О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная одиннадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» прошла в  Заводоуковске 24-25 октября 2019 года. Она была посвящена 75-летию Тюменской области, 30-лети.ю Заводоуковского краеведческого музея, коллективизации в СССР и её влиянию на развитие сельского хозяйства, и ставшему уже традиционным изучению генеалогического наследия земли Заводоуковской.

Подводя итоги конференции, участники конференции предлагают:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия;
  2. Рекомендовать оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие»;
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2018 года;
  4. Очередную конференцию «Наше наследие» посвятить
    - 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
    - 60-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города и 55-летию образования Заводоуковского района;
    - кроме того продолжить изучение генеалогического наследия юга Тюменской области.




 

 
   

Красота веера завораживает, будит воображение и фантазию. С помощью него передавали любовные послания, назначали и отменяли свидания... Интересно же!

Веера бывают складные и не раскладывающиеся. Небольшого размера и веса складные веера предназначены для использования самим хозяином. Не складные веера называются «опахало», это тяжелое изделие на длинной ручке, которым слуга обмахивал хозяина. Веера изготавливались тщательно, с красивой отделкой, часто на заказ. Богатство отделки говорило о достатке хозяина.

Родиной веера принято считать Китай. Первые опахала на длинной ручке – прародители веера – появились в Китае в XI веке до нашей эры. Через несколько столетий появились маленькие ручные опахала, круглые веера на ручке. Японцы движением веера приветствовали друг друга, выражали уважение и другие эмоции. Генералы отдавали команды с веером, на котором изображался восход солнца.

В Древнем Египте опахала были одними из символов власти фараона. На торжественных церемониях за правителем опахало несли самые знатные персоны, обычно члены царской семьи. Было даже специальное почетное звание «носитель веера с левой стороны». Гигантские веера в Индии приводили в движение специальные слуги. Большие веера – флабеллумы – в  Риме за хозяйками носили молодые и красивые рабы, обмахивая их в жаркие дни. Маленькими веерами – табеллами – пользовались римские мужчины.

Опахала, как правило, были из роскошных павлиньих перьев, крепились на резных ручках из дерева или кости. В Византии веер  использовали, чтобы отгонять мух во время богослужения. А из Византии веер попал к королевским дворам Европы. Когда в Мексику прибыли первые европейские завоеватели, туземцы  преподнесли им подарки, среди которых было два роскошных веера: на одном было изображение луны, а на втором веере - солнца.

Широкое распространение веера пришлось на эпоху Возрождения. Постепенно форма его меняется – от круга к четверти круга и флажку на резной рукоятке. В XVI веке в Европе появляется полукруглый складной веер.

Кроме ярких перьев, для изготовления вееров использовались дорогие материалы: слоновая кость, сандаловое дерево, золото, бронза.

В XVII-XVIII  веках веер стал предметом роскоши. Его начали делать из шёлка, кожи, пергамента и плотной бумаги, а к некоторым моделям даже добавлялись зеркальца посередине (однако такие веера не складывались).

В Европе в средневековье веер был одним из важных атрибутов туалета дам. Пользоваться веером считалось признаком хорошего тона и умения следовать моде. При дворе французского короля Людовика XIV дамы могли открывать веер только в присутствии королевы (помимо прочего до появления в свет дамы должны были обучиться искусству обращения с веером). Дама, носившая веер, по умолчанию  являлась аристократкой.

Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве, в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства и  флирта. Им стали пользоваться не только аристократки, но и представительницы буржуазии.

Дама при общении с кавалером использовала  «язык веера», то есть особый секретный код, который дама посылала  мужчине  при помощи веера. Причем все тонкости тайного языка должен был знать и кавалер, которому были адресованы эти послания. Если дама касалась открытым веером губ и сердца, то этим она сообщала: «Ты мой идеал». Если она прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то этим она давала понять, что ухаживание бесполезно. Язык веера потерял своё значение в XIX веке, однако всё равно этот аксессуар оставался любимым у женщин.

В наши  дни веер  не вышел совсем из обихода. Во многих случаях нет возможности охладиться под кондиционером, и тогда на помощь приходит это старинное изобретение человечества. Веера изготавливают и отдельные умельцы, и целые предприятия. Веер можно встретить в супермаркете и в небольшой лавочке на азиатском или европейском базаре. Во многих случаях веер представляет собой настоящее произведение декоративного искусства.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»