Гаврилов М. И.,
к.б.н., г. Заводоуковск

 

«Над природой не властвуют,
если ей не подчиняются»

(Френсис Бэкон,
один из основателей материализма)

Под «эталоном» принято понимать что-то типичное, надёжное – то, о чём известно достаточно много и точно, что не просто сломать – но чьи изъяны характерны для ближних и дальних соседей (уровень загрязнения). Таков в нашем представлении Урало-Западносибирский мегарегион: Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областями. Имеет место и более широкая трактовка с республиками Предуралья и сравнимая уже с такими территориями как половина Европы. Интегрированное представление Экологии - науке о доме, видимо приводит нас ко времени первых захоронений человека около 100-60 тыс. лет тому назад и позднее появлением основного загрязнителя–сельского хозяйства послеледниковых 10-12 тысячелетий ("Педагогика-Пресс": Москва,1994). Сочетание в данном контексте понятий экологии и эталона при  наличии доказательной базы приведёт к формированию нового взгляда на будущее в эколого-экономических межрегиональных связях,"подтянет" к взаимодействию и другие регионы РФ. Приведёт к стабильности.

Основные параметры анализа при первичном рассмотрении могут быть следующими: степень изученности, общая геологическая эволюция, сведения о полезных ископаемых; зональные явления (ландшафтные, погодно-климатические, почвенные, мерзлотные, геоботанические, зоогеографические); вопросы экономической и социальной географии (население и трудовые ресурсы, межотраслевые комплексы, внешнеэкономические связи); экологические проблемы - в том числе опасности; перспективы устойчивого развития; степень реализации национальных проектов. Но в задачу автора входит лишь предварительная оценка в рамках запроса InfoER (Единая Россия, сайт - пр.er.ru.) принять участие в формировании народной программы партии. Всё это достаточно точно, и что важно для освоения – концептуально представлено в доступной литературе [1,3-6,9-12,14-17,14-17,21,25-27,29,31].

Научные исследования природных условий и ресурсов характеризуемого региона были начаты в первой половине ХVIII века: Великая Северная экспедиция (1733-1743 годов), Двино-Обская и Обско-Енисейская с участием Академии наук (И. Г. Гмелин,Г. Ф. Миллер, О. Н. Делиль). Руководили работами П. С. Паллас, И. И. Лепехин, И. А. Гильденштедт,а в составе были Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, Н. П. Соколов, Т. С. Мальгин, Н. П Рычков, И. И. Георги и многие известные в будущем почитатели (М. И. Ломоносов) и исследователи (Семён Ремезов). Это продолжалось подчас в тяжелых и драматических условиях тундры, таёжных и лесостепных зон в семисотых годах первого тысячелетия. Восьмисотые открывает , видимо финский этнограф М. А. Кастрен (1845), учреждается Североуральская экспедиция Русского географического общества, возглавляемая Э. К. Гофманом (1846). В 1874-1876 годах экспедиция П. Крузенштерна ищет возможности соединения водным путём бассейнов Оби и Печёры. Появляются планы соединения каналами Оби и Енисея, создание Севморпути и Мангазеи. Заметки о Нижнем Иртыше, средней Оби и Сургуте оставил К. М. Станюкович (1843-1903). В 1885 году открылось железнодорожное сообщение между Тюменью и Екатеринбургом, а Носиловымпубликуется статья o переходе Запсиба через Уральский хребет. В восьмисотых между тем появляется учение Карла Маркса, Российский теоретический и практический марксизм. В начале девятисотых на Урало-Сибирских просторах - значимые работы лесовода и агронома А. А. Дунина-Горкавича, классиков геоботаники Б. Н. Городкова и В. Б. Сочавы. А академик И. М. Губкин в 1932 году предсказал нефтяное будущее Тюмени. Но уже в конце ХХ-начале ХХI века возникает проблема соответствия действий человечества общим законам развития биосферы (академик Н. Н. Моисеев,2000год). А единственный путь по его мнению – коэволюция - совместное развитие внутренних и внешних систем, не препятствующих развитию суперсистемы –экологии планеты. Восстановление режима коэволюции по историку биосферы и экологии Н. Н. Моисееву требует:

  1. Избегание кризисных ситуаций;
  2. Экологический империтив (приоритет);
  3. Сохранение существующего аттрактора;
  4. Выработка долгосрочной стратегии;
  5. Ориентир на формирование ноосферы по терминологии академика В.И. Вернадского [7,22].

В новой, но забытой политической трактовке более ранних российских авторов – это стратегия оптимистического консерватизма. В настоящее время зелёный ориентир России до 2060 года – углеродная и экологическая нейтральность. Очередное потепление чрезвычайно опасно, а южные напасти, эпидемии в том числе, потянутся к северу. Несогласно гипотезе цикличности через определённый срок природа вернётся к типичному межледниковью с похолоданием и новым, возможно меньшим, но всё таки ледником.

Особенностью современных достижений является их стационарный характер, комплексный и региональный подход, картографический метод исследования, технологии бурения и сейсморазведки, трубопроводного транспорта, атомной энергетики, утилизации отходов, цифровой анализ и прогноз, искусственный интеллект. Исследуется наш региональный центревросибирской тектонической плиты, явления спрединга (расколы и раздвиги литосферных плит) от докембрия и палеозоя до современных рельефообразовательных процессов связанных с ветровой и водной эрозией. Картоаналитический подход сейчас доступен каждому даже в учебных целях –открываем многотиражный атлас и в кратчайшем виде – чётко раскрываем для себя тайны недр от докатившейся до долготы Заводоуковска уральской лавы; плюс морских, речных, ледниковых осадков; современного почвенного и растительного покрова, животного мира –вплотьдо насекомых наших тундр, таёжных трёх и степных двух зон с подзонами и азональными явлениями [18,28].  

Задействованы университеты от западных до восточных рубежей и бывшего СССР, и РФ. Огромен вклад  исследований академических учреждений: Институт экологии растений и животных (Свердловск-Екатеринбург), Институт географии Сибири и Дальнего Востока (Иркутск), Всесоюзный (позднее – Всероссийский) институт лесной мелиорации (Москва, Тюменская лесная опытная станция), Институт проблем освоения Севера (Тюмень); прекладных учреждений (Новосибирское аэрофотолесоустроительное предприятие; Центры нефтегазового, сельскохозяйственного, рыборазводного и других направлений). Наблюдается рост историко-культурных, географических, экологических исследований региональных музеев [2,30]. Появляются флористичечкие  и фаунистические исследования, крупномасштабные (1см.-250м.) тематические карты особо охраняемых природных территорий [6].

Так на основе авторской карты и интерпретации к ней (Гаврилов М.И.,1990), литературных источников растительный покров заповедника «Малая Сосьва» даёт представление о целом тюменском регионе, таком как Кондо-Сосьвинское Приобье. Эта территория состоит из четырёх типов растительности: лесной (14 групп ассоциаций и 42 ассоциации); болотной (олиго-, мезо-, евтрофного подтипов), 20 классов формаций, 39 групп формаций, 131 ассоциации; кустарниковой (5 формаций, 6 групп ассоциаций, 12 ассоциаций; луговой – подразделённого на 3 класса формаций и 13 подклассов формаций, 19 групп формаций, 44 формаций, 65 ассоциаций. Ассоциации болот, кустарников и лугов даже в таком масштабе по причине гетерогенности (размеров до нескольких десятков метров «кочка-межкочье») даже на нашей карте представлены быть не могут. Особый интерес вызывает геоботаническая индикация в том числе конкретных административных территорий, ведь именно растительный покров показывает основные интимные качества рельефа, почв и климата – заключающиеся в понятиях пологовoго водораздельного склона – плакорность, крутых склонов верхних речных террас–литоморфность, переувлажнённых низин – гидроморфность, затапливаемых пойменных нижних склонов – старопойменность и аллювиальность [6,8,16,17,19,20].

Эта картографическая работа построена согласно регионально–(внутриландшафтно) типологического принципа была предпринята и позже проиллюстрирована в «Нашем наследии» за 2010 год, где приведены формулы ландшафтов Девственной средней тайги и Северной лесостепи (современного и восстановленного). Привлечём теорию и практику профессионалов-огнеборцев: в первом случае не были пройдены огнём евтрофные (низинные болота, первичные заболоченные березняки) и водные территории (реки, озёра); во втором –тоже гигроморфные аналогичные поверхности (голубая окраска на карте). Соотношения в обоих случаях почти равновелики - по 15 %. Напрашивается вывод об огнетворческой функции таёжного и лесостепного пожара. Важным фактом служат сведения о послепожарных за истекшие сто лет молодняках заповедника «Малая Сосьва»–до 10 %. На 100 тыс. га приходится около 10 тыс. га пройденных огнём лесов. Не возобновившиеся гари с редким подростом берёзы на месте темнохвойных лесов составляют 1,5 %, на месте светлохвойных - 0,65 %. Это основа «золотого фонда углеродного депо». Запасают углерод так же старовозрастные  хвойные и лиственничные древостои–44 % площади за счёт своей замедленной фазы вегетации и значительной доли сухостоя. Около 20 % заболоченных сосняков пульсируют в стадии "сфагновый лес-болото" [3,13,17,19,20].

Наш регион охлаждает северное полушарие, как в сундуке накапливает снежную массу-влагу, защищает Тюменские просторы от капризного Гольфстрима,сохраняет вечную и долговременно сезонную мерзлоту грунтов, защищает планету от парниковых газов. Где найдёшь еще такого технолога и исполненного работника. А каково адаптироваться к нашим четырём временам года?! Это развивает особые качества человека, его здоровье и даже креативность. Будущее Урало-западносибирского региона в первоочередности национальных проектов, плюсах от экологичной экономики и инноваций.

Региональная экологическая доктрина вытекает и из проблем нашего эталона. Политико–экономические перспективы экологи Урала ещё в середине девяностых представляли зависимыми от тактики осторожного оптимизма, что созвучно с современной терминологией политиков. Но только теперь появились возможности поэтапной реализации основной, государственной доктрины. Как не вспомнить роковые девяностые По физико-гео-графическому положению Урало-сибирский регион становится всё более притягательным. Здесь реально гарантирован приток наиболее активного трудоспособного населения. Сырьевые, транспортные и энергетические инфраструктуры готовы для мощного промышленного прорыва. Имеются неограниченные возможности для развития межрегиональных и межгосударственных взаимовыгодных отношений без регионального эгоизма [31].

А особое качество государства – в суверенитете, конкурентном содружестве партий, если хотите – в сотворчестве с природой особенно в условиях полицентризма и политической нестабильности. Необходимо совершенствовать систему управления всех уровней. Глобальное государство Российская Федерация  состоит из регионов. Регион-эталон подразумевает первоочередные права и обязанности в стабильности, устойчивом развитии. То что начиналось ещё в девяностые –принятие экологической доктрины требует её исполнения. Известный вопрос «кем взять?». Чем понятно–экологией.

Классическое наше образование в педагогическом ВУЗе предусматривало естественно-географические  и другие факультеты –где готовили физиков, математиков, биологов, химиков, географов. Сейчас прекладные специальности университета изучают природоведение для высшей школы под названием «Концепции  современного естествознания». Здесь предусмотрены космология и экология в широком смысле с понятиями социологии, экономики, науковедения. А вот  педагогика с психологией оказываются в «свободном плавании». Дерзайте, коллеги.

 

Примечания:

  1. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области. - Екатеринбург.- Средне-Уральское кн. изд.-во. 234 с.
  2. Калинин В.М., Беспалова Т.Л. О фоновом содержании углеводородов в природных средах нефтегазовых месторождений Тюменской области». Водное хозяйство России. РосНИИВХ, Том 6 № 3, 2004. С. 212 – 213.
  3. Боч М.С., Мазинг В.В. Экосистемы болот ссср. - Ленинград.: Наука, 1979. -185 с.
  4. Буйдалина Ф.Р. Численность землероек средней тайги Зауралья и её динамика // Вопросы динамики популяций млекопоитающих: информ. мат-лы. Свердловск, 1988, 9-10С.
  5. Васин А.М., Васина А.Л.,Гаврилов М.И., Лыхварь В.П. Рогачёва Э.В., Сыроечковский Е.Е., Штильмарк Ф.Р. Заповедник "Малая Сосьва"// Заповедники Сибири - Москва., Лагота, 1999. - С. 28-47.
  6. Гаврилов М.И. Методические основы и этапы составления крупномасштабной карты заповедника "Малая Сосьва" //Опыт исследования растительных сообществ в заповедниках. - М., 1988. С.44-57.
  7. Гаврилов М.И. Мировоззренческие основы экосифии академика Н.Н.Моисеева // Качество образования: традиции и инновации. - Заводокуковск, 2010. - с.119-119.
  8. Гаврилов М И.Внутриландшафтный анализ по растительному покрову эталоннвх участков в подзонах средней тайги и северной лесостепи Западносибирской равнины // Наше наследие. - Заводоуковск, 2010.-С.6-11..
  9. Горновский К.В. Растительность Кондо- Сосвинского заповедника // Науч.-метод.зап. Главного управления по заповедникам -1949. - Вып.Х11. - С.55-57.
  10. Горчаковский П.Л. Основные проблемы исторической фитогеографии Урала. - Свердловск: УФ АН СССР, 1969. - 285 с.
  11. Дибцев Е.Н., Тимофеев А.Д. Основные черты рельефа СосьвинсконоПриобья // СосьвинскоеПриобье. - Иркутск, 1975.- С. 14-101.
  12. Дорогостайская В.В. Систематический список цветковых и сосудистых споровых растений Кондо- Сосвинского заповедника (рукопись). М., 1945 . ЦГА РСФСР. - Ф.58.
  13. Захаров А.И. Динамика влажности лесных горючих материалов и возникновение пожаров от гроз (в условиях Тюменской области): Автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. - Свердловск, 1983. - 18 с.
  14. Ильина И.С. Основные географические закономерности растительного покрова Западно-Сибирской равнины // Растительный покров Западно-Сибирской равнины. - Новосибирск, 1985.- С 8-18.
  15. Караваева Н.А. Почвы тайги Западной Сибири. -1973. - 165 с.
  16. Крауклис А.А. Факторально- динамические ряды таёжных геосистем и принципы их построения // Дюкл. Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока. - 1969. - Вып.22. - С.15-25.
  17. Лапшина Е.И. Геоботаническое картографирование таёжной зоны Западной Сибири // Геоботаническое картографирование.-Л., 1973.- С49-60.
  18. Лесная энциклопедия.- Москва "Советская энциклопедия", - 1986. - Т.2.: Карта растительности мира, Почвенная карта СССР -вкладыш за стр 64; Карта растительности СССР, Леса СССР (карта) -вкладыш за стр 304.
  19. Лисс О.Л., Березина М.А. Болота Западно-Сибирской равниныМ.: Изд-во МГУ. 1981. - 232с.
  20. Маковский В.И., Шадрина Н.И. Типология заболоченных лесов и болот Тавды-Куминского междуречья // Тр. Ин-та экологии растений и животных УНЦ АН СССР. -1972. - Вып. 83.- С.131-163.
  21. Михеев В.С. Ландшафтно-географическое обеспечение комплексных проблем Сибири - Новосибирск: Наука,1987.-206 с.
  22. Моисеев Н.Н. Проблема соответствия действий человека общим законам развития биосферы // Вестник экологического образоавания в России. - 2000. - №1 (15). С.3-5.
  23. "Мой адрес - Советский район": Научно-художественное издание.- Авторский коллектив: Беспалова Т.Л. и др - Екатеринбург,2003. - 316с.
  24. Основные положения устойчивого развития России / Под ред. А.М.Шелехова. - М., 2002. - 161 с.
  25. Сочава В.Б. Растительный покров на тематических картах.- Новосибирск: Наука,1979. - 187 с.
  26. Сторожева М.М. Материалы к характеристике болот восточного склона  Северного Урала и Зауралья . - Свердловск, 1960.- 55с.
  27. Сукачёв В.Н.Избранные труды.- Л.: Наука,1972. - Т.1. - 418 с.
  28. Сельскохозяйственная энциклопедия: Москва, 1953. - Т.3. - Маркс Карл С.156-166.
  29. Пономарёв Г.В., Михеев В.С. Оценка хозяйственного освоения средней тайги СосьвинскогоПриобья // Природные режимы средней тайги Западной Сибири. - Новосибирск,1977. - С. 4-16.
  30. "Хлебный-Целебный-Лесной" Заводоуковский район: история, события, люди. - Екатеринбург,- Средне-Уральское изд-во,- 2004.-436 с.
  31. Экология Ханты - Мансийского автономного округа /под ред. И.И. Плотникова. - Тюмень, 1997.- 268 с.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 113 - 117.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»