, продолжил семейные традиции...
В годы советской власти в марте 1920года на базе имений Колмаковых и Жернаковых в селе Заводоуковском был создан первый объединенный совхоз [5, С.241].
Последние документальные сведения о К. С. Колмакове относятся к марту 1919года когда он запрашивал из Омска по телеграфу у правительственного агронома Бархатова разрешения о зачислении его в Сибирское Министерство земледелия и колонизации. Из сведений современников следует, что Кириак Степанович Колмаков умер в Омске. Достоверных сведений о точной дате его смерти и обстоятельствах как это произошло и его семье: жене и сыновьях у автора статьи пока нет. Но из приведенного текста следует, что он прожил достойную жизнь и его вклад в дело развития и процветания Заводоуковской земли бесспорен.
Источники и литература
- Герасимов А. Как сибирский крестьянин основал одну из самых прогрессивных династий Западной Сибири. - URL: https://nashural.ru/article/istoriya-urala/kak-sibirskij-krestyanin-osnoval-odnu-iz-samyh-progressivnyh-dinastij-zapadnoj-sibiri/. (Дата обращения: 30.12.2022).
- ГУТО ГА в г. Тобольске, Ф. И154. Оп. 20. Д. 1621.
- ГУТО ГА в г. Тобольске, Ф. И156. Оп. 15. Д. 1116.
- Ермачкова Е.П. Летопись земли Заводоуковской. Заводоуковск, 2006. С. 210
- Иваненко А.С. Тюменское поле: история и современность (история тюменского земледелия). - Тюмень: ГАУСЗ, 2013.
- Истории через три века: люди и судьбы Тюмень:2019
- Колмаков К.С. Докладная записка Ялуторовского Отдела Московского общества сельского хозяйства. К проекту ж. д. линии Тюмень-Омск. (Вариант Тюмень - Богандинское - Ялуторовск - с. Усть -Ламенское)– Ялуторовск, 190... - 3 с.
- Материалы по статистико-экономическому описанию районов проектируемых линий. Приложение к отчёту о дополнительных изысканиях железнодорожных линий Екатеринбург-Курган и Тюмень-Омск, произведённых осенью 1908 г. экспедицией Глезера//сост. Л.К. Чермак. - СПб: Т-во Р.Голике, А. Вильборг, 1909. – X, [1], 127, 159, 21 с.
- Проект железнодорожной линии Тюмень-Омск. Вариант с. Богандинское - г. Ялуторовск - с. Усть-Ламенское). Расценочная и техническая ведомость железной дороги. – СПб: Тип. Училища глухонемых, 190… - 11 с.
- Севостьянов А.А. Какие прекрасные лица//Краеведческая конференция «Наше наследие – 2015»: Материалы докладов ира сообщений. - Ишим, 2016.- СС. 110 – 116.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- СС. 10 - 13.