Романова Д. В.,
специалист по учёту музейных предметов
ГАУК ТО «ТМПО»
структурное подразделение «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»,
г. Тюмень

 

Изучение истории Великой Отечественной войны по-прежнему вызывает большой интерес как у исследователей этой проблемы, так и у широкой массы читателей. В последние годы актуальность этой темы возрастает с попытками фальсифицировать и исказить сложившиеся научные представления как о глобальных событиях великой войны, так и о частных явлениях. Актуальность возрастает и с появлением большого круга неопубликованных документов. Одним из таких явлений можно считать героический труд тюменского вагонного депо, которое отправило на фронт множество поездов, в том числе два поезда-бани.

В начале войны в Тюмень прибыл с фронта паровоз ФД-21-3031. В 1987 году паровоз установили как памятник у ДК «Железнодорожник», недалеко от вокзала [5, 6]. Сейчас этот поезд считается символом боевой и трудовой славы тюменских железнодорожников [2].

Можно считать, что этот паровоз ФД-21- 3031 является собирательным образом военных и эвакуационных поездов, в том числе уникального сооружения, вошедшего в историю как «поезд-баня». Баня также, несомненно, является важным символом русской культуры на протяжении многих веков.

Нами предпринята попытка реконструировать этот уникальный объект и представить его в виде музейного объекта.

 Музеефикация – это направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в музейные объекты с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности [3]. Суть музеефикации в превращении в музейные объекты недвижимых памятников, объектов нематериального наследия и культурно-исторической среды со всеми её элементами и существующими между ними взаимосвязями [3].

Музеефикацию в широком смысле слова можно считать, как перевод в музейное состояние любого объекта, в том числе движимых объектов [3].

Можно сказать, что паровоз ФД-21-3031 прошёл музеефикацию и стал памятником и объектом музейного показа.

С началом войны Тюмень перешла на военное положение. В Тюмень с центральной части России стали эвакуировать предприятия, эвакогоспитали, учебные заведения, специалистов и гражданское население. И в этом огромную роль сыграли транспортные службы города.

Особое внимание занимал тюменский поезд-баня, который прошёл всю войну. На строительство поезда тюменцы собрали 177 644 рубля. Для поезда-бани отбирались прочные, добротные вагоны. Перед строительством поезда вагоны были проверены два раза [1]. С 6   января 1942 года в Тюмени было начато строительство уникального поезда-бани [2]. Для его строительства было создано две бригады, которые возглавляли Анкудинов и Бочериков. Тюменскому вагонному депо не хватало рабочей силы. Так к ним присоединились плотники с завода «Механик» и промартели «Бытовик». Рабочие депо могли перевыполнять план на 300%, не спать сутками [1]. Поезд был построен за 25 суток. Руководили работой начальник вагонного депо А. И. Кочетков, а комиссаром поезда-бани назначили Семёна Константиновича Пацко [2]. Построен поезд в подарок бойцам, командирам и политработникам Красной армии [1].

Поезд-баня состоял из 10 вагонов – вагон-цистерна на 50 тонн воды. Вагон был покрыт стомиллиметровым теплоизоляционным слоем. Этот вагон обеспечивает поезд водой и теплом. Путь солдат начинался с вагона-раздевальни, в котором находилась длинная скамья для раздевания, шкаф для хранения мыла и мочалок, зеркало, на стенах плакаты, агит-окна. Солдаты сдавали своё обмундирование и могли пройти в вагон-парильню, а могли сразу пройти в душевую. Там находились 26 просторных душевых кабин с розетками. В душевой могли мыться одновременно от 26 до 52 человек. Далее солдат проходил в вагон-одевальню, где его ждала продезинфицированная одежда из дезкамеры, а с вагона-склада чистое бельё. Вагон-одевальня был радиофицирован. В этом же вагоне была парикмахерская. Дальше солдаты могли пройти в вагон-клуб, где находились шашки, шахматы, домино, газеты, журналы, книги, музыкальные инструменты, патефон. Поезд был рассчитан на посещение ста человек в час [1].

6 февраля поезд отправился на фронт, его машинистом добровольно стал Иван Тимофеевич Садаков [2].

Этот вопрос решили в Тюмени в 1942 году, когда за 25 дней был построен поезд-баня. О строительстве 38-го бандезпоезда (БДП) нам рассказывает альбом «Железнодорожники – фронту» (ТОКМ ОФ – 8665). Альбом издан Политотделом Тюменского отделения железной дороги имени Л.М. Кагановича в 1942 году. Авторы – Волчек (текст и оформление), В. Селиванович (художник), Н. Катаев (ответственный редактор). Альбом состоит из 12 листов плотного картона серого цвета, между листами   – прокладки папиросной бумаги. Текст выполнен печатным шрифтом красного цвета, начиная с пятого листа – чёрного цвета. На страницы наклеены фотографии, нанесено несколько рисунков от руки. В фондах музея находятся два альбома из семи. Один принадлежал С.К.  Пацко (поступил в 1992 году), у второго владелец неизвестен (поступил в 1953 году). Легенда альбома, поступившего в 1992 году, рассказывает о том, что предмет бытовал в семье Семёна Константиновича Пацко, затем его сына Валерия Семёновича.

С 1942 по 1945 годы тюменский поезд-баня охватил маршрут от Тюмени до Берлина.

 

Список источников и литературы:

  1. Волчек, Железнодорожники-фронту [Текст] / Волчек; отв. ред. Н. Катаев. – Тюмень: Политотдел тюменского Отделения железной дороги им. Л. М. Кагоновича, - 1942
  2. Ермаков, И. Тюмень-Тыловая [Текст] / И. Ермаков, ред. Н. П. Дементьев. – Екатеринбург : Средне-уральское книжное издание, 1995. - 127 с. : ил.
  3. Каулен, М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России [Текст] / М. Е. Каулен. – [Б. м.]: Этерна, - [Б. г.]
  4. Ковденко, Р. Народная память [Текст] : Все для фронта! Все для победы! / ред. Р. Ковденко. – Тюмень : Три Т, - 2015. – 312 с. : ил.
  5. Коптелов, В. Т. Железная дорога Екатеринбург-Тюмень-Омск [Текст] : очерки истории Тюменского отделения дороги / В. Т. Коптелов; ред. А. И. Васильев. – Тюмень : Вектор Бук, 2000. – 165 с. : ил.
  6. Копылов, Д. И. Города нашего края [Текст] : Тюмень /Д. И. Копылов, В. Ю. Князев, В. Ф. Ретунский. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1986. – 318 с. : ил

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 38 - 39.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»