О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

патефон

 

21 ноября 1877 года 30-летний Томас Эдисон объявил о том, что он изобрел новый аппарат для записи и воспроизведения звука. Он назвал это устройство – фонографом.
Изобретение фонографа сразу сделало Эдисона знаменитым. А дальше он провел блестящий рекламный ход, разослав первую партию фонографов самым знаменитым людям своего времени. По одному-два фонографа в страну. В нашей стране первым начали записывать речи Льва Николаевича Толстого. И благодаря этому голос автора «Войны и мира» могли услышать потомки.

Конкурент у Эдисона появился быстро, в 1887 году американский изобретатель Эмиль Берлинер представил миру граммофон, который имел диск-матрицу для тиражирования пластинок, что восполнило недостаток звуковых валиков Эдисона.
Граммофон (от греческого «грамма» – запись, «фоне» – звук) – прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки.
У первых граммофонов были свои недостатки: у них отсутствовал регулятор громкости, и для извлечения звука приходилось постоянно крутить специальную ручку. Позже изобретатели снабдили граммофоны пружиной, так что, накрутив её один раз, можно было две минуты спокойно слушать музыку. На смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные патефоны. В 20-40 гг. XX века был широко распространён патефон, переносная версия граммофона, получивший свое название от фирмы-производителя – «Пате». В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Первые пластинки были  хрупкими – из стекла и эбонита, затем стали использовать смолу тропических насекомых – шеллак, но не тот, которым красят сегодня ногти. На такие пластинки можно было записать всего две песни, и конечно, по тем временам они были дорогие. Для удешевления придумали делать пластинки из шоколада. Правда, прослушать их можно было только два раза, а затем съесть.
Слово патефон настолько прижилось, что после революции в советской России так стали называть все портативные граммофоны в чемоданчиках.
С появлением электрической техники патефон теряет популярность, поэтому в конце 50-х годов большинство заводов по их производству закрылись.
Первые магнитофоны в СССР стали выпускать после Великой Отечественной войны. Это были катушечные магнитофоны, или «бобинники». Тогда они были редкостью и принадлежали организациям.
Первый массовый аппарат — «Чайка» — был выпущен в 1960 году на Великолукском радиозаводе. А самым популярным магнитофоном стал «Маяк» киевского завода. Государственная цена на «маги», как их сокращенно называли, была 70–80 рублей — средняя советская зарплата. Названия советских магнитофонов звучали музыкально: «Ода», «Рифей», «Тембр», «Романтик», «Тоника», но качество проигрывателей было, увы, не на высоте.
Процесс прослушивания одной песни на катушечном магнитофоне мог занять до получаса. Во-первых, нужно было заправить магнитофонную ленту. Во-вторых, перемотать ее и найти песню. В-третьих, протереть головки спиртом.

Кассетные магнитофоны появились в СССР в 70-е годы.

Первым кассетником был магнитофон «Десна» известного харьковского завода «Протон». Считается, что он был скопирован с магнитофона Philips того времени, но только внешне, внутренности и качество у него были советскими.
«Десна» в народе не прижилась, а вот «Весна» была чуть ли не у каждого второго. Впрочем, многие не спешили переходить на кассетные магнитофоны с катушечных — качество звука у них было еще хуже, чем у «бобинников», а кассеты к тому же были в дефиците. Мечтой же советских граждан оставалась японская техника, которую позволить себе могли немногие счастливчики. В комиссионке японский «маг» стоил одну — две тысячи рублей. В 90-е годы кассеты уступили место компакт-дискам, а что было дальше, вы и сами знаете. Сегодня на одной флешке можно разместить целую аудиотеку, и скачать песню — дело всего нескольких секунд, но романтики не осталось.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

 

Томас Эдисон

Магнитофон Весна

Магнитофон Десна

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»