О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

По всему лесостепному коридору Западной Сибири, от восточных предгорий Урала до Центральной Барабы, в VI веке до н. э. - IV веке н. э. расселялись племена саргатской культуры. Свое научное название они получили по материалам раскопок у села Саргатка, близ города Омска. На севере им принадлежали земли вдоль Иртыша, до самого устья Тобола, а на юге их владения простирались вплоть до жаркой ковыльной степи. Но больше всего влекли саргатцев благодатные пойменные луга вдоль рек. Здесь и располагались их многочисленные поселения и укрепленные форпосты-городища, которые возвышались на крутых и труднодоступных мысах, далеко врезавшихся в пойму. Эти естественные укрепления со всех сторон обносились тыном — защитной стеной из врытых в землю и заостренных сверху бревен, а в самом уязвимом месте — там, где площадка городища плавно переходила в берег, — поперёк мыса выкапывался глубокий ров и насыпался вал. В этих городищах осуществлялась власть вождя и торговые отношения, устраиваемые купцами.


Излюбленным оружием саргатских воинов поначалу был лук скифского типа. Как и во всем «скифском мире», луками оснащалась легкая кавалерия — основная масса саргатского войска. Иногда конные стрелки вооружались короткими кинжалами-акинаками и боевыми ножами.
«Летучие отряды» таких всадников обыкновенно занимали место в переднем эшелоне и действовали, внезапно нападая на врага и столь же быстро отступая в случае неудачи. В мирное время эти бойцы были, очевидно, рядовыми общинниками, разводившими скот, ходившими на охоту и обрабатывавшими землю. В строю данных формирований состояли и женщины-воины, их хоронили точно так же, как и мужчин: в могилу клали доспехи и оружие. Есть предположение, что среди саргатов был распространен древний обычай — пока девушка не убивала своего первого врага, она не имела права выйти замуж. По сути, она должна была доказать своему роду, что может наравне с мужчиной защитить своих детей.
Военное дело племен саргатской культуры испытывало на себе сильное влияние сарматского населения Приуралья. Это отразилось, прежде всего, на оружии ближнего боя. С V—IV веков до н. э. здесь распространяются длинные железные мечи.
Основным наступательным оружием катафрактариев являлось длинное копье, которое при атаке воин удерживал двумя руками. Широкое распространение железа и развитие кузнечного ремесла вызвали значительный качественный скачок в оружейном производстве. Свойства этого металла в полной мере были реализованы в защитном вооружении. Громоздкие роговые панцири исчезли за ненадобностью — они сильно ограничивали свободу движения и были тяжёлыми.
Новый материал, позволивший ковать непривычно тонкие пластины, привёл к массовому распространению железных ламеллярных доспехов и появлению различных вариантов их кроя. Чуть позже латники уже использовали доспехи, сочетавшие в себе чешуйчатый и ламеллярные принципы бронирования.
Вообще, арсенал саргатской культуры на заключительном этапе её существования всё более приобретает центрально-азиатские черты. Связано это с мощным хуннским влиянием. Судя по материалам раскопок, саргатцы в конце концов нашли с хуннами общий язык и вошли в состав ползущих на запад орд.
#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»