О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

15 марта в 1939 Нацистская Германия оккупировала Чехию и Моравию, тем самым получив доступ к легким танкам LT vz.38. В нападении на СССР каждый пятый танк был именно LT vz.38. Ирония заключается в том, что разработчиком данного аппарата является русский эмигрант Сурин Алексей Михайлович, который покинул Россию после Великой октябрьской революции и обосновался в Чехословакии, где и начал свою конструкторскую деятельность. Во время войны он всячески старался вредить выпуску своего танка и вводил новые саботажные решения в конструкции боевых машин.

Конструктивные особенности танка множество раз повторялись в различных позднейших разработках. Хорошо продуманная компоновка давала возможность свободно разместиться внутри машины четырем танкистам. На легком танке были установлены карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Прага» ЕРА, двухступенчатый планетарный механизм поворота, планетарная коробка передач. Опорные катки, имевшие большой диаметр, сблокировали по два на горизонтальных листовых рессорах, имеющих механический амортизатор. Равномерное распределение массы танка на катки увеличивало маневренность машины и облегчало вождение. На башне устанавливалась командирская башенка, имеющая триплексы. Корпус был полностью клепаный.

 

Технические характеристики:

Боевая масса – 9400/9850 кг; Экипаж – 4 человека; Длина по корпусу – 4600/4610 мм; Ширина – 2120/2140 мм; Высота – 2400/2400 мм; Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 25 мм (угол наклона к вертикали 16 град.)/50 мм (угол наклона к вертикали 16 град.): Толщина бронелистов бортов корпуса – 15 мм (угол наклона к вертикали 0 град.); Толщина бронелистов лобовой части башни – 25 мм (угол наклона к вертикали 10 град.)/50мм (угол наклона к вертикали 10 град.); Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 8 мм; Марка пушки – KwK38(t); Калибр пушки – 37 мм; Длина ствола – 47,8 клб.; Боекомплект – 72 выстрела; Число пулеметов – 2; Калибр пулеметов – 7,92 мм; Боекомплект – 2400 патронов; Тип и марка двигателя – «Прага» ЕРА; Мощность двигателя – 125 л. с.; Максимальная скорость по шоссе – 42 км/ч; Запас топлива – 236 л; Запас хода по шоссе – 250 км; Среднее давление на грунт – 0,55 кг/см.

 

На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР. На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию, не мог противостоять средним советским танкам Т-34. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надежности трансмиссии, скорости, превосходил легкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулеметных Т-37, Т-38 и Т-40. В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, но с появлением легкого танка Т-70 на полях сражений практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Часть машин была передана словацкой армии.

#культуразаводоуковска #культуравмассы #заводоуковск #ТюменьПобедная #75летПобеды

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»