О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

    

  История города Заводоуковска неразрывно связана с историей Машиностроительного завода. А писать  биографию завода надо с далёкого военного 1941 года. Глубокой осенью в маленький сибирский посёлок Заводоуковский прибыл эвакуированный из Воронежа авиационный завод № 499. Авиазавод выпускал планеры, предназначенные для ведения разведки, семиместные десантные кабины А-7, служившие партизанам для переброски людей и вооружения. Планеры выпускались большими сериями, обладали удивительной живучестью в боевой обстановке, были чрезвычайно просты по конструкции и в пилотировании, не требовали сложной технологии при изготовлении. В конце апреля 1945 года авиазавод № 499 был реэвакуирован в Ленинград, Воронеж был полностью разрушен.

На базе оставшихся цехов авиазавода было организовано новое производство. В августе 1945 года был создан Новозаимский механический завод. Руководство делало всё возможное, чтобы предприятие развивалось. Продукция завода в послевоенные годы была представлена запасными частями для ремонта сельскохозяйственных машин, сенопрессами, пароконными ходами, ручными зерновыми сортировками. 3 июня 1958 года Новозаимский механический завод распоряжением Тюменского совнархоза был переименован в Тюменский завод сельскохозяйственных машин и принял к исполнению заказ Госплана. Такое название наш завод получил из соображений секретности. Дело в том, что в 1954 году предприятие возглавил Владимир Иванович Шевелёв, бывший военный. Он считал, что только военный заказ сможет обеспечить перспективное развитие завода. В.И. Шевелёв добился выгодного оборонного заказа сначала на изготовление передвижных ремонтных мастерских, а потом – кабин управления для зенитно-ракетных комплексов ПВО. Продукция предприятий для нужд обороны особо не афишировалась и в годы «холодной войны», являлась засекреченной. Несмотря на это, о самом первом мобильном зенитно-ракетном комплексе нашей страны – С-75, знали все граждане Советского Союза. Производство сложной для того времени системы было организовано путём широкой кооперации. Предприятия, выпускавшие различные комплектующие для комплекса, были разбросаны по всей стране. Именно у нас, в Заводоуковске выпускались фургоны для размещения радиотехнического оборудования ракетно-зенитного комплекса С-75. По тем же соображениям секретности они получали названия из трёхзначных чисел, например изделие 351, изделие 362, изделие 589 и т.д. Собранные кабины по ночам, в глубокой тайне, отправлялись на экспедицию завода, откуда поезда отвозили их на другие военные предприятия Советского Союза, чтобы довести данную продукцию до боевой готовности. Например, одно из номерных изделий превращалось в станцию наведения ракет СНР-75 или в радиовысотомер РД-75. А большинство рабочих «Тюменьсельмаша» скорее всего и не догадывались, что участвуют в защите мирного неба родной страны!  

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»