О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Август - последний месяц лета. Наши предки называли этот месяц - Серпень, от слова серп, а значит жатва, уборка зерновых. Каждый год август нам дарит множество подарков, приходит и время праздников, трех Спасов, традиции которых возникли еще во времена языческой Руси. В теологической христианской литературе святого по имени Спас нет. Спасом на Руси до прихода христианства называли начало августа. Как и жители всех прилегающих земледельческих стран, Русичи в это время проводили торжественные ритуалы, направленные на спасение от голода, бед и несчастий. Торжества посвящались Богу урожая, Богу Солнца – Даждьбогу. Спасом его называли потому, что славяне-язычники, согласно Краледворской рукописи, перед именем своих богов ставили слово Спас, т.е. Избавитель. В Велесовой Книге есть даже упоминание о периоде в календаре с названием «Спасиць». Этот период относится к первым декадам августа.

С конца VI — начала III тысячелетия до н.э. в Египте, Малой Азии, Античной Греции и Риме была традиция освящать зрелые овощи, мед, фрукты, орехи, грибы, ягоды и злаковые, щедро подаренные летом. Подобные ритуалы проводили примерно в этот же период представители трипольской культуры, наши далекие предки.

Вторым праздником августа был Спас на горе (Яблочный спас). Боги Спаси жили, согласно славянским верованиям, высоко в небесах, поэтому древние капища чаще всего устраивались на возвышенностях, в горах или у истоков рек. Здесь происходили военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов. С тех времен появилось поверье, будто в эти дни приходили к своим потомкам духи умерших предков. Наши пращуры верили, что предки рода, охраняя род, способствовали созреванию богатого урожая. Поэтому в эти дни полагалось приносить богам Рода и Рожаницам щедрые жертвы в виде спелых плодов, медовых напитков, хлеба и горящих свечей, изготовленных из нового воска.

19(6) августа в православной традиции — Преображение Господне. История происхождения этого праздника такова - Иисус в сопровождении учеников отправился на гору Фавор. Там пред Ним явились ветхозаветные пророки Моисей и Илья. После этого у спутников Христа открылось духовное зрение, и увидели они свет, преобразивший лик Учителя. В честь этого события и был Второй Спас назван Преображением.

Другое название праздника — Яблочный Спас — появилось из-за обилия этих фруктов в это время. С этого дня разрешается есть садовые плоды и огородные овощи (до этого только огурцы). Плоды урожая освящали в церкви. К этому дню поспевают яровые хлеба. Надкусывая первый раз яблоко в этот день, девушки загадывали о любви. В этот день также провожали лето и встречали осень — пели на закате песни, в которых приветствовали наступающее время года. Неслучайно день второго Спаса называли осенинами. 
* Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас. 
* Каков второй Спас, таков и январь. 

*Пришел яблочный спас – ушло лето от нас.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»