Хамова Л. И.,
хранитель музея
Падунской средней общеобразовательной школы
имени Заслуженного учителя школы РСФСР И. Е. Хребтова
Возникла Падунская школа 15 января 1889 года. За 132 года произошло много изменений и преобразований. Я хочу начать с 1952 года когда школа была реорганизована в среднюю, а директором стал вновь приехавший учитель физики Сергей Иванович Пантюхин. Было очень трудно, особенно в первый год работы. Денег по смете не было ни копейки. Дрова ни для школы ни для учителей не были заготовлены. Проблему удалось частично решить обратившись в обком КПСС. Пришлось занимался в основном хозяйственными делами, а 1 августа 1954 года С. И. Пантюхин вернулся в Тюмень и директором школы стал Иван Евгеньевич Хребтов.
С этого времени выполняя решения Х1Х съезда КПСС, школа переходит к всеобщему политехническому обучению. Целью политехнизации является подготовленность выпускников школ к практической деятельности, чтобы учащиеся знали основы промышленного и сельскохозяйственного производства и практически приобщались к труду на предприятиях, колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. Школе в то время трудно было добиться резкого перехода к новому направлению. Средняя школа существовала всего два года и не имела ни кабинетов, ни оборудования для них, ни мастерской. Опытный участок школы размером 150 кв.м. был расположен на глинистой почве, где даже сорняки не вырастали. Не было и опыта работы у ещё в основном молодого коллектива, поэтому было принято решение создавать материальную базу для организации кабинетов и учиться самому коллективу учителей, заимствуя лучший опыт.
Как же осуществлялось политехническое обучение в свете учебных дисциплин?
БИОЛОГИЯ. Начали работу с создания материальной базы. Для этого директор школы ознакомился с работой опытного участка в Заводоуковской средней школеруководимого Аркадием Сергеевичем Веселовским. Договорились об обмене опытом и заимствовании семян. Приняв решение о закладке опытного участка, нашли маленькую площадь 0,25 га. Силами учащихся огородили тынником сделали два парника на 8 рам и весной 1955 года было заложено ряд опытов по яровизации семян ржи, выращиванию различных сортов кукурузы на зерно, по сортоиспытанию картофеля, томатов и т. п. Заведующей опытным участком была Фомина Фаина Павловна, которая для ознакомления с работой на участке побывала не только в пяти школах района, но и в Москве на ВДНХ. Осенью организовали выставку, на которую представили смонтированные с участка наглядные пособия. В последующие годы работа улучшалась. На коллекционном участке выращивали культуры, не культивируемые в нашем районе: ветвистая пшеница, голозёрный ячмень, голозёрный овёс, нут, чина, чечевица, фасоль, кок-сагыз, соя, софора. Проведено испытание 10 сортов картофеля и 10 сортов томатов. С большим интересом провели опыты по прививке томатов на картофель. Для работы натуралистов в зимнее время нашли небольшую комнату, отремонтировали, сделали горки для цветов, клетки для голубей и кроликов, столики для аквариумов. Хватило места черепахе и морским свинкам.
В 1954 году к директору школы обратился представитель Лесхоза за помощью в посадке саженцев деревьев. Решив, что это хорошая практика по закреплению материала по ботанике, приняли это предложение и за три года школьники посадили 7 гектаров леса. В свою очередь Лесхоз помогал школе лесоматериалами для ремонта и строительства.
РАБОТА В МАСТЕРСКИХ. Занятия в школьной мастерской на 20 мест начались в январе 1956 года. Учащиеся с большим интересом занимались на уроках,даже учиться стали лучше, чтобы дополнительно заниматься ещё и на кружке. Делали своими руками инвентарь для опытного участка (носилки, грабли, маркеры, этикетки)лопаты для чистки снега. Учителем столярного и слесарного дела был Яков Фёдорович Журба – сампервоклассный мастер, он не боялся сложных заказов, приучал к этому и ребят. Делали деревянные лопатки, стульчики и игрушки для детского сада. Ребят постарше Яков Фёдорович увлёк большой серьёзной работой – ониделали книжные и плательные шкафы, столы и стульчики для нужд школы и даже выполняя заказы организаций и предприятий. По окончанию школы сдавали экзамен и получали Свидетельство о присвоении профессии столяра-мебельщика.
С 1960 по 1966 год в школе обучали автоделу и вместе с аттестатом зрелости выдавали водительские права, с которыми можно было устроиться на работу по этой профессии. Обучались и девушки по желанию и состоянию здоровья.
Для решения вопроса по созданию школьной швейной мастерской Иван Евгеньевич собрал педсовет, на котором решили закупить швейные машинки обучить девочек, взять заказы и начать работать. Стали искать, у кого бы опыт перенять. Ни в одной школе области такого ещё не было и тогда, учитель домоводства Ольга Адамовна Хребтова обратилась в швейное училище города Тюмени. Дали там свою программу и кое-что подсказали. Школа закупила 10 ручных машин, 11 ножных и 4 электрических. С областной оптовой базой был подписан договор на поставку ткани. Второй договор заключили с детскими домами Тюмени и Ялуторовска на пошив детских изделий. Первыми заказами для них были платьица для девочек. Позднее стали принимать заказы из сельской больницы на халаты женские и пижамы мужские, бельё постельное. Так работали девочки 9 – 11 классов, а в конце учебы сдавалиэкзамен комиссии, в состав которой входили специалисты КБО. Они определяли качество и пригодность изделий, которые каждая девочка шила в течении недели. Получали 3 разряд швеи.
ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Были введены практикумы в 8-10 классах по сельскому хозяйству и машиноведению. Договорившись с директором совхоза проводили практические занятия по животноводству на ферме,по растениеводству на складе (определение качества семян, чистоты, абсолютного веса и др.) по механизации в мастерской при ремонте и разборке тракторов, а также в таких работах, как боронование, культивация, дискование, работали на прицепах. Всё выполняли с большим желанием, увлечённо. Учащиеся 9 классов при прохождении практики по животноводству выполняли все работы по уходу за животными, учёту молока, определению жирности, кислотности, температуры и т.п. Позже ухаживали за молодняком. Таким образом приобретался определённый опыт работы. Кроме практических работ проводились экскурсии на поля совхоза и фермы.
С 1966 года в течении 5 лет учащиеся девятых классов отдыхали и работали в палаточном лагере на отделении № 2 совхоза имени Я. М. Свердлова. Четыре часа в день работали в саду, на огороде и ухаживали за семенниками многолетних трав. Все работы выполнялись вручную, что не удовлетворяло ни учителей ни учеников. Поэтому в 1968-69 учебном году было введено преподавание основ растениеводства и изучение трактора. Обучались не только юноши, но и девушки 9 – 10классов. Уже на следующий год 37 десятиклассников получили права тракториста-машиниста 3класса. Из них четверо остались работать в совхозе «Новозаимский».
Опыт показал, что для улучшения трудового воспитания лучшей формой является школьная производственная бригада. И она была создана в 1970 году на базе отделения № 1 совхоза имени Я. М. Сверд-лова. Руководство взяла на себя учитель биологии Августина Павловна Кузнецова. Члены бригады, учащиеся 7 – 9 классов в количестве 200 человек, провели полный цикл работ на закрепленном участке площадью 29 гектаров. Выполнять такой объём работ было бы невозможно без шефской помощи совхоза имени Я. М. Свердлова. Были куплены и переданы школе тракторы ДТ-75 и МТЗ-50, два плуга, сцеп борон, картофелесажалка, туковая сеялка, разбрасыватель удобрений, два культиватора, ботвоуборочная машина. Помог совхоз сделать помещение для кабинета машиноведения, закрепил инструкторадля практического вождения. В школе своими силами собрали узлы и детали сельхозмашин, сделали стенды, приобрели наглядные пособия и инструменты. Кабинет стал оборудованным для практических занятий. Зимой здесь подготовили 12 трактористов из числа рабочих совхоза.
СТРОИТЕЛИ – САМИРЕБЯТА В 1965 году была построена школа на 650 мест. В её строительстве принимали активное участие учащиеся старших классов. В 1970 году ребята построили спортивную площадку, которая была признана лучшей в районе, стрелковый тир с лыжной базой, кабинет машиноведения с гаражом, парники, теплицу, типовую прачечную и многое другое. Учащиеся ежегодно выполняли большой объём общественно полезного труда: собирали металлолом (иногда до 40 тонн), сажали деревья в школе и посёлке, выращивали по 35-40 тысяч корней цветов и примерно столько же цветочной рассады для населения. В 1972 году был заложен первый в районе дендрарий. Были высажены туи, ели, маньчжурский орех, барбарис, можжевельник, шиповник крупноплодный, магония падуболистная, бузина, клён узколистный, а в качестве живой изгороди боярышник.Многое из сказанного стало историей и говорится в прошедшем времени. Все эти преобразования проходили под руководством Ивана Евгеньевича Хребтова, Заслуженного учителя школыРСФСР, отличника народного просвещения.И школа по праву носит его имя с февраля 2012 года.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 138 - 141.