О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Красота веера завораживает, будит воображение и фантазию. С помощью него передавали любовные послания, назначали и отменяли свидания... Интересно же!

Веера бывают складные и не раскладывающиеся. Небольшого размера и веса складные веера предназначены для использования самим хозяином. Не складные веера называются «опахало», это тяжелое изделие на длинной ручке, которым слуга обмахивал хозяина. Веера изготавливались тщательно, с красивой отделкой, часто на заказ. Богатство отделки говорило о достатке хозяина.

Родиной веера принято считать Китай. Первые опахала на длинной ручке – прародители веера – появились в Китае в XI веке до нашей эры. Через несколько столетий появились маленькие ручные опахала, круглые веера на ручке. Японцы движением веера приветствовали друг друга, выражали уважение и другие эмоции. Генералы отдавали команды с веером, на котором изображался восход солнца.

В Древнем Египте опахала были одними из символов власти фараона. На торжественных церемониях за правителем опахало несли самые знатные персоны, обычно члены царской семьи. Было даже специальное почетное звание «носитель веера с левой стороны». Гигантские веера в Индии приводили в движение специальные слуги. Большие веера – флабеллумы – в  Риме за хозяйками носили молодые и красивые рабы, обмахивая их в жаркие дни. Маленькими веерами – табеллами – пользовались римские мужчины.

Опахала, как правило, были из роскошных павлиньих перьев, крепились на резных ручках из дерева или кости. В Византии веер  использовали, чтобы отгонять мух во время богослужения. А из Византии веер попал к королевским дворам Европы. Когда в Мексику прибыли первые европейские завоеватели, туземцы  преподнесли им подарки, среди которых было два роскошных веера: на одном было изображение луны, а на втором веере - солнца.

Широкое распространение веера пришлось на эпоху Возрождения. Постепенно форма его меняется – от круга к четверти круга и флажку на резной рукоятке. В XVI веке в Европе появляется полукруглый складной веер.

Кроме ярких перьев, для изготовления вееров использовались дорогие материалы: слоновая кость, сандаловое дерево, золото, бронза.

В XVII-XVIII  веках веер стал предметом роскоши. Его начали делать из шёлка, кожи, пергамента и плотной бумаги, а к некоторым моделям даже добавлялись зеркальца посередине (однако такие веера не складывались).

В Европе в средневековье веер был одним из важных атрибутов туалета дам. Пользоваться веером считалось признаком хорошего тона и умения следовать моде. При дворе французского короля Людовика XIV дамы могли открывать веер только в присутствии королевы (помимо прочего до появления в свет дамы должны были обучиться искусству обращения с веером). Дама, носившая веер, по умолчанию  являлась аристократкой.

Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве, в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства и  флирта. Им стали пользоваться не только аристократки, но и представительницы буржуазии.

Дама при общении с кавалером использовала  «язык веера», то есть особый секретный код, который дама посылала  мужчине  при помощи веера. Причем все тонкости тайного языка должен был знать и кавалер, которому были адресованы эти послания. Если дама касалась открытым веером губ и сердца, то этим она сообщала: «Ты мой идеал». Если она прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то этим она давала понять, что ухаживание бесполезно. Язык веера потерял своё значение в XIX веке, однако всё равно этот аксессуар оставался любимым у женщин.

В наши  дни веер  не вышел совсем из обихода. Во многих случаях нет возможности охладиться под кондиционером, и тогда на помощь приходит это старинное изобретение человечества. Веера изготавливают и отдельные умельцы, и целые предприятия. Веер можно встретить в супермаркете и в небольшой лавочке на азиатском или европейском базаре. Во многих случаях веер представляет собой настоящее произведение декоративного искусства.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»