О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Да будет свет!

Из цикла «Сделано в Заводоуковске»

 

Есть уголки в нашем городе, которые неизменно вызывают симпатию у жителей и его гостей. Без сомнения, одно из них – железнодорожное здание вокзала. После приёмки в постоянную эксплуатацию железной дороги Тюмень – Омск в 1913 году станция Заводоуковская входила в состав Омской железной дороги. По объёму работ она относилась к четвёртому классу. Оба прилегающих перегона с разъездами – Криволукский и Уково –  оставались однопутными. Семафоры, предупредительный диск и стрелочные указатели в тёмное время суток освещались керосиновыми лампами, которыми «командовали» стрелочники. Они вместе с дежурными по станции проверяли, свободны ли пути для приёма поезда. В тот период на станциях отделения не было ни механического, ни электрического контроля над приготовлением маршрутов, приёма и отправления поездов. Даже оповещение пассажиров о пропуске поездов производилось с помощью специального колокола, который сейчас хранится в фондах музея.

В послевоенный период произошли большие изменения в работе станции. Модернизацию Тюменского отделения Свердловской железной дороги можно условно разделить на два этапа. В первый этап совершенствования (1956 – 1965гг.) был осуществлён полный перевод с паровозов на тепловозную тягу. В это время производилось строительство вторых путей для увеличения пропускной способности на отдельных перегонах, введение поездной радиосвязи диспетчеров с машинистами и дежурными по станции. Второй этап модернизации (1965 – 1985г.г.) завершился электрификацией главного направления Свердловской магистрали – Свердловск-Богданович-Тюмень-Называевская. В августе 1969 года был впервые поднят вопрос об электрификации Тюменского отделения Свердловской железной дороги и переход на электрическую тягу. Освоение нефтяных и газовых месторождений на Севере Тюменской области привело к двойному увеличению количества пассажирских поездов на направлении Свердловск-Тюмень-Омск. Стартовала электрификация линий Тюменского отделения СвЖД в 1979 году. Продолжая традиции и опыт, накопленные при электрификации других участков железной дороги, на Тюменский участок для оказания практической помощи при выполнении электромонтажных работ были направлены опытные специалисты с других энергоучастков. Помогали сотрудники Дорожной энергетической лаборатории. Работы велись полным ходом и завершились точно в срок, с высоким качеством, несмотря на бездорожье и низкие температуры воздуха в зимнее время. 30 сентября 1983 года была пущена первая электричка Тюмень – Вагай. Станция Заводоуковская через 70 лет после прибытия 1 ноября 1913 года первого пассажирского поезда на паровой тяге встречала первый электропоезд. Ежегодно услугами железной дороги только в пригородном сообщении в Тюменской области пользуются почти 2 миллиона пассажиров, среди них и жители Заводоуковкого городского округа.      

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»