За оборону Сталинграда участник Великой Отечественной войны житель села Новолыбаево Алексей Бердюгин был награждён медалью.
Весной 1945 года Алексей Бердюгин штурмовал Берлин. Можно сказать, он прошёл всю Великую Отечественную войну – воевал с лета 1942-го. И это были героические страницы его биографии. В мирное время фронтовик всего себя отдавал любимому делу – педагогике.
Алексей Нестерович 44 года проработал в Лыбаевской школе. Был физруком, учителем начальных классов и изобразительного искусства, вёл начальную военную подготовку. Сегодня Алексея Бердюгина уже нет с нами. Он умер в 2016 году. Его ученики давно на пенсии. Но память об участнике Великой Отечественной войны и ветеране педагогического труда жива.
Учитель-фронтовик
– Алексей Нестерович был моим первым учителем. Необычно: мужчина у классной доски, – рассказывает жительница села Новолыбаево ветеран педтруда и отличник народного просвещения Лидия Шнайдер. – Мы, первоклашки, души в своём учителе не чаяли. Но выговорить его имя-отчество удавалось не всем, и Алексей Нестерович настоял, чтобы мы называли его Алексеем Васильевичем. Он часто шутил на уроках, занимался с нами и на переменах. Наш преподаватель легко совмещал семью и школу, а ведь у него самого было пятеро детей…
Лидия Георгиевна тоже стала педагогом. Вернулась в родную школу и ещё какое-то время работала вместе со своим учителем.
Сегодняшнее поколение педагогов и учеников увековечили память о славном односельчанине: в декабре 2020 года на Новолыбаевской школе появилась мемориальная доска в честь Алексея Бердюгина.
«Тот бой я не забуду никогда!»
В 2011-м мы встречались с Алексеем Нестеровичем. Было это в преддверии Дня танкиста, коим он являлся по военно-учётной специальности. Фронтовику было уже под 90, но на здоровье он не жаловался. Шутил, что у сибиряка оно крепкое, как броня у танка.
Алексей Бердюгин рассказывал, что уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, его, уроженца уже несуществующей деревни Широкоплечиково, направили в Ульяновское дважды Краснознамённое военное училище имени В. И. Ленина. Через год, в июне 1942 года, техник-лейтенант Бердюгин, старший механик-водитель тяжёлого танка КВ, отбыл на Сталинградский фронт.
– В училище нам говорили, что машины врага уступают нашим во всём, что у немцев нет таких пушек, чтобы подбить советские стальные гиганты. Но уже в первом бою я понял, что это не совсем так, – признавался Алексей Нестерович. – С обстановкой нас не ознакомили, задач толком не поставили. Я даже своих товарищей по экипажу не знал. Ну и подожгли нас! Командир с помощником быстро выпрыгнули из башни и почти перекрыли пушкой верхний люк, оставив лишь узкую щель. Кинулись мы со стрелком-радистом в нижний люк, а там уже горящее топливо льётся. Что остаётся? Прощаться с жизнью. Самое интересное, страха не было. Гляжу я на портрет начальника нашего Ульяновского училища Владимира Кашубы – уважал я его очень – и говорю: «Всё, до свидания, товарищ генерал!» А потом смотрю – стрелка-радиста нет, как-то протиснулся он в щель люка. А стало припекать – и я туда проскользнул: погибать в столь юном возрасте уж очень не хотелось!
Дошёл до Берлина
В том бою у танкиста обгорело лицо. В госпитале сделали несколько перевязок и снова на фронт. В составе восьмого отдельного гвардейского полка Алексей Бердюгин прослужил до конца Сталинградской битвы. Последний бой на волжских берегах он принял 3 февраля 1943 года.
Потом Алексея Нестеровича назначили помощником командира роты по технической части. Он освобождал Польшу. Дошёл до самой Германии.
– Победу я встретил у рейхстага. Ох и расписали его наши солдаты! Но я оставить свой автограф постеснялся, – рассказывал ветеран.
В Германии Алексей Нестерович служил до февраля 1947 года. А потом вернулся на Родину к своей самой мирной профессии.
"Заводоуковские вести" № 9 от 1.02.2025.