Портнягина В. И.,
член родословного
общества «Истоки»
г. Заводоуковск

Вера Портнягина. 1976 год

2022 год насыщен разными событиями, одно из них – 100-летие со дня образования Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Очень рада, что вспомнили об этой замечательной детской организации, которая была создана с целью вовлечения детей в общественно-полезную деятельность. Уверена, что все, кто были пионерами, вспоминают это время со светлой грустью... Кто-то вспомнит дробь барабана, призывный звук горна, кто-то пионерские дела и, наверное, все заново переживут то волнение, которое испытывал каждый вступающий в пионеры. Мы, пионеры 60-х, своего детства даже и не представляли без пионерской организации. Волнение перед вступлением в пионеры, красный галстук, повязанный в торжественной обстановке, пионерские сборы, день пионерии на местном озере, районные слеты, палаточный лагерь пионерского актива, поездка во Всероссийский лагерь «Орленок» на берегу Черного моря – все это наиболее яркие воспоминания моего пионерского детства. В 6-8 классах я была председателем совета дружины. В это время мы собирали макулатуру и металлолом, а вырученные деньги отправляли на строительство Дворца пионеров на Чукотке и были уверены, что несколько кирпичиков в этом здании – от нас. Мы собирали подписи за освобождение Анджелы Дэвис и верили, что помогли ей оказаться на свободе. Такие акции в масштабах страны позволяли чувствовать себя членами действительно значимой организации, полезной своими действиями людям. В летнее время мы объединялись в сводный разновозрастный уличный отряд. Находился какой-то свободный дом, где мы организовывали свой штаб, в котором собирались поиграть, почитать, подготовить концерт, обдумать тимуровский рейд.

А 19 мая – День пионерии – был главным праздником года. В этот день отменялись занятия в школе, но явка в школу была стопроцентная. Под звуки горна и барабана со знаменем дружины мы шли в лес на озеро Чаешник, где проходила линейка, театрализованное представление «15 республик –15 сестер», или что-то другое о дружбе и солидарности детей планеты, потом были соревнования, игры, песни у костра, для которого на поляне снимали дерн в виде пятиконечной звезды, работал буфет, где было мороженое из фляги – редкое лакомство для села. Незабываемым событием для меня была награда за активное участие в жизни пионерской дружины - поездка в «Орленок». Я и в Тюмени-то была всего лишь раз, тоже, кстати, поездка, организованная школой, а тут полстраны проехала с остановкой в Москве, посещением Мавзолея. В «Орленок» приехали ночью, но какая красота – лагерь на берегу моря, корпуса – как корабли, цветущие розы, кипарисы, горы! Жизнь в таком лагере кипела ключом, времени свободного практически не было: смотр строя и песни, пионерские костры, Турград, поход в горы, купание в море, день Нептуна, политбои, занятия в школе 3 раза в неделю… Сюда приехали ребята со всех уголков Советского Союза: из Латвии, Якутии, Казахстана, Украины и других мест. Здесь были такие вожатые: веселые, умелые, с ними так хорошо, интересно было! Именно тогда я решила – после окончания школы буду вожатой! 40 дней пролетели незаметно. Прощание в орлятском кругу, песни, слезы, обещания встретиться. Встретилась я через несколько лет лишь с вожатой Надей Стрельцовой, которая работала уже в Тюмени, и с «Орленком», куда увозила делегацию ребят из Тюменской области уже будучи вожатой. Это было как возвращение в детство…

В 1970 году я поступила на школьно-пионерское отделение Тюменского педучилища. Это была хорошая профессиональная подготовка к работе пионервожатой в школе. Нас, будущих вожатых, легко было узнать по красным галстукам, которые мы с удовольствием носили. Помимо общеобразовательных предметов мы на уроках «Массовое затейничество» разучивали песни, танцы, игры, учились играть на баяне и, конечно же, на барабане. Готовясь к летней работе в пионерских лагерях, несколько дней жили в палаточном городке, где оттачивали полученные знания по работе с детьми на практике. Мне посчастливилось работать в лагере имени Гагарина в родном Заводоуковском районе. А позднее – в пионерском лагере «Дружба» при заводе «Тюменьсельмаш». Работа в лагере интересна тем, что круглые сутки вожатые живут с детьми. Много времени для неформального общения. Ежедневный подъем флага, конкурсы, смотры, вечерние костры и обязательно песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Картошка –объеденье, пионеров идеал». Старалась в лагерную жизнь внести то, что запомнилось из «Орленка».

А 1 сентября начала работу старшей пионервожатой в школе. Дружина имени Павлика Морозова школы №2 была очень большая, сборы или линейки можно было провести только в спортзале. Диплом вожатой у меня был, но опыта и практики не хватало. Очень благодарна директору школы Тамаре Дмитриевне Яковлевой, которая постоянно интересовалась моей работой. На совещания при директоре, посвященные разным направлениям внеклассной работы, будь это спортивная работа, работа библиотеки, всегда приглашала меня и наставляла: «Это тоже твоя работа!». Очень многое для работы с пионерами давали семинары вожатых в Доме пионеров. Мы делились опытом, разучивали песни и танцы, речёвки, проводили конкурсы.  В 1976 году я была переведена в Бигилинскую среднюю школу. В это время пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Мартына Пантелеймоновича Теплякова. Поисковая работа по имени героя продолжалась: мы переписывались с братом Теплякова, с пионерами Белоруссии, где похоронен герой, с авторами книг о героях Великой Отечественной войны –узнавали что-то новое, проводили сборы и линейки о своем земляке. Своими пионерскими делами старались быть достойными героя: принимали участие во всех районных мероприятиях, неоднократно были удостоены звания Правофланговой дружины, побеждали в смотре знаменных групп, пионерских комнат, наши пионеры-активисты побывали и в «Орленке», и в «Артеке», и в «Океане». В этот период работа пионеров была организована в форме маршей, посвященных памятным событиям страны: юбилею комсомола – «Мы верная смена твоя, комсомол!», юбилею Октябрьской революции – «Идем дорогой Ленина – дорогой Октября!» и др. У марша были маршруты, которые охватывали все направления работы: патриотическое, трудовое, тимуровское , спортивное, учебную деятельность, работу с октябрятами – учащимися младших классов. Стали в школе традиционными дела, предложенные пионерами: «Алло, мы ищем таланты!», веселые старты, «Вперед, мальчишки!», слет отличников и ударников учебы, игра по станциям «Делами звена дружина сильна».

В 1977 году я поступила на заочное отделение в Костромской пединститут, где готовили методистов пионерской и комсомольской работы. В это время мне повезло побывать и в «Артеке», где проходил семинар вожатых со всей страны. Эти 10 дней общения обогатили нас, вожатых, опытом, которым щедро делились друг с другом, новыми формами работы с пионерами.

Вожатой я проработала 10 лет, и это самые памятные, яркие годы в моей почти 40-летней педагогической деятельности. В своей практике не встречала случая, когда бы в пионеры «загоняли». Наоборот, стремление стать пионером и быть полезным было практически у каждого. Даже двоечники подтягивали свою учебу, прогульщики посещали все уроки. Политизация организации стала заметна позже, да и не все воспринимали это как недостаток, искренне верили в светлое будущее и «были готовы к борьбе за дело коммунистической партии». Главное, что дети росли в коллективе и чувствовали свою причастность к великим делам Родины. Я рада, что многие мои пионеры, встав взрослыми, вспоминают с благодарностью свое пионерское детство. 

Пришлось мне поработать с пионерами и тогда, когда стала учителем истории и классным руководителем. Своих пятиклассников я воспитывала на пионерских традициях: на пионерских сборах мы обсуждали, как помочь своим товарищам в учебе, читали Гайдара и проводили тимуровские рейды, приглашали в гости участников Великой Отечественной войны. Следуя Торжественному обещанию, на одном из сборов решили составить каждому свои личные обещания - «Пионерское слово», где прописывали свои планы по учебе, по спорту, по чтению книг, подробно расписывали свое пионерское поручение. На последующих сборах группами отчитывались о выполнении своего «Пионерского слова». Жаль, что вскоре пионерская организация прекратила свою деятельность… Но уже с выпускниками 2000 года мы создали в школе музей, и один из разделов был посвящен пионерской организации Бигилинской школы. А ученица старших классов Веселова Татьяна написала исследовательскую работу по истории пионерской организации школы и заняла 2 место на районной конференции «Шаг в будущее».

С пионерским галстуком я не рассталась и уходя на пенсию. Есть в Тюмени места, где пионерские символы и атрибуты сохраняются в качестве экспонатов – это «Дом пионеров», гостиница в лесной зоне, кафе «Горкомовское» около центрального универмага, где можно отметить день рождения, встретиться с бывшими однокурсниками пионерского отделения. Семейные праздники иногда проводятся с пионерскими традициями, будь это юбилей или просто 19 мая. Будучи на пенсии я неоднократно организовывала 19 мая пионерские посиделкидля учителей-пенсионеров. На День села наша улица Школьная выходила под барабанную дробь с речёвкой и, конечно, в галстуках. 100-летний юбилей мы, вожатые 70-80 годов, по инициативе Р. А. Орловой встретились в нашем музее, чуть позже ветеранский клуб «Здравствуйте!» провел интересную встречу, посвященную пионерии. И там, и там звучал гимн пионеров.

Хочется надеяться, что инициатива, предложенная Президентом В. В. Путиным по созданию детской организации, учтет опыт пионерского движения. Ведь, как говорят, «новое - это хорошо забытое старое»…

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2022.- С. 126 - 128.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»