О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная одиннадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» прошла в  Заводоуковске 24-25 октября 2019 года. Она была посвящена 75-летию Тюменской области, 30-лети.ю Заводоуковского краеведческого музея, коллективизации в СССР и её влиянию на развитие сельского хозяйства, и ставшему уже традиционным изучению генеалогического наследия земли Заводоуковской.

Подводя итоги конференции, участники конференции предлагают:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия;
  2. Рекомендовать оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие»;
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2018 года;
  4. Очередную конференцию «Наше наследие» посвятить
    - 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
    - 60-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города и 55-летию образования Заводоуковского района;
    - кроме того продолжить изучение генеалогического наследия юга Тюменской области.




 

 
   

История возникновения славянских, древнерусских имен стала интересна в связи с тем, что выбор редких и красивых имен при рождении детей стал модной тенденцией. В Древней Руси имя имело особое значение. Предки верили: наречение именем является судьбоносным и влияет на события в жизни, на исход каждого из них, привлекает удачу, придает сил, носит обережное значение. Именно поэтому у славянина было от трех до двенадцати имен в зависимости активности и продолжительности жизни.

Родился ребенок – его не сразу именем нарекали, и давали не имя, а детское прозвище, либо просто звали «чадом». Каково бы не было имя, которое дитя носило до обряда имянаречение, оно – временное. Истинное имя, которое отразит предназначение, получали лишь по достижению отрочества. А пока они росли, старшие наблюдали – к чему их душа тянется, какие способности проявляют, что их интересует. Если мальчик или девочка проявляли таланты волхва или ведуньи - то обряд имянаречение устраивали уже на девятый год от рождения. Для будущих воинов и воительниц, а также тех, кто по рождению принадлежал к княжескому роду и наследовал власть от отца, ждали еще три года, именем нарекали в 12 лет. Все остальные - миряне – получали свое имя в 16 лет.  Обряд имянаречения был сопряжен со многими ритуалами, подчеркивающими связь с Богами и предками. Обычно приурочивали это к особому дню – осеннему празднику Равноденствия, и проводили его сразу для всех детей одного возраста. Сначала смывалось прежнее, детское имя-прозвище, чаще в реке. Потом Волхв, обратясь к Богам, давал детям имена – каждому по его предназначению. 

Имена часто подчеркивали какие-то черты характера. Мальчиков, которым было суждено стать земледельцами или ремесленниками, охотниками или рыболовами, могли назвать так: Светлан (светлый, чистый душой), Разумник (рассудительный), Путимир (разумный и мирный), Миролюб (миролюбивый), Милан (милый). Имена девочек-мирянок должны были легко произноситься, не означать ничего страшного и злого, красиво и мелодично звучать: Голуба (кроткая), Умила (милая), Веселина (веселая, жизнерадостная), Дарена (подаренная). Девушек-воительниц – а были и такие на Руси, прекрасные наездницы, владеющие луком и стрелами, мечами – называли: Часлава (чающая славу), Градислава (охраняющая славу), Бронислава (защитница славы). Девочек, которым было суждено стать Ведуньями, нарекали так: Ярослава (славящая Ярилу), Светозара (озаряющая светом), Доброслава (прославляющая доброту), Боголюба (любящая Богов). Воины и княжичи получали имена, говорящие об их смелости, будущем предназначении, стойкости характера: Воислав (славный воин), Горыня (несокрушимый, громадный, подобный горе), Стоян (крепкий, несгибаемый), Мечислав (прославляющий меч).

Некоторые славянские имена отражали обстоятельства, при которых дети появлялись на свет. Например, имя Третьяк означало, что ребенок был третьим в семье. Называли младенцев и в честь погоды, которая стояла в день их рождения: Зима, Мороз, Метелица, Ярец, Вешняк.

В Древней Руси уменьшительные варианты имен использовали так же часто, как и полные. Они могли даже сочетаться с отчествами. Эту древнерусскую особенность донесли до нас имена знаменитых русских богатырей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Последнее образовано от древнерусского Добромир или Доброслав. Многие имена дошли до нас именно в краткой форме: Ратша (Ратислав или Ратибор), Местята (Мстислав), Нежата (Негослав, Добронег, Милонег), Твердило (Твердислав), Судиша (Судислав), Путята (Путислав или Путимир).

Позднее, с принятием христианства, на Русь пришло множество новых имен греческого, римского и еврейского происхождения: Василий, Давид, Роман, Георгий и другие, которые стали постепенно вытеснять славянские имена из русского языка. В наши дни в России из числа славянских используют преимущественно княжеские имена: Владимир, Ярослав, Вячеслав. Они сохранились в языке потому, что вошли в христианский именослов с появлением святых, которые носили такие имена.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»