О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Самый запоминающийся в жизни футбольный матч наш земляк Александр Савчин сыграл… на Северном Полюсе! За 18 лет службы Артику подводник Северного флота исходил вдоль и поперёк.

Александр – моряк наследственный. Его отец проходил срочную на флоте. Но о дальних плаваньях и океанских просторах парень из далёкого сибирского села Сосновка не мечтал. Так что, когда осенью 2000-го в военкомате сообщили, что предстоит ему путь на Северный флот, наш земляк особых эмоций не испытывал – надо значит надо.

За шесть месяцев в северодвинской учебке пролетели быстро. Запомнились молодому матросу первое погружение в лёгководолазном снаряжении и экскурсия на завод, где строились подводные лодки. Вид огромного, почти двухсотметрового корпуса корабля, пусть и окружённого вереницей строительных лесов, впечатляли.

– Кто бы мог подумать, что скоро я на этот завод буду ходить, как к себе домой, – улыбается Александр Александрович. – В мае 2001 года распределили нас на корабли. Я попал на подводную лодку «Оренбург», которая как раз проходила ремонт. По давней флотской традиции экипаж корабля вместе с судостроителями работает – и заводчанам помогает, и субмарину лучше изучает.

За полтора года срочной службы матрос Александр Савчин сжился с экипажем. Новичку старались помочь все – от  старшин до командиров, к занятиям с молодым пополнением подходили ответственно. Но и спрос был другой – в походе даже маленькая ошибка любого моряка может привести к трагедии. Ощущалось, что лодка – это и в правду  одна семья.

– Но когда командир предложил остаться на контракт, я поначалу отказался, –  говорит Александр Александрович. – Служба подходила к концу – дни уже до дембеля считал… Но потом подумал, что же я за матрос такой – не разу в походе не был, полтора года прослужил на ремонтирующейся лодке, а теперь, когда вот-вот в море, ухожу на берег?

И вот вскоре после того, как Александр Савчин подписал первый контракт, «Оренбург» вышел в первое после ремонта плавание. Наш герой впервые услышал, как шумит, работает, «дышит» лодка.

Переход был небольшой – на базу в Оленью Губу. Даже под воду в тот раз не погружались. Но впечатлений хватило с лихвой – Белое море встретило штормом, будто проверяя на прочность и корабль, и экипаж.

– Первое погружение, посвящение в подводники с глотком солёной забортной воды из плафона, трёхмесячные автономки – всё это было потом. Но первый выход в море я не забуду никогда, – признаётся Александр Александрович.

За два десятка лет морской службы наш герой привык к морозному дыханию Севера, к тому, что лодку хозяйским взглядом окидывают хозяева Арктики белые медведи. А в 2012 году во время учений «Оренбург», пробив лёд, всплыл на полюсе. По традиции, экипаж лодки сыграл в футбол и сфотографировался на макушке земли.

Привычными для подводника стали и аварийные учения – водяные, пожарные, эвакуационные.

– Хотя честно скажу, когда впервые оказался в тесноте торпедного аппарата, да ещё в спасательной лёгководолазной амуниции, ждал с нетерпением, когда наконец откроется крышка – хоть под воду, но на волю, – вспоминает Александр Александрович. – И ещё думал – ну ладно я, невысокий, худой. Как же здесь наши «богатыри» из экипажа помещаются-то?

В 2015 году экипаж «Оренбурга» принимал новую подводную лодку «Подмосковье». Как и полагается, на корабль подводники прибыли, когда он ещё стоял на заводских стапелях.  К этому времени Александр Савчин, пройдя все ступени морской службы, стал мичманом, опытным морским волком. Так что кораблестроители прислушивались к мнению нашего героя и его товарищей. Кому как не тем, кто поведёт субмарину в поход, знать, где лучше расположить тот или иной прибор.

Правда, послужить долго на новом корабле Александру Савчину не довелось. В 2018 году очередная медкомиссия признала его не годным к службе в плавсоставе. Быть «сухопутным моряком» он не захотел и уволился в запас.

Теперь Александр Савчин живёт в Заводоуковске. Молодой сорокалетний… пенсионер. Вот только у подводника выслуга год за два идёт. Так что получается, что Родине он прослужил почти столько же, сколько прожил на свете.

Фото О. Мясниковой и из архива А. Савчина

 

"Заводоуковские вести" № 61 от 27.07.2022

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»