О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Два десятка лет назад покинул наш земляк десантный строй, но небо до сих  пор  не отпускает его. На смартфоне падунца мелодия звонка – популярная у голубых беретов песня «Синева».

 

Символично, что первый раз прыгнуть с парашютом Павлу довелось накануне дня ВДВ – 1 августа 2002 года. Едва только новобранцы из далёкой Сибири перешагнули порог части, как их взяли в оборот. Учить военному делу начали с первого дня. А уже через неделю повезли на аэродром.

– Из самолёта я последний прыгал, – вспоминает Павел Викторович. – Товарищи уже все шагнули за борт, ну и я за ними.

Небесная синева оглушила. Новоявленный десантник, заглядевшись на такую красоту, даже кольцо от парашюта потерял. Приземлился очень ото всех и пришлось потом долго тащить тяжёлый купол. Больше таких ошибок Павел не допускал.

Готовили десантников 137 гвардейского полка серьёзно и основательно. За плечами у младшего сержанта Чиркова 13 прыжков, бесконечные стрельбы, кроссы и марш-броски... Но всё равно эти годы наш земляк вспоминает с удовольствием: в части был порядок, все занимались делом, офицеры держали дисциплину. Хоть это порой было нелегко. Большой город за забором части – а полк стоял в Рязани – манил в самоволку.

– Частенько брали у связистов телефоны и уходили в город вроде как порыв на линии исправлять, – улыбается Павел Викторович. – Удивительно, но когда пришло время отправляться в Чечню, меня перевели в роту связи – я же до армии в Ялуторовске профильное училище закончил. Когда перед отправкой на войну, спросили, есть ли желающие остаться – ни один из строя не вышел.

Мятежная республика в ноябре 2003 года встретила десантников непролазной «пластилиновой» грязью – а в Рязани в это время уже снег лежал.

– Мы меняли братишек из 51 полка, – рассказывает Павел Викторович. – Там я встретил ребят, с которыми призывался из Тюмени, в том числе и земляка-заводоуковца Евгения Рудя. Парни быстро объяснили, как себя вести нужно, а как не нужно. Нам и командиры, пока мы ехали в Чечню, говорили, что геройствовать по-глупому не надо – главная наша задача вернуться домой живыми и здоровыми.

То, что попал на войну, Павел понял этой же ночью, когда неожиданно «заговорили», открыли огонь по врагу стоящие рядом наши самоходки. Первое время он даже спал «в обнимку» с автоматом.

Задача десантников состояла в охране и обороне села Хаттуни, рядом с которым располагалась их база. Но и на боевых выездах приходилось бывать частенько – в первый раз уже через неделю после прибытия в Чечню.

– Боевики нас тут же обстреляли, видимо, хотели «прощупать», попугать новичков, – вспоминает Павел Викторович. – Но не на тех напали. Мы, как учили, уже через пару секунд заняли огневые и приготовились отбивать атаку врага.

Не раз и не два выезжал потом гвардии младший сержант Чирков на дороги мятежной республики – автомат в руках, рация за спиной. Десантники попадали порой в переделки, но обходилось без потерь. Единственного убитого чеченский снайпер сразил прямо в расположении полка, на плацу, на построении. Война не давала расслабиться ни на минуту.

– Шесть месяцев пробыли в Чечне, должны были нас вывести, но смена задерживалась, – говорит Павел Викторович. – А потом пошёл разговор, что солдат-срочников отправят домой, а контрактникам придётся ещё остаться. Тогда и я заключил контракт – не мог товарищей бросить.

Но смена все-таки пришла – в апреле 2004 года десантники вернулись в Рязань. Павел съездил в отпуск в родной Падун, вдохнул вольный «гражданский» воздух и, вернувшись в часть, вскоре уволился в запас: новых командировок на войну не предвиделось, и он решил строить «мирную жизнь».

Без малого два десятка лет Павел Чирков проработал электриком – сначала на разных предприятиях, а сейчас свою фирму завёл. Женился, детей растит, у него две дочки и сын. Владимиру уже 17 лет, он занимается в группе по добровольной подготовке к военной службе, готовится в армию.

– Не скрою, что с тревогой слушаю сводки с Украины. Не хотелось бы, чтобы сыну тоже повоевать пришлось. С другой стороны, уверен, что каждый мужчина должен в армии служить, быть готовым Родину защищать, – завершает разговор Павел Викторович.

 

"Заводоуковские вести" № 62 от 2.08.2022

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»