Животова А. Н.,
ведущий специалист сектора краеведческого
туризма Библиотеки истории города,
филиала ЦГБС г. Тюмени

Хажеева И. В.,
старший преподаватель кафедры
документоведения и документационного
обеспечения управления Тюменского
государственного университета

 

История Тюменского государственного университета начинается с 1930 года, когда был создан сначала Уральский агропедагогический институт, который с 1934 года стал именоваться Тюменский государственный педагогический институт, а с 1973 года – Тюменский государственный университет. В 2014 году частью университета в качестве филиалов стали Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова и Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева. В связи с этим целесообразно включить в повествование эти учебные заведения.

Великая Отечественная война внесла значительные коррективы в деятельность учебных заведений. Большинство из них в первые дни войны занимались переездами, освобождая свои здания для развертывания эвакогоспиталей. Здание Тюменского государственного педагогического института по ул. Луначарского, 2 было отведено под сортировочный госпиталь № 1500 с 5 июля 1941 по 16 февраля 1943 года. Нынешние здания Тюменского государственного университета, расположенные по адресам ул. Володарского, 6 и ул. Семакова, 10, приняли эвакогоспиталь № 1498. Госпиталь располагался там с 4 июля 1941 по 27 октября 1944 года. В июле 1941 года для прибывающих с фронта раненых было решено приспособить и здание студенческого общежития по ул. Казанская, 10, позднее остальные общежития вуза были переданы в ведение военного ведомства [1, Л. 239-240]. В Ишиме была развернута работа пяти госпиталей. Госпиталь № 1502 уже 23 июня 1941 года был размещен в основном здании педучилища по ул. Сталина, 1 [2, С. 15]. Из восьми общежитий лишь два остались в ведении педучилища, остальные здания летом 1941 года были переданы в военное ведомство.

Взамен изъятой площади учебным заведениям как правило предоставлялось несколько зданий, они мало удовлетворяли всем необходимым требованиям для подобного рода учреждений. В первые дни войны Тюменский государственный педагогический институт оперативно вывез из здания свое имущество и переехал сначала в помещение вечерней школы, а затем в здание по адресу Республики, 60 (бывшее Владимирское сиропитательное заведение). Не было помещения для читального зала и книгохранилища. Под спортивный зал было приспособлено помещение домовой церкви [3, с. 65].

Тобольский учительский институт в военный период претерпел трансформацию. Так в начале он был объединен с эвакуированным в Тобольск Омским педагогическим институтом [4]. А в 1942 году к данному объединенному вузу в Тобольске присоединился эвакуированный из Ленинграда институт народов Севера. Объединенный вуз получил в свое распоряжение несколько зданий по улице Розы Люксембург, это бывшая тобольская гимназия и несколько одноэтажных помещений во дворе. В них размещались аудиторный корпус, общежитие, квартиры для преподавателей, столовая [5, с. 7].

Недостаток площадей вынуждал перейти на график 2-х или даже 3-х сменной работы и учебы. «Учебные занятия проходили в 2-3 смены, с раннего утра и до позднего вечера. Были проблемы с электрическим освещением, поэтому учились часто при лампах, свечах и коптилках», -вспоминает В. А. Демидов, выпускник Тобольского учительского института [6, С. 13]. «Занятия проходили в разных местах, в основном в средних школах города, в третью смену с 17 до 24 часов ночи», – пишет в своих воспоминаниях выпускница Ишимского педагогического училища В. Д. Богус [7, с. 4.]. С 1943 года обучение в педучилище осуществлялось в первую и во вторую смены, и лишь с 1944 года учебный процесс удалось организовать так, чтобы занятия проводились в одну смену [2, С. 16.]

В учебных заведениях остро стояла и проблема с отоплением, которое повсеместно в эти годы было печным. «Когда на улице трещали январские морозы, в учебных аудиториях царил гнетущий холод, порой замерзали чернила, – вспоминала студентка Тобольского учительского института военных лет Зоя Игловикова – «Мы занимались, не снимая верхней одежды, согреваясь собственным дыханьем, часто простывали» [4].

В военный период вузы самостоятельно обеспечивали себя дровами, а также продуктами питания, выращивая овощи на подсобных хозяйствах. Об одной из таких поездок рассказывает машинистка Тюменского педагогического института О. Ф. Скрябина: «Из нескольких женщин вуза, была организована бригада по заготовке дров в лесу. В нее входили М. С. Семилуцкая — библиотекарь преклонного возраста, З. Н. Рыжова — библиотекарь с больными руками, О. Ф. Скрябина — машинистка и два студента. Руководителем бригады был старший преподаватель немецкого языка В. Я. Цвиккер… Питались очень скудно, часто моросил дождь, одолевали комары, мошки и оводы, жили в маленькой землянке. Когда ложились спать в один тесный ряд, повернуться на другой бок было очень трудно. В ненастные дни, спасаясь от воды, к нам на нары лезли и мыши» [8, С. 12].

В Тобольске и Ишиме проблемы были такими же. Из воспоминаний Н. М. Малышевой, вдовы заведующего кафедрой русского языка и литературы объединенного в Тобольске педагогического вуза В. В. Виноградова: «Весной Виктор Владимирович был послан на разгрузку плотов на Иртыше. Вместе с институтскими работниками он разгружал и пилил дрова на берегу. В бригаде их было четверо: Виктор Владимирович, Р. А. Резник (женщина), В. А. Белошапкова и доцент (физик?) Лифшиц. Они выволакивали на берег нестроевые деревья (из плотов, которые плыли по реке). Строевые деревья были с особой отметкой. Вытащенные деревья на берегу клались на козлы и распиливались. В первое лето бригада выкатила и распилила 50 кубометров дров, из них нам выдали 8 кубометров дров, которые на салазках мы перевезли к нам во двор» [9].

Кроме основных учебных занятий, много внимания уделялось военной подготовке и военной медицине. В начале июля 1941 году в Тюменском пединституте организовали штаб Противовоздушной химической обороны (ПВХО). Начальником штаба был назначен П. И. Мальцев. С 6 июля 1941 года начались занятия по ПВХО. Из штатного состава вуза создали отряд и посты самозащиты [10, Л. 90]. 7 июля 1942 года вышел указ для педучилищ о прохождении обучения и сдаче норм противовоздушной и химической обороны. Занятия по ПВХО в Ишимском педучилище начались уже с 8 июля и были обязательны для всех его работников. Военные занятия с учащимися, начиная с 15 января 1943 года проводили по программе допризывной военной подготовки учащихся 8-10 классов средней школы и 1-3 курсов техникумов, утвержденной заместителем Народного комиссара обороны СССР 22 октября 1942 года. Учащиеся были организованы по образцу военных подразделений: рота, взвод, отделение во главе с командирами. Изучали боевое оружие и военно-санитарное дело [11, С. 18.].

Будни военного времени были очень непростыми как для педагогов, так и для студенчества. Общая картина первых военных месяцах описана студентом Тюменского педагогического института А. Н.Сергеевым: «В связи с объявлением войны Германией у нас в жизни студентов и города вообще многое изменилось. Институт перевели в другое здание, а вместо 4-х лет обучения нам учиться всего 3 года, т. е. еще 2 года, даже меньше за счет ускоренного прохождения программы. Работы хватает и в учебе, и в физической работе. Каждый выходной день выходим на воскресник — то в колхоз, то на производство, так что время проходит быстро. А иногда приходится и так подрабатывать на пропитание. Денег на лето дали 130 руб. за один месяц, так как август занимаемся, так я купил сапоги, а остальное на пропитание. А цены подорожали, студенческую столовую ликвидировали, хлеба дают по 500 грамм на день на студента. Вот и приходится то дрова пилить по вечерам, то еще что-нибудь» [6, С. 14].

Из воспоминаний выпускника Тобольского учительского института В. А. Демидова: «Все, и преподаватели, и студенты жили впроголодь, по карточкам выдавали 500 граммов хлеба, крохи жиров, сахара и круп… Голодные обмороки, болезни среди студентов и сотрудников стали постоянным явлением» [6, С. 15].  В организации общественного питания выручало наличие подсобного хозяйства. В феврале 1943 года вышло постановление СНК СССР «Об улучшении питания студентов вузов», это улучшило снабжение студентов продовольственными товарами.     

Характерным для студентов и сотрудников учебных заведений тюменского края стало участие в трудовых акциях для осуществления помощи местным предприятиям и колхозам. С августа 1941 года и на протяжении всех военных лет коллектив ТГПИ оказывал практическую помощь колхозам Тюменского района в уборке урожая. Согласно документам, в уборочной кампании 1941 года трудились 186 студентов, преподавателей и сотрудников института. Они убирали сено, вязали снопы, работали на молотьбе, сортировке и т. д. [9, С. 14]. По воспоминаниям выпускницы Ишимского педучилища: «Когда наступали летние каникулы – это лето 1942, 43, 44 годов, всех отправляли на 2-2,5 месяца на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы. Работали в Маслянском, Бердюжском, Сладковском и других районах. Помню, после 2 курса нас отвезли на грузовой машине в Бердюжский район, жили в селе Окунево, потом в селе Глубокое, прошли все стадии сельскохозяйственных работ, от прополки до уборки» [7, С. 4].

Коллектив объединенного тобольского вуза помогал в уборке урожая на полях колхозов Тобольского, Вагайского и Уватского районов. В феврале 1942 года по решению Тобольского горисполкома в институте была создана учебно-производственная база и открыты курсы механизаторов сельского хозяйства в целях подготовки трактористов, шоферов, комбайнеров [4].

Коллективы учебных заведений оказывали помощь и предприятиям, участвуя в воскресниках, перечисляли денежные средства в фонд обороны, оказывали шефскую помощь госпиталям и детским домам.  Так, коллектив Тюменского пединститута только в течение первого военного учебного года принял участие в двадцати семи воскресниках на предприятиях, пристани и железной дороге. Заработанные средства перечислялись в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец» и танковой колонны «Боевые подруги». Коллектив пединститута принимал участие в строительстве поезда-бани, который комплектовался в Тюмени. Преподаватели и студенты участвовали в сборе теплых вещей для нужд армии, вели шефскую работу в госпиталях, детских домах [3, С. 66].  Комсомольцы города Тобольска и вуза заслужили благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за передачу 600 тысяч рублей на строительство самолетов-истребителей «Тоболяк» и «Тобольский комсомолец» [12, С. 28].

Из воспоминаний Л. Г. Беспаловой: «Почти все четыре года не знали выходных и каникул. Часто после лекций шли трудиться на предприятия города… В институте мы прошли курсы медсестер, и очень ответственной была работа в госпиталях. Очень тяжело было видеть молодых раненных бойцов, среди которых были совсем юные. Читали раненым лекции, помню свою тему – «Героизм в русской литературе» [3, С. 66]. Курсы медсестер на базе Тюменского пединститута были организованы в июле 1941 года, об этом сообщает газета «Красное знамя»: «В институте на курсах медицинских сестер 19 патриоток упорно овладевают военной специальностью. Комсомолки Салло, Воинова, Зубарева и Овчарова учатся только на «хорошо» и «отлично». В первых числах августа они получат права медицинских сестер» [13, С. 95]. В связи с повышенным вниманием к военной подготовке в военные годы в соответствии с указаниями партии при Тюменском пединституте было решено организовать также курсы для военруков, которые начали работать уже 28 декабря 1943 года.

На протяжении военного периода много студентов, выпускников, сотрудников и преподавателей учебных заведений уходили на фронт. С началом войны произошли изменения и в научной деятельности учебных заведений. Вузы в Тюмени и Тобольске пересмотрели тематику научно-исследовательской работы с целью приспособления её к нуждам народного хозяйства, обороны страны, сосредоточив основное внимание на темах, связанных с непосредственной помощью армии, промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. 

Подводя итоги, следует отметить, что деятельность учебных заведений в годы Великой Отечественной войны подверглась серьезной трансформации. Изменились условия обучения: переезды, теснота, переход на 2-3-сменный график учебы и работы, трудности с отоплением и канцелярскими принадлежностями и голод. Однако, несмотря на военные тяготы, подготовка кадров осуществлялась даже в таких условиях. Студенты и педагоги добровольно брали на себя дополнительные обязательства: по общественной работе, по помощи предприятиям города, госпиталям, сбору денежных средств и вещей для фронта. На базе учебных заведений реализовывались программы по освоению военных специальностей: курсы медсестер, военруков, механизаторов. Определенный вклад ученые-педагоги Тюмени, Тобольска и Ишима внесли в развитие местной промышленности, народного хозяйства, а также в формирование патриотического настроения жителей города. Это связано с активным участием коллектива в воскресниках и субботниках на предприятиях и с научными разработками, которые в этот период были направлены на помощь армии, промышленности, транспорту и сельскому хозяйству.  В рамках учебной и трудовой деятельности в тылу, а также военного участия – на фронте, сотрудники и студенты высших учебных заведений внесли весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

 

Примечания:

  1. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П.-7. Оп. 1. Д. 556.
  2. Сквозь времена и события - в будущее: к 90-летию Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) Тюменского государственного университет. – Тюмень: Издательство Тюм. гос. ун-та, 2019. – 232 с.
  3. Хажеева И. В. Социально-бытовая повседневность преподавателей и студентов Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны / И. В. Хажеева, А. Н. Животова // Общество: философия, история, культура. – 2020. – № 3. – С. 64-68.
  4. Тобольский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны // Тюменский государственный университет: [официальный сайт]. - URL: https://tobolsk.utmn.ru/presse/novosti/ko-dnyu-pobedy/870684/ (дата обращения 15.09.2021).
  5. Гуськова А. Б. Из жизни В. В. Виноградова. Тобольск: 1941-1943 годы // Виноградовские чтения: материалы межвузовской научной конференции (20-23 ноября 2001 г., г. Тобольск). – Тобольск, 2001. – С. 3-14.
  6. Демидов В. А. Альма-матер. Корни и крона / В. А. Демидов. - Омск: Амфора, 2017. – 168 с.
  7. Богус В. Д. «Война - наша юность...»: воспоминания преподавателя ИГПИ им. П. П. Ершова В. Д. Богус // Альманах «Ишимский учитель». - 2020. – 1 ноя. (№ 6). – С. 5.
  8. Тюменский государственный университет: страницы истории вуза в годы Великой Отечественной войны. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2020. – 376 с.
  9. Из воспоминаний Н. М. Малышевой, вдовы академика В. В. Виноградова // Вестник Европы. - 2010. - № 28. - URL: https://magazines.gorky.media/vestnik/2010/28/iz-vospominanij-n-malyshevoj-vdovy-akademika-v-v-vinogradova.html (дата обращения 16.11.2020).
  10. Архив Тюменского государственного университета. Ф. 765. Ф. Оп.2. Д. 15.
  11. Балдаев М. Р. Институт в дни войны / М. Р. Балдаев // Красное Знамя. – 1944. - № 168 (5606).
  12. Прибыльский Ю. П. Имени Д. И. Менделеева. Документальный очерк о прошлом и настоящем Тобольского педагогического института / Ю. П. Прибыльский, С. В. Слинкин. – Тобольск: Минитипография ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. – 255 с.
  13. Тюменская школа в XX веке: хрестоматия. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. – Том II. - 336 с.

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 70 - 73.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»