Севостьянов А.А.,
научный сотрудник»,
Воеводина Т.С.,
экскурсовод
МАУК ЗГО «ЗКМ»
Заводоуковские музейщики в г. Балаково.
18 ноября 2019 г. Заводоуковскому краеведческому музею исполнилось 30 лет. В 1989 г. Исполком Районного Совета принял решение №203 об организации районного краеведческого музея. Инициаторами его создания стали члены Совета ветеранов: Аркадий Дмитриевич Иконников, известный заводоуковский краевед Сергей Петрович Захаров и председатель отдела культуры Любовь Васильевна Петрова. Для такого «исторического» учреждения, как музей, 30 лет – это совсем немного. Но за прошедшее время учреждение уже накопило опыт музейных практик, в том числе и в сфере проектной деятельности. Проекты Заводоуковского музея, например, «Живые голоса ветеранов Великой Отечественной войны», «Тайны Ингальской долины», становились дипломантами и финалистами различных конкурсов, а проект «Наше наследие» в 2016 г. выиграл грант Общественной палаты Тюменской области. Благодаря этому мы смогли создать сайт конференции «Наше наследие», на котором в электронном варианте выложены материалы докладов и сообщений с 2008 г.
Награждение победителей в номинации "Лучшая идея туристического события".
Однако, третье место, занятое музейщиками на региональном финале Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» с проектом историко-гастрономического фестиваля «Gingerbread», стало для нас полной неожиданностью. В разработке этого проекта мы принимали непосредственное участие, ведь цель его как никогда близка к краеведению – возрождение легендарного пряничного производства купцов Колмаковых.
Купеческая династия Колмаковых по праву считается отцами-основателями нашего города. Трудно переоценить тот вклад, который они внесли в становление и развитие Заводоуковска. Они вели торговлю от Урала до Кяхты, но сердцем их «империи» была Колмаковская Заимка (район нынешнего Свято-Георгиевского храма). Там находились мукомольное, салотопенное, пряничное, крахмально-паточное производства. Продукция сбывалась не только в Сибири, но шла в Москву и Петербург. А колмаковские пряники, по легенде, подавались даже к царскому столу. Для того, чтобы печь вкусные пряники, у них было всё: прекрасная мука, паровая машина с генератором, светлая патока и фабричное производство. Ассортимент их пряников был очень широк: глазированные, лимонные, медовые, воздушные, сиропные, сахарные, царские. В длинном здании «пряничного заведения» располагались три цеха: конфетный, пряничный, крендельный.
Таким видел пряничное производство на Заимке Колмаковых при её посещении губернский агроном Н.Л. Скалозубов: «Патока из картофельной муки варится специально для пряничного заведения. Пряников выпекают в день до 150 пудов и этим не успевают удовлетворить спрос на них. Сканный лист теста прокатывают на особой матрице, где вырезан какой-то псалом; затем лист разрезается на плитки, которые сажаются в печь; таким образом, на каждой плитке, на каждом прянике остаётся из псалма по нескольку букв; эти особенно большой спрос находят …». Но если среди сибирских старожилов (староверов) лучше расходились изделия с оттисками священных псалмов, то в другие губернии также хорошо продавались маленькие круглые (овальные) пряники. Чем они украшались, неизвестно. Заводоуковский музей вышел с предложением использовать оттиски имеющихся в фондах музея печатей Товарищества братьев купцов Колмаковых. В нашем распоряжении два варианта печати: малая, с изображением тройки, и большая с торговым знаком Товарищества.
Дизайн-проект пряника был изготовлен специалистами кондитерской «Конфитюр». Так как презентация сладкого символа округа была запланирована на празднование 75-летия Тюменской области, были изготовлены пряники не только с колмаковской печатью, но и с гербом региона, округа, видами и достопримечательностями Заводоуковска: памятником сельскому труженику, мемориала землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, детской школы искусств и т. п.
Презентация пряника надолго запомнится нашим землякам. На центральной площади города известный купец Василий Васильевич Колмаков, его невестка Антонина и их тобольский гость губернский агроном Николай Лукич Скалозубов в исполнении заводоуковских музейщиков рассказали собравшимся об истории пряничного дела на Руси и кондитерском производстве Колмаковых. А потом горожане смогли получить колмаковский пряник, приняв участие в конкурсах и викторинах, проводимых работниками культуры. Но на этом работа над возрождением популярности пряника не закончилась. Она переместилась из музейных стен в комитет по культуре. Его специалисты (Е.В. Морарь) сочли лучшим средством для этого историко-гастрономический фестиваль как событие, позволяющее повысить туристическую привлекательность малого города Заводоуковска и округа в целом. Так комитет по культуре разработал проект с интригующим названием «Gingerbread» (или, по-русски «Имбирный пряник»).
Главной задачей проекта является, конечно, не продажа пряников и иных кондитерских изделий, которые, скорее, выступают как символ, а активизация туристской деятельности на территории Заводоуковского городского округа. Имеется в виду организация путешествий в целом, а не только продажа того или иного турпродукта. Огромное значение для привлечения в наш край отдыхающих имеет грамотная организация их досуга, включающая не только лечение и отдых, но и целый комплекс аттрактивных и познавательных мероприятий, экскурсий. А пряник должен стать главной сувенирной продукцией. Разработанный местными кондитерами дизайн-проект, конечно, является на 100% современным и учитывает эстетические потребности потребителя нашего времени. Могут быть изготовлены пряники не только с колмаковской печатью и с видами, достопримечательностями Заводоуковска. Возможно изготовление специального дизайна пряников к знаменательным событиям года (юбилею города и т.д.) и просто по желанию заказчиков.
Целевая аудитория проекта: жители Заводоуковского городского округа, Упоровского, Ялуторовского, Исетского, Ярковского, Омутинского и других районов Тюменской области, а также гости округа - организованные туристические группы, самостоятельные туристы, отдыхающие в санатории «Ингала» и дети, отдыхающие в оздоровительном лагере им. Ю.А. Гагарина. В Заводоуковске уже есть условия для приёма значительного (по меркам округа) числа туристов. Город находится недалеко от областного центра, на трассе федерального значения «Тюмень-Омск» Р402, она проходит через северо-западную часть города. На личном автомобиле можно добраться примерно за 1 ч. 10 мин. Но добраться до города можно не только автомобилем и автобусом, но и по железной дороге. Туристу есть, где остановиться, к его услугам гостиницы, санаторно-оздоровительные учреждения, базы отдыха, заведения общественного питания различной ценовой категории. Гостиницы представлены на сайтах bronevik.com, www.tripadvisor.ru, www.komandirovka.ru и др.
Программа фестиваля может включать разнообразные мероприятия и активности: торжки (торговля пряниками, сладостями, мёдом, пастилой), выставки и театральные постановки, шествия, карнавалы, мастер-классы по выпечке и росписи пряников для всех желающих, выездная работа кофеен и кафе, творческая площадка (певцы, музыканты, оригинальный жанр и проч.), установка рекорда «количество съеденных пряников за два дня фестиваля», состязания любителей на самый необычный пряник, угощения за самоваром, пешие и автобусные экскурсии по Заводоуковску и многое другое. Кстати, в городе Заводоуковске очень много парков, и участники праздника могут располагаться прямо на траве.
После театрализованной презентации проекта Колмаковский пряник.
Этот проект был направлен на конкурс, прошёл отбор в финал регионального этапа «Russian Event Awards», а 5 октября сотрудники музея защищали его в г. Балаково Саратовской области. Театрализованная презентация проекта, подготовленная музеем, произвела большое впечатление на членов жюри. Леонид Николаевич Басов выступал в роли тороватого купца Василия Васильевича Колмакова, а Ирина Юрьевна Тельминова – в роли супруги его племянника Кирьяка Степановича Антонины. В споре ревнителя старины и сторонницы прогресса рождается идея пряничного фестиваля. Эксперты «Russian Event Awards» отметили, что гастрономический фестиваль – это очень распространённая форма и практически беспроигрышный вариант туристического проекта, однако нужно время для развития и привлечения широких слоёв населения. Для того, чтобы на начальном этапе не остаться без аудитории, можно провести фестиваль в рамках уже привычного, знакомого общественности. Например, таким собирающим аудиторию событием могла бы стать традиционная краеведческая конференция «Наше наследие». Один день был бы посвящён чтению докладов, а в другой состоялся бы «пряничный» праздник.
Несколько смутило экспертов заявленное в описании проекта «Gingerbread» утверждение, что специально для гостей фестиваля возможны скидки на проживание в гостиницах города. Выгодно ли это будет владельцам? Вполне возможно, что да, ведь малый город есть малый город, фестиваль как новый повод для массового заезда обеспечит гостиницам дополнительную прибыль.
Также эксперты посоветовали сменить название фестиваля на русскоязычное, ведь, по их словам, если человек не сможет с первого раза выговорить название мероприятия, то он на него не придёт. Но самим Колмаковым «Gingerbread» понравился бы больше. Они как предприниматели были сторонниками открытости и прогресса, а слово «gingerbread» они могли услышать от своего гостя из далёкой Америки. Журналист Джордж Кеннан, обследовавший тюрьмы и ссыльные места Западной и Восточной Сибири, 21 июня 1885 года гостил в имении Колмаковых. В своей книге «Сибирь и ссылка» он оставил описание своего посещения: «Отъехав с сотню верст от Тюмени, как раз за деревней Заводоуковской, мы под вечер сделали привал на два часа в имении богатого заводчика Колмакова, к которому у меня было рекомендательное письмо. Я очень удивился, найдя в этом глухом уголке столько удобств, вкуса, роскоши». Прогулявшись по Заимке, Колмаковскому парку и знаменитому зимнему саду, полному тропических растений, Джордж Кеннан был приглашён на ужин. Наверняка Колмаковы угощали заморского гостя выпечкой своего производства, среди которой был и «gingerbread».
Впрочем, хотя правильно назвать событие очень важно с точки зрения маркетинга, для заводоуковских музейщиков оказался более важным факт, что у нашего города есть потенциал для развития событийного туризма. И это не смотря на то, что Заводоуковск - город очень молодой и небольшой, в нём нет таких достопримечательностей, как, к примеру, Тобольский кремль. В настоящее время гостей в округ привлекают красоты природы да целебные минеральные воды, а в регионе он известен, прежде всего, достижениями сельского хозяйства. Развитие событийного туризма будет способствовать становлению нового имиджа Заводоуковска как современного, благоустроенного культурного центра, притягательного объекта для активного отдыха и оздоровления, увеличению доходности отрасли культуры и социально-экономическому развитию округа.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 91- 94.