Животова А.Н.,
зав. сектором
социокультурной работы
ИБЦ ТюмГУ
С установлением советской власти и началом периода новой экономической политики одной из приоритетных задач молодой республики становится создание и совершенствование системы профессионально- технического образования. В 1919 году при Народном комиссариате просвещения РСФСР была учреждена секция профессионально-технического образования. В январе 1920 года декретом Совета народных комиссаров РСФСР она была преобразована в Главный комитет профессионального образования – Главпрофобр [1]. В это же время происходит создание органов руководства профессионально-техническим образованием на местах.
В Тюменской губернии таким органом стал Тюменский губернский подотдел профессионально-технического образования (далее подотдел), созданный в феврале 1920 года при Тюменском губернском отделе народного образования Губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов [2, 49], и преобразованный в октябре 1920 года [2, 65] в Тюменский губернский комитет профессионально-технического образования (далее комитет губпрофобра). Деятельность этого учреждения в период 1920-1921 годов заложила прочный фундамент для дальнейшего развития профессионально-технического образования в регионе. А организация и проведение первого губернского съезда по профтехобразованию в феврале 1921 года - знаменовало начало нового этапа в его развитии.
Свою работу подотдел начал с апреля-мая 1920 года после приезда из командировки в Москву заведующего подотделом П.М. Безсонова. К этому времени из профессионально-технических учебных заведений в губернии работали: технические курсы для квалифицированных рабочих металлообрабатывающей промышленности, ремесленное училище, преобразованное в августе 1919 года в единую трудовую школу в Тюмени, ветеринарно-фельдшерская и сельскохозяйственная школы г. Тобольска, учебно-показательная мастерская с. Абатского Ишимского уезда и бухгалтерские курсы [2, 79 об.].
В составе подотдела начали работу 4 секции: школьно-курсовая, художественно-промышленная, образования рабочих, внешкольного образования и Совет подотдела, в состав которого вошли представители Совнархоза, Совета профсоюза, Губотнаробраза и других заинтересованных учреждений и организаций с правом совещательного голоса.
По данным подотдела к маю 1920 года в Тюменской губернии из 204700 детей в возрасте от 8 до 17 лет 144983 человека оставались без обучения [2, 79 об.]. В тоже время мобилизация в годы гражданской войны работоспособного населения губернии гибельно отразилась на производстве. Из-за недостатка квалифицированных рабочих многие заводы губернии были на грани закрытия: «На заводе «Механик» не достаёт 83 человек квалифицированных рабочих, на заводе Рекорд - 64 человек, на заводе Победа – 38, что составляет почти 30%. На механическом заводе в Ишиме работают 60 человек. Из них квалифицированных – 15, все латыши, которые при первой возможности эвакуируются на место жительства. Завод останется без квалифицированных рабочих» [2, 53]. Все эти обстоятельства требовали срочных мер по развитию профтехобразования в губернии.
Наибольшее внимание в регионе уделялось металлообрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, особенно в Ишимском и Ялуторовском уездах, а также химической промышленности с её производствами: стекольным, писчебумажным, спичек, спирта, мыла, консервирование пищевых продуктов, выделки разного рода кож и добывания топлива. В этих условиях одной из главных задач подотдела стало открытие ряда ускоренных профтехнических курсов, а также создание сети учебных профтехнических школ, показательных мастерских и организация центрального политехникума, способного объединить и направить работу технических курсов для формирования кадрового потенциала, необходимого промышленности региона.
План работы подотдела на ближайший период был составлен в апреле и утвержден в мае 1920 года. В числе первоочередных задач работы подотдела было формирование инструкторского персонала. Однако эта задача даже к началу работы первого губернского съезда по профтехобразованию была реализована лишь на одну треть. Вместо 38 человек, которые должны были составлять штат сотрудников подотдела, а впоследствии и комитета губпрофобра, работали всего 13. В их числе: заведующий, руководители секций, инструкторы, секретари и делопроизводитель [2, 79-79 об.].
Этим составом решались основные задачи подотдела, в том числе налаживание связей с уже существующими подобными подотделами в Советской России для обмена информацией, создания положений и инструкций. А также: организация уездных подотделов профтехобразования и осуществление учёта всех существующих учебных заведений, курсов и мастерских, находящихся до этого времени в ведении других ведомств и их имущества; составление смет на открытие разных профтехнических школ, курсов и мастерских и организация их работы; формирование педагогического и технического персонала и материально-технической базы профтехобразования; приобретение и разработка учебных программ для разного типа профтехнических учреждений; а также организация и открытие музея художественной промышленности и прикладного искусства Тюменской губернии и многое др.[2, 69].
Из-за отсутствия указаний из Главного комитета профессионального образования страны, планы и программы учебных занятий разрабатывались в процессе работы специальных комиссий. В их состав помимо членов подотдела входили представители различных советских учреждений и ведомств на местах: Совета профсоюза, Губсовнархоза, Губфинотдела, Союза строительных рабочих, Земотдела и др., а затем утверждались в ходе заседаний Совета подотдела.
Одними из первых начали работу краткосрочные технические курсы для подготовки квалифицированных рабочих с числом слушателей в начале на 9, а позднее на 40 человек. К июню были открыты учебно-показательные мастерские в г. Тюмени для изготовления учебных пособий, и переплётно-картонажная и столярно-токарная мастерские в с. Круглово. К августу 1920 года уже работали учебно-показательные мастерские курсы на 10 человек, и профтехнические курсы на 200 человек в Ишимском уезде, школа выработки оленьих шкур в Берёзовском уезде, школа выработки замши в Сургутском уезде [2, 80 об.]. Целый ряд курсов планировалось открыть в сентябре 1920 года, в частности: почтово-телеграфные курсы на 100 и 40 человек, курсы по подготовке делопроизводителей волостных финансовых членов исполкомов на 60 человек, курсы строительных рабочих на 200 человек, курсы огородничества и садоводства на 80 человек в Тюмени, зырянскую школу 2-й ступени на 160 человек, учебно-показательные мастерские в г. Туринске на 60 человек, технические курсы на ст. Петухово на 80 человек [2, 81].
Ряд курсовых мероприятий планировалось реализовать на базе тюменского политехникума. Вопрос о его создании был поднят на заседании Совета подотдела уже в апреле 1920 года. Организация политехникума признавалась важной и необходимой всеми представленными на собрании учреждениями и организациями. Изначально обсуждалось открытие на его базе 11 отделений: механического, электротехнического, химического, кожевенного, архитектурного, дорожно-строительного, торфяного, мелиоративного, деревообделочного, землемерного и гидротехнического [2, 27]. Однако 1 августа 1920 года политехникум начал работу в составе двух отделений. Деятельность химического отделения, рассчитанного на 50 человек и срок обучения 2,5 года, возглавил инструктор школьно-курсовой секции подотдела профтехобразования Ю.А. Будилович. Руководителем дорожно-строительного отделения, рассчитанного на 150 чел. и срок обучения 3 года, был утверждён Василенко [2, 25].
Развитие образовательных профтехнических учреждений, созданных подотделом, требовало решения целого комплекса проблем. Часть из них так и осталась нерешёнными в этот период, другая решалась как собственными силами, так и путём ходатайств перед различными учреждениями и ведомствами. В частности, подотдел вёл переговоры и ходатайствовал перед местными учреждениями о передаче здания и инвентаря бывшего коммерческого училища для целей и нужд профтехобразования. Частично этот вопрос был решён в июле 1920 года, когда состоялось заседание комиссии по распределению учебных пособий бывшего Реального и Коммерческого училищ между учебными заведениями города [2, 32]. Помимо этого, подотдел ходатайствовал перед Уральским комитетом профтехобразования о реэвакуации оборудования механико-технического училища, увезённого белыми при отступлении в 1919 году и находящегося в распоряжении военного ведомства [2, 90об.], а также занимался организацией мастерских по созданию учебных пособий в губернии.
Вопрос о нехватке специалистов для обслуживания профтехнических учебных заведений подотдел пытался решить, в том числе ходатайствуя перед революционным военным советом республики о демобилизации квалифицированных рабочих из рядов Красной армии, а также снятии с работ лиц, занятых в советских учреждениях не по специальности. Одной из наиболее сложных проблем, тормозящих развитие губернского профтехобразования, в течение длительного периода времени являлась плохое материальное положение учащихся и преподавателей, а также отсутствие нормальных бытовых условий для их жизни, что впоследствии поставило перед многими учебными заведениями вопрос о закрытии.
В своем докладе заведующий комитетом губпрофобра П.М. Безсонов на первом губернском съезде по профтехобразованию среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться его сотрудникам особо отметил «междуведомственность», подразумевая вероятно раскоординированность связей между ведомствами, от действий которых зависело решение жизненно важных вопросов работы подотдела. А также плохое отношение хозяйственных и снабжающих органов и производственных союзов к профтехобразованию, и несвоевременное финансирование: «В смысле снабжения Губпрофобр жил лишь подачками, выпадавшими на его долю от местных органов снабжения, не получая в то же время почти ничего по сметам из Центра и Уралпрофобра» [3, 28].
Несмотря на вышеизложенные сложности, за сравнительно недолгий (чуть меньше года) период своего существования комитет тюменского губпрофобра смог реализовать целый ряд поставленных перед ним задач: организовать деятельность уездных отделений губпрофобра, наладить работу многих курсов, школ, мастерских и даже политехникума, с общим количеством обучающихся в них порядка 2000 чел. [3, 28], организовать работу первого губернского съезда по сельскохозяйственному образованию и первого губернского съезда по профтехобразованию, на котором работа комитета тюменского губернского профессионально-технического образования единогласно была признана удовлетворительной.
Литература:
- Большая советская энциклопедия. Профессионально-техническое образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sovet/Professionalno-tehnicheskoe-obrazovanie-52116.html (дата обращения 19.09.2016)
- Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (далее ГБУТО ГАТО). Ф. 80. Оп. 1. Д. 21.
- ГБУТО ГАТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 162.
Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 20 - 21.