Самый запоминающийся в жизни футбольный матч наш земляк Александр Савчин сыграл… на Северном Полюсе! За 18 лет службы Артику подводник Северного флота исходил вдоль и поперёк.
Александр – моряк наследственный. Его отец проходил срочную на флоте. Но о дальних плаваньях и океанских просторах парень из далёкого сибирского села Сосновка не мечтал. Так что, когда осенью 2000-го в военкомате сообщили, что предстоит ему путь на Северный флот, наш земляк особых эмоций не испытывал – надо значит надо.
За шесть месяцев в северодвинской учебке пролетели быстро. Запомнились молодому матросу первое погружение в лёгководолазном снаряжении и экскурсия на завод, где строились подводные лодки. Вид огромного, почти двухсотметрового корпуса корабля, пусть и окружённого вереницей строительных лесов, впечатляли.
– Кто бы мог подумать, что скоро я на этот завод буду ходить, как к себе домой, – улыбается Александр Александрович. – В мае 2001 года распределили нас на корабли. Я попал на подводную лодку «Оренбург», которая как раз проходила ремонт. По давней флотской традиции экипаж корабля вместе с судостроителями работает – и заводчанам помогает, и субмарину лучше изучает.
За полтора года срочной службы матрос Александр Савчин сжился с экипажем. Новичку старались помочь все – от старшин до командиров, к занятиям с молодым пополнением подходили ответственно. Но и спрос был другой – в походе даже маленькая ошибка любого моряка может привести к трагедии. Ощущалось, что лодка – это и в правду одна семья.
– Но когда командир предложил остаться на контракт, я поначалу отказался, – говорит Александр Александрович. – Служба подходила к концу – дни уже до дембеля считал… Но потом подумал, что же я за матрос такой – не разу в походе не был, полтора года прослужил на ремонтирующейся лодке, а теперь, когда вот-вот в море, ухожу на берег?
И вот вскоре после того, как Александр Савчин подписал первый контракт, «Оренбург» вышел в первое после ремонта плавание. Наш герой впервые услышал, как шумит, работает, «дышит» лодка.
Переход был небольшой – на базу в Оленью Губу. Даже под воду в тот раз не погружались. Но впечатлений хватило с лихвой – Белое море встретило штормом, будто проверяя на прочность и корабль, и экипаж.
– Первое погружение, посвящение в подводники с глотком солёной забортной воды из плафона, трёхмесячные автономки – всё это было потом. Но первый выход в море я не забуду никогда, – признаётся Александр Александрович.
За два десятка лет морской службы наш герой привык к морозному дыханию Севера, к тому, что лодку хозяйским взглядом окидывают хозяева Арктики белые медведи. А в 2012 году во время учений «Оренбург», пробив лёд, всплыл на полюсе. По традиции, экипаж лодки сыграл в футбол и сфотографировался на макушке земли.
Привычными для подводника стали и аварийные учения – водяные, пожарные, эвакуационные.
– Хотя честно скажу, когда впервые оказался в тесноте торпедного аппарата, да ещё в спасательной лёгководолазной амуниции, ждал с нетерпением, когда наконец откроется крышка – хоть под воду, но на волю, – вспоминает Александр Александрович. – И ещё думал – ну ладно я, невысокий, худой. Как же здесь наши «богатыри» из экипажа помещаются-то?
В 2015 году экипаж «Оренбурга» принимал новую подводную лодку «Подмосковье». Как и полагается, на корабль подводники прибыли, когда он ещё стоял на заводских стапелях. К этому времени Александр Савчин, пройдя все ступени морской службы, стал мичманом, опытным морским волком. Так что кораблестроители прислушивались к мнению нашего героя и его товарищей. Кому как не тем, кто поведёт субмарину в поход, знать, где лучше расположить тот или иной прибор.
Правда, послужить долго на новом корабле Александру Савчину не довелось. В 2018 году очередная медкомиссия признала его не годным к службе в плавсоставе. Быть «сухопутным моряком» он не захотел и уволился в запас.
Теперь Александр Савчин живёт в Заводоуковске. Молодой сорокалетний… пенсионер. Вот только у подводника выслуга год за два идёт. Так что получается, что Родине он прослужил почти столько же, сколько прожил на свете.
Фото О. Мясниковой и из архива А. Савчина
"Заводоуковские вести" № 61 от 27.07.2022