Быкова Е. В.,
учитель истории и обществознание
МАОУ «СОШ №2»
г.Заводоуковск
В ста километрах на юго-восток от Тюмени находится станция и город районного подчинения – Заводоуковск. Статус города Заводоуковск получил 26-го апреля 1960 года. До 30-х годов на территории современного Заводоуковска находились: старинное село Завод, деревни Уковская и Глазуново, разделённые рекой Ук (что с татарского означает «стрела»), остатки бывшего поместья семьи Колмаковых, небольшой пристанционный посёлок и деревня Сокольники. Мы живём и учимся на территории современного микрорайона Тюменьсельмаш до 1930–х годов здесь был пустырь да картофельные поля соседних деревень, окружённый лесом, манившим жителей своей прохладой, грибами да ягодами. Эти земли стали землями Новозаимского зерносовхоза, который образовался 23 сентября 1930 года. Он располагался в левобережной части Заводоуковска. В предвоенные годы по реке Ук проходила граница между Ялуторовским и Новозаимским районами. 13 ноября 1939 года Заводоуковск получил статус рабочего посёлка в составе Ялуторовского района «В связи с отводом земель для строительства центральной усадьбы» в районе Тюменьсельмаша возводится новое здание конторы, которое было расположено на территории современной конторы ТСМ в её западной стороне. Южнее стали строить домики для администрации и специалистов. Так в первой половине тридцатых годов администрация совхоза переехала со станции на свои земли и пробыла в этой конторе до конца 50-х годов. Много строили из камыша. Камышитовые щиты заготавливали на озёрах Карасье и других, затем щиты возили к месту стройки. На месте будущего дома сначала строился дощатый каркас стен, а потом внутрь укладывали хорошие утеплители из камышёвых матов (щитов). В 1931-1932 годах построили механическую мастерскую, кузницу, два двухэтажных камышёвых барака, одноэтажную контору, в 1934-1935 годах – клуб и больницу. В 1932 году на центральной усадьбе зерносовхоза была построена начальная школа № 2.
Когда мы услышали об этой школе нам стало интересно узнать о ней подробнее, мы понимали, что именно с этой школы начинается история Заводоуковской средней школы № 2. Это было одноэтажное камышёвое здание, расположенное буквой «Т». Находилась она неподалёку от того места, где в 1957 году построят ДК Машиностроителей. Школа располагала четырьмя - шестью классными комнатами, небольшой учительской, библиотекой, кабинетом директора и комнатой для технических работников. Первой учительницей школы была Лепешкина Александра Ивановна. В этом же году школа получила новые учебники: «Живое письмо», «На великой стройке», «Юным натуралистам Урала» и другие. Дети очень берегли книги, учебные пособия и свою школу. Учителями в школе работали: Воронихина Валентина Степановна (заведующая школой), Глазунова Васса, Сновицкая Евдокия Фёдоровна, Сосунова Феоктиста Фёдоровна. Закончив начальную школу, ученики переходили продолжать учёбу в первую школу, которая в то время только выпускала учеников с семилетним образованием.
Пятнадцать лет работала начальная школа № 2. За это время менялся и преподавательский состав школы: директором школы была Фоминцева Мария Степановна, в 1934 году её сменил Шахов Иван Перфильевич. Преподавателями работали: Белоусова Екатерина Дмитриевна, Брюханова Мария Антипьевна, Замятина Татьяна Герасимовна, Карцева Зинаида Карповна, Классина Нина Георгиевна, Пирогова Валентина Степановна, Птицын Виктор Леонидович, Старых Валентина Прохоровна, Шахова Екатерина Ефимовна. В школе обучалось более 100 учащихся. Учителя вместе с учащимися помогали рабочим зерносовхоза в закладке парка, которую начали в 1931 году и закончили в 1935 году. Унылая равнина, расстилавшаяся вокруг нового, быстро развивающегося предприятия не устраивала одного из его первых руководителей Юлия Христофоровича Дзирланка. Очень он хотел, чтобы Заводоуковская земля походила на его родную Латвию. По его почину работники зерносовхоза и ученики школы вместе с учителями не раз и не два выходили на субботники, разбивали аллеи, высаживали кустарники. Так началось озеленение парка, который существует и сегодня. Очень дружили между собой школа и зерносовхоз: вместе вступали в ряды МОПРа (Международная организация помощи рабочим), платили взносы, участвовали в ликвидации неграмотности, распространяли антирелигиозную литературу, помогали совхозу. А совхозные специалисты вели с детьми кружковую работу. В летний период для отдыха детей организовывались лагеря. Так в одном документе от 1 июля 1940 года в перечне плат зерносовхоза значатся отпущенные продукты в пионерский лагерь (Дело № 1 «Книга приказов Совхозный архив»).
Мирно развивалась жизнь на Заводоуковской земле: развивался зерносовхоз, жители становились более грамотными, работали библиотеки, клубы, магазины, шло строительство домов. Началась война 22 июня 1941 года. Сороковые годы мы воспринимаем только через войну. Далеко от театра военных действий находился наш район, но и здесь прошла она острым резцом и навсегда оставила след в судьбах всех семей. 12 850 воинов ушли защищать страну, из них 5 270 погибли, вернулись 7 868. И где только они ни сражались! Воины-заводоуковцы стояли на смерть у стен Москвы, сражались в огненном Сталинграде, громили фашистов на Курской дуге и форсировали Днепр, защищали Заполярье и штурмовали Берлин.
На полях зерносовхоза, у станков авиазавода № 499, эвакуированного из Воронежа работали наши земляки. «Всё для фронта, всё для Победы!» такой лозунг партии стал нормой жизни тружеников нашей земли. Работали не покладая рук. Каждый на своём месте старался не только выполнить доведённый план, но и обязательно перевыполнить его. В годы Великой Отечественной войны парк разбитый зерносовхозом и школой сыграл важную роль в истории авиазавода № 499, эвакуированного из Воронежа. Одной из главных проблем, с которой столкнулись рабочие зимой 1941 года был голод. Доходило до того, что заводчане бросали работу и пускались в погоню за забегавшими на заводской двор из соседнего леса зайцами и лисами. Наголодавшись, уже первой весной они самым серьёзным образом взялись за самообеспечение. И раскинувшийся прямо напротив заводской проходной парк очень помог им в этом. Здесь разбивали огороды сажали картошку, капусту. С этой целью использовался совхозный огород. Он подразделялся на «огород лётчиков», капустник, «огород Мосстройпуть», «сад «Мосстройпуть». Были парники, они занимали 100м2. Сад и парк заложенный зерносовхозом охранялись. В приказе № 47 от 14 апреля 1943 года «О предотвращении порчи деревонасаждений в парке ЗСХ» предписывалось «…пока нет ограды поставить 5 сторожей, в две смены, запретить хождение пешеходам, проезд на лошадях и автомашинах по саду и парку». Снабжение продуктами было налажено так хорошо, что авиаконструктор О.К. Антонов посетивший завод говорил, что заводоуковские авиастроители живут, как у Христа за пазухой. Так судьба парка навеки оказалась связанной с заводом. Нелегко приходилось людям, которые, не считаясь со временем, работали и получали 400 грамм хлеба по карточке, стойко как воины на фронте, несли все трудности жизни тыла.
Школьники в это сложное для страны время создавали детские бригады для работы в сельском хозяйстве. Ребята трудились в свободное от уроков время: на фермах, полях, в лесу заготавливали дрова, выпускали стенные газеты. Учащиеся считали, что каждая тонна поставленного сена, выкопанного картофеля, каждый гектар вспаханного и сжатого поля – это удар по врагу. При школе в мастерских ребята после уроков делали рамы для санитарных палаток, шили бельё и солдатское обмундирование, маскировочные халаты. Получая скудные пайки, школьники трудились в эвакогоспитале – ухаживали за ранеными. Учителя и ученики старались окружить вниманием и заботой семьи, чьи отцы были на фронте, занимались сбором лекарственного сырья и металлолома. В годы войны дети учились и работали. Электрического освещение не было – занимались при свете ламп и лучин. Школа в годы войны не только училась и трудилась. В свободное от занятий и работы время действовали кружки: хоровой, спортивный, кукольный.
В мае 1945 года закончилась война. В семьи вернулись отцы – страна зажила мирной жизнью, рождались дети, население росло, нужно было продолжать учить детей. С восстановлением и развитием народного хозяйства укрепляется материальная база просвещения. Успешно вводится всеобщее обязательное семилетнее образование. С 1947 года начальная школа № 2 преобразована в семилетнюю школу № 2 - директором был Парис Михаил Иванович, позднее Шатова Е. А, Чебышев Виктор Фёдорович. Михаил Иванович вспоминал, что начинали семилетнюю школу с одного шестого и одного седьмого классов. Позднее обучающихся становилось больше. Учителями работали: Мерзлякова П. А., Окулова М. И., Бабушкина М. А., Сахарова В. А., Галимская Г. С., Глазунов П. И., Мжачих Т. А., Парис М. И., Мерзлякова П. А., Клеер Э. К., Баковикова А. В., Кравчук Н. Г., Елфимова С. В, Скорикова М. П, Гусакова В. И. В школе были октябрятские группы, пионерские отряды. В пионеры принимали самых достойных, при приёме давали торжественное обещание, клятву. Проводили пионерские сборы, торжественные линейки с выносом пионерского знамени под звуки горна и барабана. Много помогали пожилым людям, все были тимуровцами. Большую помощь оказывали в уборке колхозу. С большим уважением относились к своим учителям, их слово было законом для учеников. Напротив, через дорогу был клуб, тоже из камыша, где школьники выступали с концертами, смотрели кино. После окончания 7 класса часть учеников переходила учиться в среднюю школу № 1, а те, у кого не было возможности учиться дальше, шли работать или поступали в ПТУ.
С 1958 года вводится обязательное восьмилетнее образование. В эти годы начинается массовое строительство школ. Рос и наш район. Семилетняя школа № 2 была переведена в 1964 году в восьмилетнюю школу № 2. Директором школы стала Яковлева Тамара Дмитриевна. Школа перешла в новое двухэтажное здание, которое находилось не далеко от старого здание левее ДК Машзавода. Учеников в школе было более 900. Учителями работали: директор школы - Яковлева Т. Д., Фирсова Т. А (завуч школы), Капустина Н. Г., Бабушкина М. А., Баковикова А. В., Сахарова В. А, Бочкина Ю. И., Миронова Л. Г., Некрасов, Смирнова Л. А., Руль Э. Д., Ульянова А. И., Митягина Г. И., Перцхалова Н. А , Анисимова Н. В., Зародова Н. Г. Существовала пионерская организация имени Павлика Морозова. Комсомольская организация, в которую входили самые лучшие учащиеся школы. Отряды соревновались между собой за право съездить на Родину Павлика Морозова. Наша дружина была всегда правофланговой в игре «Зарница», которая была в то время очень популярна.
Современная средняя школа №2 (и её филиал СОШ №3) продолжает жить, развиваться. Отправляя каждый год в далёкое плавание своих выпускников. А наша задача – знать историю своей школы и хранить её традиции и приумножать её славу.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 112 - 115.