Солодова Т. И.,
член Союза писателей России,
член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств,
г. Тобольск

ГЕНЕРАЛ «ОТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Директор народных училищ
Тобольской губернии Г. Я. Маляревский

 

Ранним августовским утром 1880 года 13-летний Гриша Маляревский приезжает из Курганского уезда в губернский город Тобольск для поступления в духовную семинарию. С тех пор на много лет его жизнь оказалась тесно связанной с этим городом, который он полюбил и считал своей второй родиной.

В духовной семинарии мальчик учился на казённый счёт как сирота по отцу и как круглый отличник. Его успехи в учении были настолько велики, что после окончания семинарии он легко поступил в Казанскую духовную академию. Правда, юноша мечтал получить светское образование в университете. Но по законам того времени он не мог туда поступить. В академии Григорий занимался блестяще. Поэтому по окончании её ему предложили принять архиерейство. Молодой кандидат богословия отказывается от почётного предложения и поступает в Казанский университет на естественный факультет.

Юность Маляревского пришлась на то время, когда в русском обществе всё сильнее становилось осознание необходимости народного образования и просвещения. Григорий решил посвятить себя этому делу, в выполнении которого он видел прямой путь к будущему благосостоянию народа и страны в целом.

С отличием окончив Казанский университет в 1891 году, молодой человек возвращается в Тобольск и назначается преподавателем географии и гражданской истории в Тобольское епархиальное женское училище.

Григорий Яковлевич прослужил в училище три года. За это время он показал себя способным педагогом-новатором, стремящимся внести изменения, улучшающие преподавание порученных ему предметов. Способности, целеустремлённость и энергия молодого учителя были замечены.

«Указом Святейшего синода от 2 числа марта 1894 г. за № 102 учитель географии и гражданской истории Григорий Маляревский определён епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Тобольской епархии»[1].

С тех пор жизнь Григория Яковлевича была связана с постоянными разъездами. Его главными задачами являлись инспектирование церковных школ; забота об улучшении преподавания в них, об учащих (как в то время называли учителей сельских школ), об открытии новых учебных заведений; контроль за окружными инспекторами и руководство ими.

Будучи творческой личностью, Маляревский постоянно ищет пути совершенствования тех или иных сторон школьного образования.

Особенно много сил, энергии и времени отдавал Григорий Яковлевич организации и проведению краткосрочных педагогических курсов для учителей церковных школ. С 1895-го года он ежегодно был инспектором и руководителем подобных курсов.

Маляревский ратовал за приближение обучения к практическим нуждам крестьян.

Его активная деятельность не осталась незамеченной. В конце 1906-го года попечитель Западно-Сибирского учебного округа переводит Григория Яковлевича по ведомству Министерства Народного Просвещения директором народных училищ Тобольской губернии. Ведомостях»[2].

Итак, с 1907 года Григорий Яковлевич становится во главе народного образования Тобольской губернии. В его компетенцию входят низшие и средние учебные заведения, учебной частью и воспитательной работой которых, а также назначением, перемещением и увольнением учителей он должен руководить.

Практическая работа Директора включала в себя самые различные аспекты: от забот о хозяйственных и материальных нуждах учебных заведений, учащих и учащихся до организации курсов по повышению квалификации и надзора за политической благонадёжностью и моральными устоями учителей и учеников школ.

Заботясь не только о количественном, но и о качественном показателе обучения, Маляревский уделял особое внимание открытию высших начальных училищ, так как окончание их давало возможность выпускникам поступать в профессиональные средние специальные заведения. За время его директорствования количество высших начальных учебных заведений увеличилось почти в два раза. Даже осенью 1917года, несмотря на трудности военного времени и смену власти, ему удалось открыть в губернии 6 высших начальных училищ.

Крестьяне и горожане низших сословий охотно отдавали своих детей в такие школы, где, наряду с общеобразовательными предметами, велось обучение какому-либо ремеслу. Директор делал много усилий для открытия школ такого типа: к 1 января 1917 года в Тобольской губернии имелось два ремесленные училища и 19 училищ с ремесленными отделениями. В основном, там преподавались столярное и кузнечно-слесарное ремёсла. Но в зависимости от местных нужд вводились и другие специальности. Их задачей была не только подготовка низших специалистов, но и просвещение крестьянства, приобщение его к более современным орудиям труда.

При женских училищах и в смешанных школах для девочек имелись классы ручного труда. Обычно учили вязанью, шитью и вышиванию. А в Тобольском женском приходском училище, кроме того, изучались кройка и шитьё обуви.

Много усилий прилагал Директор народных училищ для внедрения в Тобольскую губернию культурного ведения сельского хозяйства, видя в нём один из главных путей к благосостоянию страны и народа. Он хотел, чтобы просвещение крестьян шло через школы. Для этого имелось два пути.

Первый: стремление заинтересовать сельских учителей в ведении хозяйства, чтобы оно было примером для крестьян и давало учащим дополнительный материальный доход. Почти ежегодно устраивались курсы сельского хозяйства, пчеловодства, огородничества и садоводства, выписывались и рассылались по училищам сельскохозяйственные библиотечки.

Второй путь: это приучение учащихся к культурному ведению сельского хозяйства. Занятия сельскохозяйственным трудом проходили во многих школах. С 1907 по 1917 годы при трёх двухклассных училищах открылись сельскохозяйственных отделения: Голышмановском Ишимского уезда, Куликовском Тюкалинского уезда и Червишском Тюменского уезда. Программа отделений была обширной. Она включала в себя теоретические занятия по всем разделам сельского хозяйства, в том числе по скотоводству и ветеринарии.

В области начального образования в Западной Сибири исторически сложилась ситуация значительного преобладания учительниц над учителями, особенно в сельской местности. Главным минусом преобладания учительниц являлся более низкий уровень их педагогической подготовки. Обеспокоенный таким положением, Маляревский в 1907 году ходатайствует перед начальством об открытии в подведомственной ему Дирекции женской учительской семинарии. Местом для семинарии он избирает Ялуторовск.

Семинария предназначалась для девочек всех сословий - с бесплатным обучением; а для малообеспеченных учениц предполагалось учредить стипендии. Это учебное учреждение должно было иметь явно выраженный демократичный характер, который заключался в том, что оно будет готовить учительниц из народа и для народа.

В 1912году произошло торжественное открытие Ялуторовской женской учительской семинарии – событие большого значения не только для Тобольской губернии, но и для Сибири: женская учительская семинария в то время в России была явлением редчайшим.

С успехом увенчалось ходатайство об учреждении мужской учительской семинарии в Тобольске, возбуждённое представлением Маляревского в 1912 году. 21 декабря 1914 года состоялось её торжественное открытие.

Кроме учительских семинарий, важной мерой повышения уровня педагогической подготовки учителей Маляревский считал краткосрочные курсы, которые он устраивал ежегодно, иногда в нескольких городах губернии. Целью курсов являлось «ознакомление учащих с лучшими способами преподавания в начальной школе»[3].

Для того чтобы понять, какое значение имели педагогические курсы для учителей сельских школ и насколько велика была заслуга Маляревского в организации и проведении их, достаточно прочитать благодарственные адреса, преподнесённые ему. В настоящее время сохранилось два таких адреса: один датируется 1914-м годом, а другой – 1915-м, но их было гораздо больше.


«ДорогойГригорий Яковлевич!

Не имеем слов выражения Вам той глубокой благодарности, которую Вы вполне заслуживаете своими многолетними трудами и заботами по народному образованию в Тобольской губернии. И к чести вашей нужно сказать, что эти труды не остались бесплодными. За время управления Вами учебно-воспитательным делом в народных училищах, это дело в настоящее время поставлено на должную высоту. И больше всего этот успех зависел от ежегодных педагогических курсов, на устройство которых Вы лично изыскивали средства.
Но вы не ограничивались одной инициативой устройства курсов и изысканием средств, нет! Вы ежегодно брали на себя всю тяжесть руководительства курсами, и только благодаря этому и Вашей широкой педагогической опытности учащие убедились в неоспоримой полезности курсов.
Несомненно, успех дела зависел от хорошего выбора преподавателей на курсах, которые, честно и ревностно выполняя свои обязанности, немало нам дали знаний и умений для успешного ведения школьного дела. Всё это и побуждало бы нас, участников настоящих педагогических курсов в городе Тобольске, скромно, но от полноты сердца выразить Вам, многоуважаемый Григорий Яковлевич, глубокую благодарность за то, что, вверяя нам школы, Вы не предоставляете нас самим себе, а приходите нам на помощь устройством упомянутых курсов.
Многоуважаемый Григорий Яковлевич, не откажите взять на себя приятный труд передать от нас искреннюю благодарность уважаемым преподавателям курсов.

Благодарные курсисты и курсистки.

3 Августа 1914 года.                                                                                                                                                                                Тобольск».

Всего 43 подписи[3].

 

Плохое однообразное питание, нервное и умственное напряжение (как правило, занятия одновременно с 2-3 группами учеников в сельской школе), недостаток пребывания на свежем воздухе способствовали ослаблению здоровья учителей. Маляревский считал одной из самых главных своих задач заботу об их здоровье. Среди учащих Западной Сибири особенно был распространён туберкулёз лёгких. Летом 1915-го года в с. Кривинском Курганского уезда была открыта лечебница для учителей на изысканные директором средства. Купание в солёном озере, находящемся близ села, и грязевые ванны прекрасно помогали от ревматизма и некоторых других заболеваний.

Г. Я. Маляревский был не только практиком и организатором школьного дела, он проводил большую методическую, научно-исследовательскую и просветительную работу. Он автор более 20 опубликованных работ по истории сибирского образования и методике преподавании.

Например, в 1896 году Григорий Яковлевич публикует «Очерк истории и современного состояния народного образования в Сибири», издательство Санкт-Петербурга.

Г. Я. Маляревский принимал активное участие в общественной жизни Тобольской губернии: был членом Комитета Тобольского губернского музея, считал необходимым проведение железной дороги до Тобольска и посвятил этой проблеме несколько статей. Неоднократно Маляревский назначался губернатором на должность почётного мирового судьи округа, а также председателем и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. Он даже написал брошюру «О вреде пьянства.

В 1916-м году ему было поручено временное исполнение обязанностей директора нового учебного заведения (которые он исполнял, не оставляя своей основной службы), открывающегося в Тобольске, - учительского института. На плечи Григория Яковлевича ложатся все трудности организационного периода: подбор помещения, педагогических и студенческих кадров, финансовые дела.

В 1917 году в «Ежегоднике тобольского губернского музея» № 28 была напечатана его статья «Особенности говора крестьян-старожилов Тобольской губернии».

Ратуя за проведение железной дороги до Тобольска, Маляревский заботился, прежде всего, об экономическом развитии Тобольского края. Об этом можно судить и по его брошюре «Экономические нужды средней часть Тобольской губернии», изданной в 1907-м году.

Мечта о том, что Сибирь в будущем станет богатым краем, где население обретёт материальную состоятельность, будет культурным и образованным, - основополагающая и в статьях Маляревского, и в его практической деятельности. Наилучшим и кратчайшим путём для этого Григорий Яковлевич считал экономическое развитие края, просвещение и образование народа, внедрение культуры в производительный труд, а не революцию, которая, по его мнению, может нанести непоправимый вред нравственным и культурным устоям государства.

Маляревский не был обойдён знаками отличия. К 1914 году он имел ордена Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й и 3-й степени, орден Св. Владимира 4-й степени и несколько медалей. «Величайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 января 1917-го года произведён за отличия в чин Действительного Статского советника»[2], то есть в гражданские генералы, что давало ему право на личное дворянство.

Судя по описи дел Тобольской Дирекции народных училищ[2], на 1917 год была запланирована масштабная работа. Постепенно, но неуклонно народное образование Западной Сибири развивалось и совершенствовалось.

Этот планомерный и последовательно налаженный ритм нарушился политическими событиями февраля 1917 года.

Перемена образа правления, происшедшая в России, объявлялась законной и опирающейся на волю народа. Маляревский всегда считал, что первейший долг гражданина и, прежде всего, интеллигента как человека культурного – заботиться о благополучии своей Родины. Если новая власть пользуется поддержкой народа и может обеспечить достойный выход страны из ситуации войны, он был готов примириться с ней.

Когда в апреле 1917 года учителя Ишимского уезда решили ходатайствовать о съезде, Маляревский не только уведомил Тобольского губернского комиссара о своём согласии и изыскал денежные средства на его проведение, но и предположил необходимость подобных съездов в других уездах губернии.

Один за другим проходят учительские съезды в разных уездах губернии. Но что самое парадоксальное?!! Один за другим четыре съезда объявляют недоверие тому самому человеку, который ходатайствовал за них!

Такое решение учителей явилось для Григория Яковлевича неожиданным, очень больным и незаслуженным ударом. Оно не было подтверждено никакими аргументами: ни Маляревский, ни его начальство не получили ни одной выписки их протокола или отчёта съездов. Сначала Григорий Яковлевич пытался опротестовать это решение, но безуспешно.

Он, считая недостойным для себя дальше участвовать в этом разбирательстве, подал в отставку.

С тех пор жизнь Григория Яковлевича круто изменилась. Практически он в 51 год, полный сил и энергии, педагогических и просветительских замыслов, оказался не у дел. Способный на деятельность большого масштаба, обладающий солидным педагогическим и организаторским опытом и способностями, которых с избытком хватило бы не только на Тобольскую губернию, он был заброшен судьбой сначала в Курган, потом в Омск, где служил бухгалтером и заведующим статистическим отделом Союза маслодельных артелей. Стараясь уйти от войны, мирный Союз маслодельных артелей всё дальше продвигался на Восток, пока не очутился в далёком китайском городе Харбине. А там и распался, предоставив своим бывшим работникам самим устраивать нелёгкую жизнь на чужбине. Маляревский стал работать научным сотрудником в институте ориентальных и коммерческих наук.

В 1932 году он скончался от порока сердца и был похоронен на Харбинском кладбище.

На долгие десятилетия имя Григория Яковлевича Маляревского оказалось совершенно забытым. Его политические убеждения пришлись не «ко двору» советской власти. Человек, убеждённый в том, что путь к улучшению жизни народа и гуманизации всех сфер общественной жизни лежит через просвещение и образование, а не через революции, да ещё и уехавший из России, воспринимался как элемент, чуждый государственной системе.

И только в перестроечные годы о вкладе Г. Я. Маляревского в развитие образования в Сибири, о нём самом как о прогрессивном деятеле просвещения стали говорить учёные-педагоги и историки. В настоящее время на старом здании Тобольского пединститута, выросшего из Учительского института, основанного Маляревским, висит мемориальная доска в знак признания его заслуг.

 

Примечания:

  1. ТЕВ*, 1895, № 16, с. 57.
  2. ГБУТО «ГА в Тобольске»: ф. 149; ф. 5, оп. 1, ед. хр. 21, 24, 39, 40, 46, 57, 92, 95, 111, 112; оп. 2, ед. хр. 3.
  3. Маляревский Г. Я. Отчёт по краткосрочным педагогическим курсам для учителей и учительниц сельских начальных училищ Тобольской губернии, бывшим в г. Тобольске с 14 июля по 10 августа 1910 г. - ГУТО «ГА в Тобольске».
  4. Домашний архив Т. И. Солодовой.
  5. Маляревский Г. Я. Очерк истории и современного состояния народного образования в Сибири. – С.- Петербург, 1896.
  6. Маляревский Г. Я. Экономические нужды средней части Тобольской губернии. – Тобольск, 1907
  7. ТГИАМЗ, ф. 53 ТМ КП 13582; 13589/123
  8. Солодова Т. И. Сплетенье судеб и имён. – Тобольск, 2008

-------------------

         * Газета «Тобольские епархиальные ведомости»

 

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 127 - 131.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»