Гагин В. В.,
к.и.н, старший научный сотрудник
Военно-воздушной академии
им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж

 

Ещё до пуска тракторного завода в правительстве неоднократно поднимался вопрос о возможности перевода Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) на производство танков и артиллерийских тягачей. В тридцатые годы завод уже работал на оборону. Кузнечное производство выполняло заказы авиационной промышленности. На заводе изготавливались корпуса артиллерийских снарядов и мин для ротных минометов, так пригодившихся во время боев на реке Халхин-Гол.

В 1939-1940 годах ЧТЗ была разработана и поставлена на серийное производство конструкция артиллерийского тягача С-2. А всего завод дал армии 1 212 таких машин.

Отличными тягачами зарекомендовали себя и тракторы С-60 и С-65. Стальные уральские «богатыри» легко транспортировали тяжелые гаубицы по пересеченной местности. В заводской газете «За трудовую доблесть» майор запаса Герман Федорович Коршунов вспоминал о том, какую неоценимую помощь во время войны с Финляндией артиллеристам оказали прибывшие из Челябинска гусеничные тракторы С-65. На этих машинах по бездорожью, снежным заносам и лесным завалам, под непрерывным огнем противника на передний край фронта доставлялись 152-мм гаубицы и боеприпасы к ним. За умелые боевые действия при прорыве сильно укрепленной противником линии Маннергейма в дни 22-й годовщины Красной Армии их артиллерийский полк был награжден орденом Красного Знамени. А в этом, как считал Коршунов, также неоценимая заслуга челябинских тракторостроителей, обеспечивших артиллеристов мощными вездеходами – тягачами-тракторами С-65.

О важности для Красной Армии продукции, выпускаемой на ЧТЗ, говорит и телеграмма от 10 апреля 1939 года за подписью замнаркома среднего машиностроения А. А. Горегляда: «Приказываю изготовить и отгрузить по указанию АБТУ (Автобронетанковое управление) дизельных и газогенераторных тракторов 50 ежедневно, начиная с 10 сентября, до конца месяца, всего 900 штук. Дизель-моторы и запчасти отгрузить по указанию АБТУ» [1].

И вот, в последний предвоенный год мирной жизни нашей страны на ленинградском Кировском заводе конструкторским коллективом, возглавляемым Ж. Я. Котиным и Н. Л. Духовым, разработан и проверен в боевых действиях тяжелый танк КВ. В Финляндии машина показала превосходные качества своей броневой и огневой мощи и была принята в серийное производство. Тогда-то и встал вопрос об организации массового производства нового танка на другом заводе. Лучшего места, чем Урал с его мощной металлургической базой, было и не назвать.

В связи с этим 20 июля 1940 г. вышел приказ наркома среднего машиностроения Лихачева «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина». В приказе говорилось: «Директору завода т. Соломоновичу: а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка КВ по чертежам Кировского завода; б) в 1940 году выпустить опытную партию в количестве 5 шт.».

На ЧТЗ приступили к организации танкового отдела №3, который должен был состоять из следующих подотделов:

  1. Конструкторский – по объекту.
  2. Технологический.
  3. Производственно-диспетчерский.
  4. Бухгалтерия.

Так приказом директора завода от 11 июля 1940 года начальником конструкторского подотдела был назначен Б. Е. Архангельский.

Новый отдел формировался из конструкторов спецотдела по арттягачу С-2 и других конструкторских служб завода. В него вошли уже опытные специалисты и руководители, награжденные за вклад в создание и постановку на серийное производство тракторов С-65 и артгягача С-2 знаком «Передовой конструктор советского машиностроения»: М. Ф. Балжи и Л. Б. Тевелев, первостроители ЧТЗ, руководители конструкторских групп С. А. Быбин, Н. Ф. Шилов, а также инженеры-конструкторы П. В. Мицын, Н. Ф. Карпачев, А. Р. Подругина, З. Д. Селенская, техники-конструкторы Л. Г. Бахарева, Ю. А. Белоносова, А. Г. Васильева, Л. В. Голубева, Л. М. Новикова, А. Г. Смагина, Л. А. Терехин, А. П. Шатохина, Н. М. Попова, К. В. Мышенкова, Р. В. Шестерова.

В эти дни коллектив пополнился выпускниками Сталинградского механического института, молодыми инженерами А. А. Авдеевым, В. И. Дуплищевым, В. К. Козлиным, М. М. Пивником и А. М. Черновым [2].

Конечно, новый фронт работы вчерашним тракторостроителям в короткий срок освоить было нелегко. Как вспоминал ветеран отдела Леонид Андреевич Терехин, разбираясь в чертежно-технической документации на танк КВ-1, им нередко приходилось натыкаться на грубые конструкторские ошибки, на нетехнологичность той или иной детали. Чертежи требовали доработки, изменения конструкции деталей. Челябинцы неоднократно выезжали на ленинградский Кировский завод (в дальнейшем – ЛКЗ) по вопросам согласования чертёжно-технической документации. Ленинградцы встречали предложение челябинцев в штыки: «Яйца курицу учат».

Трудности челябинцев в освоении танкового производства видели и понимали в правительстве, поэтому в следующем приказе от 19 августа 1940 года наркома среднего машиностроения говорилось:

«В целях быстрейшего освоения и доработки танка КВ на ЧТЗ:

  1. Испытать опытный образец танка КВ, полученный с Кировского завода, с целью освоения машины в эксплуатации.
  2. Организовать специализированное конструкторское бюро по танкам КВ в количестве 50 человек с задачей:

а) обеспечение высококачественного выпуска танков КВ;

б) приём и надлежащее оформление всей технической документации, полученной с Кировского завода.

  1. Укомплектовать СКБ на ЧТЗ конструкторами с Кировского завода и завода № 174 в количестве 20 человек».

2 сентября 1940 года в КБ появляются командированные из Ленинграда, с завода им. Ворошилова, 10 инженеров-конструкторов, среди которых были Д. Л. Глазунов, П. И. Баженов, А. И. Василенко, П. А. Ефимов.

Следом с ЛКЗ для оказания помощи и консультации по технологическим и конструкторским вопросам на ЧТЗ приехала бригада из 5 человек во главе с заместителем главного конструктора М. И. Ижевским. В нее входили Л. П. Маркин – инженер-технолог, П. И. Кремнев – инженер-электрик, С. В. Федоренко – руководитель конструкторской группы вооружения [3].

Приказом директора завода И. Д. Соломоновича от 29 сентября 1940 года танковый конструкторский подотдел переименовывался в СКБ-3. Главным конструктором бюро назначается Борис Евграфович Архангельский, человек большой эрудиции, инженер высокой квалификации.

Родился Б. Е. Архангельский в 1908 году в Петербурге в семье железнодорожного инженера. Отца вскоре направили на работу в Томск. Туда же переехала и вся семья. Тяга к учебе, к поиску своего места в жизни прослеживается у Бориса Евграфовича с молодости. В 17 лет он поступил в политехникум на специальность землеустроитель. Параллельно учился в музыкальном училище, успешно окончил его по специальности пианист-исполнитель и в течение 4 лет работал пианистом в ансамбле киноклуба Томского военного госпиталя.

И все же молодого человека больше привлекала техника. Архангельский поступил в Томский механический институт, успешно закончил его по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» и был направлен инженером-конструктором на ЧТЗ.

С декабря 1931 года он связал свою судьбу с ЧТЗ, проявил свои незаурядные способности и стал руководителем конструкторской группы, а затем заместителем начальника конструкторского бюро. Вскоре ему доверили руководить конструкторским бюро по моторным установкам, а потом и шасси. Инициативные усилия коллектива Борис Евграфович направил на доработку узлов тракторов С-60, С-65, артгягача С-2. Особое внимание он уделил развитию на заводе рационализации и изобретательства, подготовке инженерных кадров, преподавал на курсах повышения квалификации ИТР ЧТЗ, которые были организованы при Ф3У (фабрично-заводском училище). Архангельский является соавтором книги «Сталинец С-65» – основного пособия по изучению тракторов ЧТЗ. Борис Евграфович проявлял удивительную напористость и упорство при самостоятельном изучении английского языка.

Назначение 11 июля 1940 года начальником конструкторского подотдела № 3 по танкостроению на ЧТЗ Б. Е. Архангельский принял без восторга, но как должное. В душе он всегда оставался верен тракторной тематике. Так, на вопрос в аттестационном листе: «Удовлетворяет ли вас выполняемая работа?» Борис Евграфович ответил: «Я конструктор и желал бы работать по своей, тракторной, специальности. Но сейчас работа в отделе находится в таком состоянии, что, не закончив её, переменить место работы считаю нецелесообразным» [4].

Приступив к новым обязанностям, Б. Е. Архангельский дотошно вник в изучение технической документации на танк КВ-1, разработанной ленинградцами, и нацелил на это весь свой конструкторский коллектив. В его воображении уже функционировал конвейер по выпуску тяжёлого танка в новом, ещё строившемся корпусе, где будут расположены механические цехи, термичка, сборка. Но озадачивала нетехнологичность практически всех деталей, непригодность их для организации поточного производства танков КВ.

В чертежах ЛКЗ вскрывались грубые ошибки, конструктивные недоработки, решение которых не терпело отлагательства. Борис Евграфович выезжал в Москву, в Ленинград по вопросам организации производства танка КВ на ЧТЗ, по согласованию изменений чертёжно-технической документации. Ленинградцы все предложения челябинцев воспринимали болезненно, как удар по престижу. Дело было в том, что организовав на ЛКЗ сборку танков стендовым (тупиковым) методом, Ж. Котин использовал труд высококвалифицированных рабочих специалистов, и по ходу сборки узлов, агрегатов и самой машины конструкторы предусматривали подгонку деталей по месту. Собирать единицы танков таким методом можно, но не более. Сразу выявлялось несоответствие детали чертежам или промашка конструктора при проектировании. Чертёж немедленно дорабатывался, и деталь изготавливалась вновь или, если это было возможно, дорабатывалась уже готовая.

У челябинцев был большой опыт в организации конвейерного производства, не требующего применения высококвалифицированных рабочих, которых и так на заводе не хватало. Вместе с командованием, с конструкторами и технологами ЛКЗ и завода № 174 заводчане стали трудиться над доработкой чертёжно-технической документации и разработкой технологических процессов изготовления танковых деталей [5].

«Мы, вчерашние конструкторы тракторного производства, дивились массивности и необычности конструкций узлов танка» – вспоминает ветеран отдела Анастасия Григорьевна Смагина, много лет проработавшая инженером-конструктором в бюро электрооборудования СКБ-3, а затем и СКБ-2. Конструкторы работали не только у чертёжной доски, но и в цехах, где изготавливались детали, собирались узлы, комплектовался корпус танка.

Изготовление деталей для первой боевой машины осуществлялось в механическом цехе опытного производства, переданном в ведение нового отдела, а также в инструментальном, ремонтном и других цехах завода, имеющих универсальное оборудование и рабочих-универсалов.

Сборка первенца шла на небольшой площадке холодноштампового цеха, закрытой от постороннего глаза высокой металлической загородкой. У входа в неё стоял вооруженный часовой, пропускавший людей по специально утверждённому списку.

И вот наконец-то наступил день рождения новой машины. 31 декабря 1940 г. на участке сборки собрались руководители завода, начальники цехов, принимавшие участие в изготовлении деталей танка. Взволнованные и усталые виновники торжества – начальник сборочного цеха И. А. Воронцов, главный конструктор СКБ-3 Б. Е. Архангельский, его заместитель М. Ф. Балжи и главный инженер танкового отдела №3 Н. Д. Швалидзе – давали пояснения к своему новогоднему «подарку».

Так в ночь с 31 декабря 1940 на 1 января 1941 года из ворот механосборочного цеха вышел первый уральский танк КВ-1. Его испытателями были Л. П. Тихонов и В. М. Земляков.

Впоследствии героические трудовые усилия челябинцев завершились крупнейшей научно-технической победой: на ЧТЗ впервые в мире была освоена конвейерная сборка танков КВ [6].

 

Примечания:

  1. Танкоград. Строительство тяжелых танков. URL: https://rostec.ru/news/tankograd-pervyy-konveyer-tyazhelykh-tankov. Дата обращения: 09.09.2021.
  2. Cоболев Э. Конструкторское бюро: судьбы людей и машин. Челябинск, 1998. – 198 с.
  3. Гагин В.В. Триумф и трагедия тяжелых танков КВ. Воронеж ИЛДВА, 2002. – 80 с.
  4. Cоболев Э. Конструкторское бюро: судьбы людей и машин. Челябинск, 1998. – 198 с.
  5. Федоров Е. Обратная сторона медали. Танковый нарком, который оступился. URL: https://shnyagi.net/298870-Obratnaja-storona-medali-Tankovyjj-narkom-kotoryjj.html. Дата обращения: 31.08.2021.
  6. Попов Н.С., Петров В.И., Попов А.Н., Ашик М.В. Без тайн и секретов. СПб.: ИТЦ «Прана», 1995. – 352 с.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 55 - 57.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»