Алексей Михайлович Бородулин ушёл в армию 17-летним пареньком в декабре 1944-го. А через полгода в стране прогремел победный салют. Но ветеран говорит, что войны и на его век хватило: он воевал с японцами на Дальнем Востоке, участвовал в Маньчжурской наступательной операции.
Рассказ о том, как Алексей Бородулин служил в 1945 году на сторожевом катере, как освобождал близ озера Ханка города Диань и Меныцань, любят слушать его правнуки. У ветерана их пятеро. Все – школьники. Милена и Тимоша живут в Заводоуковске, а Егор, Артём и Миша – в Омске. В весенние каникулы правнуки приедут в гости. Алексей Михайлович говорит, что не даст мальчишкам в гаджетах сидеть – будет учить их вязать... рыболовные сети. Уверен: в жизни и это может пригодиться!
– Нехитрому ремеслу я научился у своего деда Василия Ефремовича, – Алексей Михайлович показывает мне деревянный челнок-иглу – инструмент, с помощью которого нитки и превращаются в сеть. – Жили мы тогда в Бердюжском районе, крае озёрном, где рыба была основным источником питания. Каждый день после школы я должен был связать метровый кусок сети. А ещё на правах старшего сына – помочь родителям по хозяйству. К 14 годам, а именно столько мне было лет, когда началась война, я уже умел многое, даже трактор освоил. Выезжал в поля наравне со взрослыми. Уборочная, посевная, покос, заготовка дров – всё это легло на плечи женщин, стариков да подростков. Мужчины, в том числе и мой отец Михаил Васильевич, ушли на фронт в июне 1941-го.
Конечно, немного повзрослев, наш герой тоже рвался на передовую бить врага. В армию Алексея Бородулина забрали раньше времени: фронт требовал пополнения, и с 1942 года на службу призывали с 17 лет. Алексей Михайлович попал на Дальний Восток. Прошёл общевойсковую подготовку, а затем был направлен во Владивосток в морскую пограничную школу старшинского состава.
– Сидим мы с друзьями-товарищами на занятиях, и вдруг заходит командир и строго спрашивает: «Бородулин! Есть такой?» Отвечаю: «Есть!» «Выходи! К тебе отец приехал!», – вспоминает фронтовик. – Какая это была нечаянная радость! Я не видел отца долгих четыре года! Оказывается, он служил рядом, в Комсомольске-на-Амуре, охранял военные самолёты. От знакомых узнал, что я во Владивостоке, и нашёл время меня навестить. По этому случаю мне дали отпуск на три дня, и мы с отцом провели их вместе. А потом началась война с Японией...
Алексея Михайловича направили в погранотряд в село Платоно-Александровка, что близ озера Ханка. Мой собеседник воевал в 29-м отдельном дивизионе сторожевых катеров. Моряки высаживали десанты на вражеском берегу. Японцы сопротивлялись недолго, но ожесточённо. Наши бойцы поставленную задачу выполнили – пограничные кордоны врага были уничтожены, и советские войска двинулись в глубь Китая. Матросы подвозили подкрепление и боеприпасы для наступающих частей Красной армии.
В конце 1945-го Алексея Бородулина снова перебросили во Владивосток, в морпорт.
– В августе 1948 года, мне дали отпуск, – продолжает ветеран-пограничник. – Родители в ту пору уже перебрались в Заводоуковск, и я отправился к ним. И вот ведь судьба: в отпуске познакомился с подругой сестры Валентиной, с которой по сей день вместе! Она дождалась меня из армии. А ведь демобилизовался я только через три года.
Поженились Бородулины в феврале 1952-го. Несмотря на то, что жили небогато, сыграли свадьбу. Было у невесты и белое платье, которое сегодня бережно хранит внучка Алексея Михайловича и Валентины Петровны Татьяна. На вопрос, как сберечь семейное счастье, супруги шутливо отвечают:
– Работать нужно много, тогда и времени ругаться не будет!
Машиностроительному заводу всю свою жизнь отдал и Алексей Михайлович. Работал по «горячей» сетке – сначала кузнецом, затем мастером кузнечного цеха, потом перешёл на литейный участок. Четверть века фронтовик занимался общественной работой: был заместителем председателя совета ветеранов машзавода, чуть позже его руководителем. Алексей Бородулин дважды избирался депутатом городского совета. Это при его участии в городе у второй городской школы установили обелиск погибшим воинам, были собраны материалы об участниках войны и тружениках тыла, работавших на машзаводе. Несмотря на возраст, до пандемии Алексей Михайлович часто встречался со студентами и школьниками, давал напутствие призывникам. В прошлом году 9 Мая он принимал парад у своего дома.
– Ничего-ничего, мы ещё повоюем! – улыбается ветеран. – Март на исходе, а там и до Дня Победы недалеко. Встретить бы святой праздник в здравии...
"Заводоуковские вести" № 26 от 30.03.2021.