В.В. Гагин,
к. ист. н., председатель
Русского Военно-исторического общества,
старший научный сотрудник
Военно-воздушной академии
им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина,
г. Воронеж
К 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли.
Воронеж является центром мощной в экономическом отношении области с развитой промышленностью и инфраструктурой, богатыми сельхозугодиями и запасами полезных ископаемых, огромным энергетическим потенциалом. В Воронеже создан мощный машиностроительный, радиоэлектронный комплекс. Среди основных отраслей — самолётостроение, моторостроение, приборостроение, химическая и пищевая промышленность, стройиндустрия и мостостроение. Но есть в нашем городе несколько предприятий, которые составляют особую гордость воронежцев.
Воронежский механический завод
Именно в год запуска первого искусственного спутника Земли - в 1957-м, Воронежский механический завод (бывший им. Сталина) приступил к освоению жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Ракеты-носители от «Востока» до «Энергии» вывели в космос двигатели, изготовленные Воронежским механическим заводом - крупнейшим российским авиакосмическим предприятием, выпускающим сегодня целиком жидкостные ракетные двигатели различных типов и модификаций.
Подчёркиваем: двигатели всех основных советских ракет-носителей (далее – РН): «Восток», «Прогресс», «Протон», «Союз», «Союз-2» и «Протон»-К - с воронежской маркой! Время показало: воронежское - значит – отличное. Начиная с того же 1957 года ВМЗ был непосредственным участником всех крупнейших национальных и международных космических программ. Безусловно, это великая победа наших конструкторов, технологов, металлургов, химиков, деятельность которых по созданию ЖРД направлена на обеспечение высочайшей степени надёжности всех агрегатов и механизмов.
Началом работ в Воронеже, связанных с освоением космоса, послужила деловая встреча основателя КБХА С.А. Косберга и С.П. Королёва 10 февраля 1958 года. Результатом этой встречи явилась совместная разработка кислородно-керосинового двигателя РД-0105 для третьей ступени РН «Луна» (ведущий конструктор двигателя — В.П. Кошельников). С помощью этого двигателя была достигнута вторая космическая скорость, доставлен на поверхность Луны вымпел СССР, проведён облёт Луны с фотографированием её обратной стороны. Позднее одному из кратеров на обратной стороне Луны было присвоено имя нашего земляка С.А. Косберга. Семён Ариевич Косберг – интереснейшая личность, выдающийся инженер-практик и организатор ракетно-космической отрасли. Ветераны его ОКБ с удовольствием пересказывали воспоминания Косберга о его кавалерийском прошлом – когда-то он служил командиром эскадрона в полку знаменитого Доватора.
С тех пор прославленные коллективы ВМЗ и КБХА идут рука об руку по пути технического прогресса. Воронежские двигателестроители идут вперёд постепенно, шаг за шагом осваивая новые высоты космоса, находясь на самых передовых рубежах развития науки и техники. На базе двигателя РД-0105 был разработан ЖРД РД-0109 для третьей ступени РН «Восток». Двигатель имеет повышенную надёжность и улучшенные технические характеристики за счёт создания новой экономичной и лёгкой камеры сгорания. С помощью двигателя РД-0109 решены исторические задачи освоения космического пространства — вывод на околоземную орбиту космического корабля «Восток» – впервые в истории человечества – с Ю.А. Гагариным на борту, а за ним, и всех одноместных и многоместных советских и российских пилотируемых кораблей, а также большей части различных отечественных спутников оборонного и научного назначения.
Обязательно необходимо сказать хотя бы несколько слов о ЖРД для боевых ракет воронежского производства. Специалисты ВМЗ построили более 20 различных типов двигателей, которые устанавливались как на ракетах для ПВО страны, так и межконтинентальных баллистических для РВСН и атомного подводного флота страны – от знаменитой на весь мир «Сатаны» шахтного базирования, до наводящей не меньший ужас на потенциального противника «Синевы», и ныне состоящей на вооружении атомных подводных ракетоносцев – ТРПКСН.
Бурное развитие космонавтики в конце 1950-х — начале 1960-х годов потребовало создания более мощной ракеты-носителя для вывода на орбиту объектов массой до 7000 кг. Для этих целей ОКБ С.А. Косберга на базе отработанного кислородно-керосинового двигателя РД-0106 второй ступени боевой ракеты Р-9А разработало двигатели РД-0107, РД-0108 и РД-0110 для третьих ступеней РН «Молния», «Восход» и «Союз» главного конструктора С.П. Королёва, которые обеспечили все наши советские запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, вывод на околоземные орбиты космических кораблей с экипажами из двух и трёх человек. Эти экипажи впервые осуществили выход в открытый космос, стыковку на орбите и совместный полёт двух кораблей, в том числе с американским кораблем «Аполлон». С помощью РН «Союз» обеспечивается доставка космонавтов и грузов на орбитальные космические станции до сих пор.
Воронежский высоконадёжный двигатель РД-0110 обеспечил более 1400 запусков ракет-носителей (РН). Это небывалый мировой рекорд! Создание и серийное освоение на известнейшем предприятии нашего города двигателей для «Протона», как и самой тяжёлой ракеты-носителя «Протон» — крупное достижение отечественной ракетно-космической техники. Этим носителем решены такие, выдающиеся даже на мировом уровне, задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжёлых космических аппаратов, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадку на Марс и Венеру. Стало возможным выводить в космос долговременные орбитальные станции «Салют» и «Мир», а также модули «Заря», «Звезда» и другие для международной космической станции. К настоящему времени проведено уже около 400 запусков «Протонов».
Вершиной отечественного космического двигателестроения является создание в Воронеже под руководством академика А.Д. Конопатова жидкостного ракетного двигателя «изд. 228» или РД-0120 для комплекса «Энергия-Буран» – не только самого мощного двигателя в мире, но и самого экологически чистого ЖРД на сегодняшний день.
Автор данной статьи очень гордится своим непосредственным участием в этой работе – в 1980-е годы пришлось работать на ВМЗ ведущим технологом по сборке ЖРД РД-0120 и встречаться с поистине выдающимися военачальниками, учёными, инженерами и нашими прославленными космонавтами, среди которых Д.Ф. Устинов, А.Д. Конопатов, Н.Д. Кузнецов, Л.Н. Никитин, Г.И. Завизион, Г.С. Титов, П.П. Попович.
Стремительное освоение космоса человечеством существенно увеличило долю производства ЖРД по сравнению с остальной продукцией завода. Только за период с 1985 по 1990 годы было произведено более 300 запусков двигателей производства Воронежского механического завода. Но не только двигатели для космоса прославили ВМЗ. Здесь выпускают целую линию лучших в мире авиационных поршневых двигателей для спортивных и лёгких пассажирских самолётов. Достаточно назвать самолёты «Як» от 18-го до 55-го, известные всей планете Су-26 и Су-29, Бе-103 и многие другие. За последние десять лет все Мировые чемпионаты по высшему пилотажу выиграны лётчиками сборной России на самолётах с моторами ВМЗ – М-14П, М-9 и М-9Ф.
Теперь чуть подробнее о научно-технических достижениях КБХА. ОКБ конструктора Косберга в годы Великой Отечественной войны разработало агрегаты непосредственного впрыска для двигателей лучших советских истребителей и бомбардировщиков Ла-5ФН, Ла-7 и Ту-2, обеспечивших ВВС Красной Армии окончательное и бесповоротное превосходство в воздухе над гитлеровскими люфтваффе. Затем, в период с 1946 по1954 годы было разработано около 80 наименований агрегатов: топливные форсунки, масляные флюгерные насосы, топливные фильтры, регуляторы подачи топлива, системы управления и регулирования и др. Одной из последних разработок в этом направлении было создание пусковых стартеров, работающих на твёрдом и жидком топливе, для мощных реактивных двигателей. Сейчас Воронежское конструкторское бюро химавтоматики - одно из ведущих не только в России, но и в мире, предприятие-разработчик ЖРД и уникальных гиперзвуковых и ядерных двигателей для летательных аппаратов.
КБХА в 1965 году приступило к разработке ядерных ракетных двигателей РД-0410 и РД-0411 (главный конструктор — Г.И. Чурсин, начальник отдела — В.Р. Рубинский, ведущие конструкторы — Л.Н. Никитин, М.П. Бирюков, А.И. Белогуров, Ю.И. Мамонтов). Двигатели предназначались для разгона, торможения космических аппаратов и коррекции их орбиты при освоении дальнего космоса. Рабочее тело — водород. Благодаря термодинамическому совершенству рабочего тела и высокой температуре нагрева его в ядерном реакторе до – 3000 градусов Кельвина, двигатель имеет высокую экономичность (удельный импульс тяги в пустоте — 910 кгс с/кг). Для ускорения работ разработка ядерного реактора и «холодного» двигателя (агрегаты подачи, регулирования и управления) была проведена параллельно.
Позже были проведены комплексные натурные испытания «холодного» двигателя на номинальной мощности в НИИХИММАШе, а также серия натурных испытаний реактора на Семипалатинском ядерном полигоне. С тех пор и на сегодняшний день Воронеж является бесспорным мировым лидером в создании ядерных силовых установок для космоса. Результаты работ по созданию ЯРД РД-0410 были использованы при разработке турбонасосного агрегата (ТНА) двигателя РД-0120, а также послужили основой при разработке многорежимных ядерных энергодвигательных установок для космических аппаратов.
С ТАКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ, КАК ВОРОНЕЖСКИЕ РД-0410 И РД-0120 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КОСМОНАВТИКА УЖЕ СЕЙЧАС МОЖЕТ ГОТОВИТЬ ПОЛЁТ НА МАРС, без оглядки на любых зарубежных партнёров и конкурентов!
Кстати, представители развитых западных стран, как теперь принято их называть, все норовят нас чему-нибудь поучить, в том числе и какой-то, якобы, их особенно правильной любви и бережному отношению к природе, их экологической культуре. Для любого российского ракетчика это смешно: мы научились строить кислородно-водородные двигатели, которые при взлёте ракеты выделяют обыкновенной водяной пар и ничего более вредного. Их же, американские, хвалёные «Шаттлы» с пороховыми ускорителями прожигают в атмосфере Земли озоновые дыры диаметром до четырёхсот километров! Вот уж поистине, по великому русскому баснописцу Крылову – чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться!?
Вспомним сегодня, как вся страна радовалась и ликовала в апреле 1961 года, как были едины советские люди в светлом порыве, счастливом и незабываемом! Полёт Юрия Гагарина «вокруг шарика» - это событие мирового масштаба в истории Земли. Оно стало возможно только потому, что в нашей стране трудом могучей плеяды ученых, инженеров, техников и рабочих во главе с С.П. Королёвым на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7А были созданы первые ракеты-носители (РН) Земли «Спутник» и «Восток», с тех пор в народе ласково называемыми «семёрками». Приятно повторить – в знаменитых «семёрках» установлены воронежские двигатели! Это - наша гордость и наша слава. «Семёрка» - рабочая лошадка космоса - ещё при жизни вполне заслуженно поставила себе памятники по всей Земле: на космодроме Байконур, в г. Королёве, в Москве на ВДНХ. Воронеж по праву может претендовать на установку такого памятника трудовому и научному подвигу наших земляков. Напоминаю Вам, уважаемые читатели, что самолёт РДД (рекорд дальности дизельный), на котором В.П. Чкалов собирался облететь вокруг Земли, строил на воронежском авиазаводе наш земляк, выдающийся авиаконструктор 1930-х годов А.С. Москалёв. Так что беспосадочный полёт вокруг Земли – «фирменный» знак воронежских самолёто- и двигателестроителей.
Что же означает для нашей страны «семёрка», с чем можно сравнить её рекордную надёжность? Примеров для подражания, к счастью, много, оборонно-промышленная отрасль страны отличалась не раз: «Катюша», штурмовик Ил-2, танк Т-34, автомат Калашникова, «МиГи», комплекс ПВО С-300, непревзойдённые истребители «Сухого». «Семёрка» тоже заслужила своё имя, и оно останется навсегда в истории. Справедливо говорят, что «Семёрка» - это «тридцатьчетвёрка» ракетного века, выигравшая все мирные бои на ракетно-космическом поле во второй половине XX века, и этим всё сказано. Знаете, что сказал первый космонавт Планеты Ю.А. Гагарин после знаменитого: «Поехали!»? Следующая его фраза была: «Косберг сработал!». Это – про воронежскую 3-ю ступень! Вот так-то!
И ещё, маленький штрих. Мало кто знает о том, что свой академический дипломный проект в середине 1960-х годов - пилотируемый воздушно-космический самолёт (прообраз современных «Буранов» и «Шаттлов») - Юрий Алексеевич Гагарин готовил на основе разработок земляка воронежцев и заводоуковцев Александра Сергеевича Москалёва…
Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 102 - 105.