Иванов К. С.,
научный сотрудник
Ишимского музейного комплекса
им. П.П. Ершова
Гражданская война, бушев-авшая на территории Западной Сибири в 1918-1919 годы оставила нам немало материальных свидетельств в виде элементов боеприпасов, амуниции, снаряжения и вооружения, встречающихся на просторах нашего края.
Чаще всего, практически около каждой деревни, вдоль всех крупных старинных дорог, на полях и, часто, огородах попадаются винтовочные гильзы. Оно и понятно, так как патроны расходовались противоборствующими сторонами в прямом смысле слова миллионами. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что на окраинах какой-нибудь деревни, за которую более ста лет кипели бои, можно насобирать сотни, а то и тысячи гильз. Гильзы встречаются самых разных калибров и производителей: Франция, Великобритания, США, Российская Империя и даже советская Россия.
До 90 % гильз являются гильзами русского 7,62 мм винтовочно-пулемётного патрона, от винтовки Мосина и пулемёта системы Максима (отечественный вариант). То есть что у красного бойца, что у белого чаще всего при себе были именно эти патроны. Поскольку снабжение рядовых бойцов у противоборствующих сторон «хромало на обе ноги», то они зачастую вынуждены были многое изыскивать на местах (выменивать, покупать, подбирать после боя, даже отбирать) а порой и мастерить из того, что было под рукой, а как раз под рукой всегда были русские патроны.
Итак, из более чем тысячи найденных, помытых и внимательно осмотренных винтовочных гильз были выявлены следующие предметы, напрямую касающиеся солдатского быта времён Гражданской войны.
- Письменные принад-лежности, сделанные из карандашей и гильз. По мере того, как карандаш исписывался и становился коротким, его было трудно удерживать пальца-ми. В таких случаях карандашик просто втыкали в гильзу вместо пули – появлялась возможность исписать его практически до самого конца. Особенно показательна находка на фото 1 – по мере того, как карандаш становился всё короче, сначала вовнутрь гильзы протолкнули пулю (она великолепно сохранилась), затем начали добавлять обрывки ткани цвета хаки (это явно форма английского производства, поставляемая колчаковцам) и, в конце концов, от карандаша осталось буквально пара-тройка сантиметров. Примечательно, что у гильзы полностью сточен выступающий со стороны капсюля рант (закраина) – это сделали, чтобы не натиралась кожа при письме.
- Помазок. Необходимость в бритвенных принадлежностях вынуждала солдат мастерить помазки прямо из подручного материала. Бралась простая гильза, у ближайшей лошади с хвоста отрезался пучок волос, который затем вставлялся в гильзу на место пули и аккуратно, распределяясь по окружности, фиксировался по центу небольшой деревянной пробочкой. После этого ножом подгоняли получившуюся щетину под одинаковую длину и простейший помазок был готов (фото 2). Изготовить его было просто в любых полевых условиях. Благо, мыло было в большинстве воинских подразделений, его и использовали при бритье. На данный момент обнаружен в единственном экземпляре, но исследователи Гражданской войны из других регионов находили аналогичные.
- Контейнер. Гильза во все времена как бы сама напрашивается на роль контейнера – круглая, небольшая, крепкая – она словно своей формой предлагает положить что вовнутрь, например какую-то важную бумагу или сообщение.
- Рукогрейка. Обилие найденных гильз с воткнутой вовнутрь перевёрнутой пулей наводило на мысль, что это контейнер. У большинства гильз капсюль был целый, т.е. использовались цельные патроны. Что, казалось бы, вполне логично. Но «вскрытие», а по сути простое выкручивание пули с помощью плоскогубцев во всех случаях не подтверждало эту версию – внутри было пусто, никаких остатков бумаги или ещё чего-нибудь. Что это? Детская шалость? Тогда почему такие находки встречаются в разных местах? Разобраться помогли коллеги с Курганской области. Оказывается, когда часовой стоял на посту и замерзал, пальцы рук в прямом смысле слова коченели, то он прибегал к следующему методу: брал патрон, вынимал, раскачивая из стороны в сторону пулю, высыпал немного пороху и высекал на него искры при помощи трута (им пользовались тогда гораздо чаще, чем спичками). Воспламенившись, огонь по пороховой дорожке проникал в гильзу и внутри неё жарко сгорал остальной порох. На какие-то секунды гильза раскалялась и начинала быстро остывать. Пулю боец втыкал обратно, но острой головной частью – так было быстрее и удобнее (фото 3). Получался небольшой горячий предмет, который можно было взять в ладонь и поместить кулак в карман, чтобы пальцы хоть немного отогрелись. По-другому просто не объяснить нахождение таких предметов практически повсеместно – не могли же ребятишки везде делать с гильзами одно и то же.
Таким образом, казалось бы, такие простые с виду винтовочные гильзы 7,62 мм патронов открывают нам картину окопного быта солдат Гражданской войны спустя более ста лет. И если повседневная жизнь солдат Великой Отечественной войны является объектом многочисленных исследований и хорошо изученной темой, то тему фронтового быта солдат Гражданской войны на территории Западной Сибири ещё только предстоит раскрыть.
Напоследок стоит заметить, что ещё целый ряд найденных предметов, изготовленных из гильз, только ожидает своей идентификации.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 106 - 108.