При слове «геолог» у большинства из нас всплывает образ бородатого мужика с рюкзаком за плечами, который ходит по тайге с молотком, живёт в палатке и поёт песни под гитару у костра. Но геология не лишена женского лица. И Мария Зингер из села Горюново тому подтверждение.
Двадцать лет отдала Мария Васильевна любимому делу. Глядя на эту хрупкую женщину и не скажешь, что она не один сезон провела в экспедициях в бескрайних казахстанских степях. Мария Зингер признаётся, что у неё дрожит голос и щемит сердце, когда она начинает вспоминать о работе. А это лишний раз доказывает, что избранная в юности стезя оказалась верной. Хотя, по словам моей героини, быть геологом она не собиралась. После школы уроженка Горьковской области хотела выучиться на продавца. Но, как шутит Мария Васильевна, меркантильность взяла верх: в геологоразведочном техникуме, что располагался в городе Старый Оскол, стипендия была намного больше. Так в 1967 году Мария Зингер, выдержав нешуточный конкурс, поступила на геолога.
– Девчонок на нашем курсе оказалось неожиданно много – профессия геолога в середине прошлого века была очень популярной, – рассказывает моя собеседница. – Парням мы не уступали – наравне с ними ездили в экспедиции, изучали недра Земли. После техникума я прошла в Москве курсы повышения квалификации, получила специальность инженера-геофизика и была направлена в геологоразведочную партию № 1 в Казахстан.
Первые девять лет Мария Зингер работала близ посёлка Красногорский Акмолинской области, где были обнаружены залежи урановой руды. Молодёжь сюда ехала работать со всего Советского Союза. Мария Васильевна вместе с коллегами занималась сейсмо- и магниторазведкой, а также каротажем – геофизическим исследованием скважин. После эту же работу Мария Зингер выполняла и в Степногорске, куда перебросили её геологоразведочную партию.
– Специальное оборудование и аппараты для исследования пластов и электромагнитных колебаний Земли находились в закреплённой за нами машине «Урал». На ней можно было проехать куда угодно, – говорит Мария Васильевна. – Нам оставалось только записать показания и быстро составить графики. Так что основными рабочими инструментами геофизиков в то время были ручка, карандаш, линейка и бумага-миллиметровка. Сейчас в век компьютеров многое стало иначе. Но это только с технической точки зрения. Палатки, комары, ветер, дождь, снег – всё осталось прежним.
Сегодня Мария Зингер уже на заслуженном отдыхе. С геологией рассталась в начале 1990-х, когда тяжело заболела и получила инвалидность. В эти же годы Марии Васильевне и её семье пришлось проститься со ставшим уже родным Казахстаном. Наша героиня вместе с мужем и двумя дочерьми сначала обосновалась в Ялуторовске, где жили её родственники, а чуть позже купила домик в Заводоуковском городском округе, в селе Горюново.
– Когда здоровье позволило, я устроилась в общество инвалидов. Но до сих пор скучаю по прежней работе. Пусть в экспедициях было трудно, где-то голодно и холодно, но это было моё! Недаром говорят, что геология – это не профессия, а образ жизни.
"Заводоуковские вести" № 28 от 4.04.2023