О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

На протяжении веков люди заботились о своем жилище, украшали его, не забывали и про свой внешний вид. «По одежке встречают…» - так начинается одна из пословиц. Для человека во все времена было важно хорошо и опрятно выглядеть. Для этого хозяйки пользовались предметами быта, помогающими изготавливать одежду, содержать ее в чистоте и порядке. Многие приспособления со временем вышли из обихода, увидеть которые теперь можно только на картинке или в музее.


Один из таких предметов - рубель, он же «пральник», «гранчак», «ребрак».
Этот предмет домашнего обихода использовался для катания белья, накатки кож. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой.
Рубель часто украшался интересной резьбой, а иногда его рукоятку оставляли полой и заполняли горошинами, чтобы те гремели при раскатывании, и хозяйке не было скучно.
В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной. На реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу. А в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила и очень удобной второй ручкой.
Рубель в быту
Стирка была очень трудоёмким процессом. В старину стирали щёлоком — едким раствором золы, который использовали для замачивания белья и при его бучении (кипячении) в печи. После бучения белье выколачивали, а затем отжимали вручную. Свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!». Рубель часто преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье, а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано.
На Руси для глажки помимо рубеля использовали еще стеклянные шары, отрезанные донышки бутылок и железные кружки, наполненные горячей водой. Позже стали бороться со складками на одежде с помощью чугунных приспособлений, напоминавших сковородки. На такую утварь сверху клали горячие угли. При неумелом использовании «утюгов» угли могли не только выпасть и испортить одежду, но и сильно обжечь хозяйку.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличия музыкального рубеля от бытового в том, что первый - менее длинный, не цельный, его рубцы имели более острые грани. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.
#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»