О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Обычно миской называют глубокую посуду для еды или её приготовления, сделанную из керамики, дерева, металла. Это слово известно всем славянам. Оно прошло длинный путь, пока попало в славянские языки. Языком-посредником в его заимствовании был немецкий, а источником слова является латинский, который дал многим языкам массу слов. В латинском языке слово mesa< mensa обозначало "стол" , а также "кушанье". Само слово «миска», по одному из источников, образовано от слов «мешать», «размешивать», однако другие словари сходятся на том, что это древнее заимствование из народной латыни от слова «миса»-стол. Предположительно, данная глиняная посуда использовалась при приёме пищи (ставилась на стол).

В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.

Миска — очень удобный вид столовой посуды для супа, похлебки, каши. Особенно для русской кухни, богатой супами и кашами, миска была незаменимым столовым предметом. Миски выполняли роль тарелок. Часто миски были очень большие, и из них ела вся семья. В старинных книгах по этикету можно найти удивительные рассказы, как полагается есть из общей миски. Хорошей манерой считалось тщательно обтереть ложку, прежде чем снова взять суп из общей миски.

 Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха.

Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения — «обрызгивания» — в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды.

В наше время миски применяются не только для еды, но главным образом для приготовления пищи (смеси салатов, винегретов, теста и т. д.)

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»